Конспект урока чтения в 4 классе на тему «М.Горький. Воробьишко»


Саранская специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида

Открытый урок чтения в 4 классе на тему «М.Горький. Воробьишко»

Подготовила: учитель Волкова Т.В.

Саранск 2009-2010



Тема: М.Горький «Воробьишко».

Цель урока: Познакомить с третей частью сказки М. Горького « Воробьишко».

Задачи урока:

  1. Учить осознанному и выразительному чтению произве­дения.

  2. Учить составлять характеристику воробьишки.

  3. Учить чтению по ролям.

  4. Совершенствовать навык чтения младших школьников.

  5. Учить пересказу прочитанного произведения.

  6. Развивать устную речь учащихся.

  7. Воспитывать правильное поведение и отношение к окружающим.

Оборудование: книги для чтения, маски с птицами, портрет М.Горького, набор прилагательных на карточках, картинки по содержанию сказки, книги о птицах, карточки с эпизодами текста.

Ход урока:

    1. Организационный момент. Готовность класса. Дежурный ученик докладывает классу: сегодняшнее число, время года, день недели, фамилии отсутствующих детей в классе.

    2. Логопедическая работа.

-«Улыбка», «Трубочка». -Надуть щёки и сдуть кулачками.

  • «Свеча»

Ребята, а теперь закроем глазки и в нашем классе произойдёт чудо. К нам прилетели птички. (Дети надевают маски, произносят птичьи звуки, а весь класс повторяет и называет птиц.)

Ку-ку, ку-ку, ку-ку — кукушка.

Чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик — воробей.

Тук-тук, тук-тук, тук-тук — дятел.

Кар-кар, кар-кар, кар-кар — ворона.

Огу-огу, огу-огу, огу-огу — сова.

3. Проверка домашнего задания.

  • С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

  • Кто главный герой сказки? Перелётная или зимующая птица воробей?

  • Кто автор сказки?

  • Кто из вас что-то может рассказать из биографии М.Горького? (У Горького рано умерла мама и он рано пошёл работать. Он работал грузчиком, мыл посуду на пароходе, работал пекарем в булочной. У него было тяжёлое детство.) (Об этом учитель рассказал детям на прошлом уроке.)

  • Ребята, я вам напомню, что своё тяжёлое детство и юность М.Горький описал в книгах «Детство», « В людях», «Мои университеты».

  • Ребята, а кто из вас помнит как настоящая фамилия и имя Горького? (Алёша Пешков.) А когда он начал писать взял другую фамилию и имя.

  • Скажите как звали главного героя сказки?

  • Давайте прочитаем 1 часть обзацами.

  • Чего хотел узнать Пудик?

  • О чём мама предупреждала воробьишко?

  • Какой он был по характеру?

  • Давайте прочитаем 2 часть по ролям.

  • Что хотел сделать воробьишко всем людям? Почему?

  • Что он говорил про деревья?

4.Сообщение темы урока.

  • Сегодня мы продолжим знакомство со сказкой « Воробь- ишко» и прочитаем 3 часть.

  • Внимательно послушайте меня и ответьте на следующий вопрос: « Благодаря кому большая воробьиха осталась без хвоста?».

  • Какую песню распевал Пудик? Почему?

  • Каким образом Пудик вывалился из гнезда?

  • Кто начал спасать Пудика? Почему?

  • Что в поведении Пудика вам не понравилось?

  • Каким образом большая воробьиха пострадала?

5.Чтение детьми по цепочке 3 части.


6.Физ. минутка на уроке.

Встал воробышек на лапки, Приготовился к зарядке. Повернулся влево , вправо. Приседанье сделал справно. Клювиком почистил пух, И скорей за парту плюх.

7.Составление характеристики воробья.

( На доске на карточках напечатаны прилагательные для характеристики. Дети выбирают нужные прилагательные для воробьишки).


Маленикий несмышленый

Хвастливый отважный

Мудрый грустный

Пугливый глупеньний

Смелый трусливый



8. Работа с пословицей.


Слов много, а дела мало.

-Как можно соотнести эту пословицу со сказкой?

-К какому герою относится эта пословица? Почему?


9..Словарная работа на уроке.

Растопырил крылья — неуклюже раздвинуть в стороны. Благополучно — удачно, успешно.

Дыбом перья — торчком, поднявши вверх.

Желторотый — о птенцах: с желтизной около клюва.

10. Выборочное чтение учащихся.

(Учитель показывает рисунки, относящиеся к тексту. Дети объясняют, что на них изображено и находят в произведении эпизоды, соответствующие рисункам.)


11.. Пересказ учащимися произведения.

( На карточках напечатано начало какого-либо эпизода из текста, а дети дальше продолжают пересказывать события.)

а) Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик…

б) Пудик всё расспрашивал у воробьихи-мамы…

в) Пудик сидел на краю гнезда и распевал песню…


12. Итог урока.

-Какое произведение мы с вами прочитали?

-Кто автор произведения?

-Назовите главного героя сказки.

-Понравился вам или нет Пудик?

-Нужно ли быть таким хвастливым как Пудик?


13. Выставка детских книг.

(Выставка книг, где главными героями являются птицы.)



Свежие документы:  Рабочая программа по литературе для 5 класса

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: