Конспект урока чтения в 6 классе ««Апрель» В. Бианки»


Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат « VIII вида» р/п Магнитка


456950, Челябинская область, Кусинский Муниципальный район, р/п Магнитка

тел 8 (35154) 3-54-80 e-mail [email protected]


МКС(К)ОУ школа-интернат р/п Магнитка












«Апрель»

В. Бианки


Конспект урока чтения в 6 классе.







Учитель: Королева Лидия Алексеевна.












Февраль, 2013г.






Тема: В.Бианки «Апрель»


Тип урока: комбинированный


Цель. Познакомить с содержанием рассказа В. Бианки «Апрель».


Задачи:

  • Формировать сознательное чтение с соблюдением норм литературного произношения.

  • Совершенствовать навыки чтения и связной речи, развивать все виды внимания и памяти.

  • Обогащать словарный запас путём нахождения в тексте непонятных слов и выражений.

  • Учиться видеть красоту природы, беречь её, заботиться о ней.


Наглядность и оборудование:

  1. Компьютер.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Экран.

  4. презентация к уроку

  5. аудиозапись «Апрель» П. И. Чайковский

6 картины Юона «Мартовское солнце» и И.Левитана «Весна.

Большая вода»

7 таблички со словами: сулит, гнёт, вешние, пестрины;


ХОД УРОКА.


  1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание.

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее.

Начнём скорей урок.

Физминутка (настрой на работу)

Настроим себя на хорошую работу и на быстрое запоминание.

(упражнение с мочками ушей и с ушами)


II. Основная часть.


1 . Проверка домашнего задания

Что было задано на дом?


а) Словарь: шатер ( купол неба, словарь Ожегова – большая палатка, крытая тканью, коврами), окроплены (обрызганы).


б) Выразительное чтение стихотворения А. Плещеева «И вот шатёр свой голубой…»


— 1 ученик – рассказывают наизусть 1 вариант

— 1 ученик выразительное чтение 2 вариант

— Носков — прочитать 1 столбик стихотворения


в) Беседа:

— Какое настроение вызывает стихотворение?

— С помощью чего автор показывает красоту природы? (С помощью прилагательных и сравнений) назовите некоторые из них.

— О каком времени года говорит А. Плещеев?

Какое время года наступило у нас?

— Назвать три календарных весенних месяца:

(на доске выставляются карточки)

март

апрель

май

— Почему три календарных месяца?

(так как в марте у нас зима).

— О каком весеннем месяце мы уже читали?

( мы читали про март)

— Какой писатель познакомил нас с первым весенним месяцем? Слайд 2

(В.Бианки).

— Кто такой В.Бианки?

(писатель-натуралист, он пишет рассказы и сказки о природе, мы прочитали его произведения: «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь», «Декабрь», «Январь», «Февраль». В этих произведениях говорится о том, какое главное дело совершает природа в том или ином месяце.)


— Как в народе называют март? Слайд 3

(парник, капельник).

— Какие основные изменения происходят в марте?

(тает снег, ярче солнце).

— А какой снег тает быстрее: чистый или грязный?

Слайд 4

Вывод: Март – весна света.

(карточка на доску)

2. Новый материал

а) Подготовка учащихся к восприятию нового текста.

Учитель: Сегодня мы продолжим разговор о весне. Если вы прочтете слово (карточку на доску) в обратном направлении, то узнаете название рассказа, над которым будем работать. ьлерпа

— В каком произведении, изученном ранее, апрель сам говорит о своих приметах?

Дети находят в учебнике на стр. 128 отрывок из пьесы С.Я. Маршака «12 месяцев»

«Разбегайтесь, ручьи, растекайтесь, лужи…» Зачитывают вслух.

б) — Не только поэты воспевали это прекрасное время года, но и композиторы в своей музыке.

— Пьесу, посвящённую апрелю, П.И. Чайковский так и назвал «Апрель. Подснежник».

Задание: слайд 8

— Слушая музыку, представьте, как распускаются на проталинке подснежники.

— назовите как можно больше прилагательных – признаков подснежника.

Примеры: хрупкий, нежный, восковой, красивый, изящный… Слайд 9

— Что вы представили себе, слушая музыку?

— В каком месяце весны это происходит? ( в апреле)

— Да, таким увидел апрель Петр Ильич Чайковский и выразил свои чувства в музыке.

в). Работа с текстом.

Художники, поэты, композиторы во все времена воспевали в своих произведениях это прекрасное время года.

— А теперь послушайте, как описал апрель писатель Виталий Бианки. Я прочитаю вам рассказ, который так и называется «Апрель». Слайд 5

в). Выяснение первых впечатлений. Словарная работа.

— Понравился ли вам рассказ?

— О каком времени года в нем говорится?

— Все ли слова в тексте были вам знакомы?

— Как вы думаете, что означает слово СУЛИТ (обещает)? ГНЁТ (тяжесть)? ВЕШНИЕ (весенние), ПЕСТРИНЫ нежных подснежников?

(Вывешиваю на магнитную доску таблички с этими словами).

В апреле расцветают первые цветы. Назовите их.

  • подснежники, мать-и-мачеха

  • ветреница

  • сон- трава

А если мы окажемся в весеннем лесу и все начнём собирать подснежники? Правильно ли это?

-Почему?

Послушайте стихотворение. Слайд 6

«Если я сорву веток

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы-

Опустеют все поляны

И не будет красоты!»

— Чему учит это стихотворение?

-Как нужно относиться к окружающей природе? Слайд 7

Физминутка

Журчание ручьев. Глаза закрыты. Какую картину вы представили?

г) Чтение рассказа учащимися. Анализ текста.

— Ученики читают рассказ по цепочке. Слайд 10

— Как в народе называют апрель? (Зажги снега).

— Как вы думаете, почему? (Зажги – растопи. Тает снег).

— Как об апреле говорят? Прочитайте.

— Почему так говорят?

:- Какое второе дело выполняет весна в апреле?

Вывод: апрель-весна воды.

(карточка на доску)

— Как вы понимаете словосочетания «вешние потоки», «вешние воды»?

Слайд 11

е) Работа парами: вы послушали, как описал апрель В.Бианки. А теперь попробуем сами составить рассказ об апреле.

1в.- составить по опорным словам небольшой рассказ о весне.

2в. — распространить предложения, чтобы получился рассказ.

3в. – Носков составить предложение из деформированного текста.

Проверка.

5. Заключительная часть. Рефлексия.

— Как называется рассказ, который мы сегодня читали?

— Кто его автор?

— Какое второе дело совершает весна в апреле?

6. Домашнее задание. Слайд 14

1 группа (Дети, читающие бегло.) – подготовить рассказ по картине И.Левитана «Весна. Большая вода» Начать рассказ с предложения: «На картине изображен ясный весенний день…» ( работать с карточками)

Уметь ответить на вопрос: Какие главные дела совершает весна в марте, апреле?


2 группа ( Дети, имеющие недостаточный навык чтения, читающие в основном отдельными словами, фразами.)

Подготовить чтение рассказа, подобрать народные приметы про апрель.

3 группа Носков – читать 2 строчки, по картинке составить предложение

7. Итог урока .

Сегодня мы наблюдали, как великие мастера своего дела, поэт через художественное слово, художник нарисованными картинами, композитор – через звуки изобразили пробуждение природы и призывали своими произведениями любить родную землю. Только любовь к природе, её глубокое знание, доброта, помогли В.В.Бианки, П.И.Чайковскому и художникам написать такие замечательные произведения.

Выставление оценок за урок с их обоснованием.

А сейчас оценим нашу работу: (выходя из класса)

Вот лесная полянка (картина). Какое время года изображено? Только на полянке чего-то не хватает. А чего? Цветов.

Если вам понравился урок, украсьте полянку подснежниками, а если не очень –то мать-и-мачехой.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Листая книгу жизни М.И.Цветаевой" 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: