Конспект урока для 1 класса «Е.Чарушин. «Теремок»


Урок чтения

по теме «Е.Чарушин. «Теремок»»

(1-й класс)

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и авторские сказки.

Тип урока: изучение новых знаний.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знакомство с понятием «авторская сказка»; умение выразительно читать целыми словами и по ролям, делить текст на части и пересказывать их, используя соответствующую лексику.

Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.

Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); иллюстрации к сказке «Теремок»; рисунки с изображением героев сказки; схема; карточки с загадками; рисунок теремка.

Сценарий урока

I. Организационный момент

Учитель:

Мы друг друга понимаем?
Хорошо уже читаем?
Буквы все мы тоже знаем?
На уроке засыпаем?

Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками со мной, друг с другом, с гостями, ощутите тепло и свет, радость и счастье.

Посигнальте мне, обозначьте своё настроение.

Напоминаю:

  • красный цвет- тревожное настроение, вы чем-то обеспокоены, огорчены;

  • зелёный цвет – хорошее, радостное настроение, вам комфортно.



I. Актуализация знаний.

Личностные УУД: умение испытывать эстетические чувства на основе знакомства с разными видами искусства, оценивать свои эмоциональные реакции.

Конкурс проектов «Город букв».

II. Постановка цели урока.

Познавательные УУД: уметь определять новый жанр литературного произведения, сравнивать произведения разных жанров.

Расставьте книги по порядку и прочтите слово.

Ответ: сказка.

Любите ли вы читать сказки?

Какие сказки вы знаете?

Назовите свои любимые сказки.

Сегодня на уроке мы начнём знакомство с произведениями нового раздела. Прочтите, как он называется.

III. Подготовительные упражнения

(Дыхательная гимнастика.)

Перейдём к гимнастике, которая поможет нам подготовиться к работе

Упражнение “Мы дышим”

Глубокий вдох носом. Выдох – через рот. (3–4 раза)

Представьте, что у нас три свечи. Делаем глубокий вдох и три прерывистых выдоха. Задуем каждую свечу. Представьте, что перед вами большой именинный пирог. Сделаем глубокий вдох и постараемся задуть как можно больше свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Упражнение “Разомнём язычок”

Расчешем губки. Раз-два. Просушим. Покрутим язычком во рту.

Упражнение “Чистим зубы”

Разогреем мышцы языка, губ, щёк. Для этого выполним упражнение “Чистим зубы”. Приоткроем рот и кончиком языка почистим внешнюю сторону верхних зубов, нижних зубов. Почистим зубы с внутренней стороны.

IV. Отработка навыка чтения

а) работа в подгруппах;

(Учащиеся первого и второго ряда работают в парах по карточкам.)

Составьте слова, взяв из первого столбика первый слог, а из второго – второй слог. Запишите их в свою тетрадь.

КОЛОС
НОСКИ
КАРТЫ

САНИ
КАТКИ
БАТОН

(Учащиеся третьего ряда работают по заданию учителя ).

На доске:

НО
ОН

ЛИ
ИЛ

МА
AM

ТУ
УТ

СИ
ИС

РЫ
ЫР

ПЯ
ЯП

BE
ЕВ

Читаем верно, чётко, отрывисто.

Читаем первую строку на выдохе.

Читаем по цепочке.

Читаем “за указкой” учителя.

Проверим, как выполнили работу ребята, работавшие в парах.

Назовите слова, которые у вас получились.

(Учащиеся называют слова, учитель вывешивает на доску карточку с названным словом.)

V. Проверка домашнего задания

Ребята, вам предлагалось дома подобрать загадки о сказках или о героях, которые встречаются в этих сказках. Пожалуйста, вам слово.

а) блиц-опрос.

Очень быстро ответьте на вопросы ваших друзей: (Вопросы были даны заранее.)

  1. Сколько человек тянуло репку? (Трое.)

  2. Какого зверя называют Топтыгин? (Медведя.)

  3. На чём передвигается Баба-Яга и ведьма? (На ступе.)

  4. Отчество известного змея из сказок. (Горыныч.)

  5. Героиня какой сказки проснулась от поцелуя принца? (Спящая красавица.)

  6. Чем играл Иванушка из сказки “Гуси-Лебеди” у Бабы- Яги? (Золотым яблочком.)

  7. Кто выручил из беды Петушка в р.н.с. “Кот, Петух и Лиса”? (Кот.)

  8. Чем ловил рыбу волк в сказке “Лисичка-Сестричка и серый волк”? (Хвостом.)

Физкультминутка

VI. Изучение нового материала

а) Вступительная беседа.

Вы любите сказки?

Какие сказки, кроме уже названных, вы ещё знаете?

Я вижу, что вы знаете много сказок. Это хорошо. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, который называется так: (на доске): Сказки. Загадки. Небылицы.

Наш урок будет посвящен первой теме этого раздела. Мы подговорим о сказках.

Какие виды сказок бывают? (волшебные, бытовые, о животных).

Почему одни сказки мы называем народными, а другие – авторскими?

Кто мне подскажет, чем заканчиваются сказки?

Давайте прочитаем пословицу (пословица записана на доске).

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок.

Читаем по слогам.

Читаем уверенно, целыми словами.

Как вы её понимаете?

Для того, чтобы узнать, что за сказку мы будем читать сегодня, вам необходимо выполнить следующее задание.

В моём сказочном сундучке находятся вещи, которые принадлежат героям сказок. Попробуйте угадать сказку и назвать героя, которому принадлежит этот предмет. Если вы ответите правильно, то сможете открыть одну букву из названия нашей сказки.

(На доске карточки с перевёрнутыми буквами ТЕРЕМОК. Учитель поочерёдно достаёт из сундучка следующие предметы. Учащиеся называют сказку, в которой можно встретить данный предмет. В случае правильного ответа, учащиеся имеют право открыть любую букву).

  1. Яйцо.

  2. Мочалка.

  3. Зеркальце.

  4. Пирожок.

  5. Варенье.

  6. Мука.

  7. Стетоскоп.

Итак, вы догадались, что это сказка… в обработке Евгения Чарушина.

(Слово учителя о писателе, показ портрета).

VII. Подготовка к чтению

Вспомните главных действующих лиц русской народной сказки “Теремок”.

Для того чтобы узнать тех героев, которые придут к нам в гости сегодня, вам необходимо поработать в группах. Кто напомнит мне правила работы в группе? (Не шуметь. Работать дружно, слаженно. Советоваться с товарищами.)

(Учащиеся работают в группах постоянного состава. Каждой группе предлагается собрать из пазлов сказочного героя, прикрепить полученное изображение на доску).

Что общего у всех этих героев? (Из одной сказки – “Теремок”).

Вспомните, в каком порядке они появлялись?

Ребята, эта сказка хорошо знакома вам с детства. Давайте попробуем дать характеристику героям этой сказки. Для этого я предлагаю вам поиграть в игру “Разведчики”. Напомню, что выкрикивать с места нельзя, играем молча.

Найдите в периметре класса карточку с указанием качества любого из представленных здесь героев и прикрепите её под изображением данного героя.

IX. Проверка понимания услышанного

Понравилась вам сказка?

Игра какого героя больше всего понравилась? Почему?

Каких героев мы здесь не увидели?

Знаете ли вы, чем закончится сказка?

Какие слова произнесёт волк – из-за куста хватыш?

Какие слова произнесёт медведь – всем пригнетыш?

Если у вас будет желание, то дома вы прочтёте сказку до конца и выучите слова любого сказочного героя. А на следующем уроке вы попробуете себя в роли актёра.

X. Работа по тексту

а) Выборочное чтение.

Найдите в тексте отрывок, в котором есть внешнее описание теремка.

Найдите в тексте и прочитайте слова мышки.

Найдите в тексте слова лягушки, когда она просилась в теремок. Прочитайте.

Найдите в тексте все слова зайца. Прочитайте их.

б) Чтение “Спотыкаясь о камешки” (для учащихся с низким темпом чтения).

Представьте себе – течёт ручеек. На его пути встречается камешек. Что делает ручеек? Приостанавливается, огибает его и течёт дальше. А теперь представьте, что наш голос – ручеек. А камешки – знаки препинания. Читаем, спотыкаясь о камешки.

(Остальные учащиеся работают в группа по заданию учителя.)

Соберите пословицу. Зачитайте её классу.

(По ходу работы на доске вывешиваются карточки с текстом получившихся у ребят пословиц:

В тесноте, да не в обиде.
Знает сорока, где зиму зимовать.
Согласие крепче каменных стен.)

Какая из записанных на доске пословиц больше всего подходит к этой сказке?

Как вы её понимаете?

Прочитаем её хором.

XI. Подведение итогов

Как называется сказка, с которой сегодня познакомились?

Чему она нас учит? (Дружбе, доброте …)

Я сейчас зажгу свечу. Это непростой огонёк. Это огонёк человеческой души. У кого в сердце горит такой огонёк, тот настоящий человек, настоящий друг. Я хочу, чтобы вы всегда чувствовали плечо друг друга, поддерживали в сложных ситуациях. У каждого из вас на парте лежит “язычок пламени” (вырезанный из цветной бумаги). Я попрошу вас взять его и подойти ко мне. Давайте встанем поближе друг к другу и сделаем большой костёр дружбы. Как эти лучики, будьте всегда дружны!



Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Буквенные выражения. Значения выражения с одной буквой"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: