Конспект урока для 10 класса «Война и мир»




Конспект урока для 10 класса «Война и мир»

Анализ образов Кутузова и Наполеона нужно начать со сравнения их портретов. Во внешности Кутузова автор подчеркивает грузность, полноту. Его лицо было «изуродовано раной», но при этом оно сохранило добродушие, и не было отталкивающим. Характерным приемом можно назвать изображение полководца глазами малолетней девочки Малаши (на совете в Филях). Она воспринимает Кутузова как «доброго дедушку» и из всех присутствующих симпатизирует только ему.

Первый портрет Наполеона вполне привлекателен: «еще худое лицо», «блестящие глаза», «красивая белая рука». Автор использует свой излюбленный прием — противопоставление внешнего и внутреннего: Кутузов некрасив внешне, но прекрасен душой, а Наполеон – наоборот (таким же образом Толстой противопоставляет Наташу Ростову и Элен Курагину). Но в последующих главах внешность Наполеона тоже постепенно снижается. На первый план выходят такие неприглядные детали, как «жирные ляжки» и «дрожание левой икры».

Четкое противопоставление двух полководцев друг другу прослеживается и в поведении. Главная черта поведения Кутузова — предельная искренность и душевность, доходящие порой до открытых слёз (например, при наблюдении бегства русских солдат с Аустерлицкого поля). Важным мотивом становится его отеческое отношение к солдатам, милосердие, доходящее даже до жалости к врагу (Кутузов жалеет пленных французов: «Тоже и они люди»). Речь Кутузова проста, лишена лицемерия: он одинаков и с царем, и с солдатами. Иногда выражается простонародно (что подчеркивает его народность и национальный колорит): «Будут они у меня лошадиное мясо есть»; но способен также на прямоту и резкость: «Надеюсь, этот урок тебя исправит» (провинившемуся Долохову).

Наполеон, напротив, ведет себя крайне фальшиво и театрально. Он уверен, что каждое его слово и жест моментально становятся «достоянием истории». Довольно комично выглядит напыщенная сцена с портретом сына или эпизод встречи с Лаврушкой, денщиком Ростова, где самовлюбленный французский император показывает свою зависимость от мнения слуги. В речи Наполеона чувствуется самолюбование и искусственная величавость («Вот прекрасная смерть!» — об Андрее). В тоне разговоров о войне можно заметить равнодушие к человеческим жизням и судьбам: «Война — игра, люди — пешки, которые следует правильно расставить и двигать», «Шахматы расставлены, игра начинается завтра». В переписке с Александром I сквозит лживость, несоответствие слов делу: «Государь, брат мой», — обращение явно противоречит завоевательским намерениям.

Внешнее величие Наполеона контрастирует с его внутренней ограниченностью и мелочностью (не случайно под небом Аустерлица его голос кажется князю Андрею жужжанием мухи). А внешняя простота Кутузова скрывает истинное величие и силу духа, потому что, как считает Толстой «Нет истинного величия там, где нет простоты. Добра и правды».

Столь однозначное авторское отношение к этим двум персонажам объясняется взглядами Толстого на историю. Главной идеей при изображении войны является мысль о роли личности в истории. По Толстому, один человек не в силах изменить ход исторических событий. Наполеон, думающий, что именно он вершит историю, уподобляется ребенку, дергающему за тесемки, привязанные к карете (при этом ему только кажется, что он управляет экипажем). Автор не скрывает презрения к пустому и глупому тщеславию французского полководца, уверенного, что война была проиграна по причине его насморка. Кутузов же, в отличие от Наполеона, — действительно гениальный полководец. И дело не в военном таланте и умении хитро расположить войска (Кутузов не придает этому никакого значения и спит на военных советах), а в умении чувствовать настрой солдат, «дух войска» — великую силу, которая одна лишь способна решить исход сражения. Именно эту «скрытую теплоту патриотизма» ощутил Кутузов перед Бородинским сражением и понял, что русская армия готова к решающей битве.











Список использованной литературы





  1. Бочаров С.Г.«Роман Л.Н Толстого «Война и мир»,- Москва.,- «Художественная литература», 1987 г.

  2. Долинина Н.Г. «По страницам «Войны и мира»,-Л.,1989 г.

  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Чиндилова О.В. Литература («Между завтра и вчера. Вечный диалог») 11 класс. Книга 1.-М.: Баласс, 2001.- 224с.

  4. https://ponimai.su/library/12/568

  5. http://yandex.ru/yandsearch?lr=11151&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%92%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0+%D0%B8+%D0%BC%D0%B8%D1%80+%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE





Свежие документы:  Сочинение по литературе «В каждом – неповторимая душа» (По рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг») 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: