Конспект урока для 2 класса «А. Барто «Верёвочка»


УМК «Школа России»

Предмет: Литературное чтение

Автор учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова

Класс: 2 Учитель: Небреева Майя Григорьевна

Тип урока : открытие новых знаний

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: А. Барто «Верёвочка»


Тема

А. Барто «Верёвочка»

Цели


Образовательные:

Формировать умение вчитываться в речь автора, анализировать текст и находить языковые средства выразительности;

Воспитывать бережное отношение к литературному наследию; умение работать в группе.

Развивать образное мышление, навыки словесного рисования, мотивацию на вдумчивое чтение художественной литературы.

Оборудование: презентация, карточки для детей.

Формировать УУД:

Познавательные УУД

1Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

2. Находить ответы на вопросы в тексте.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать стихотворение .

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты.

1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в группе (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в текст : составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Межпредметные связи

Литературное чтение, русский язык,

Ресурсы:

— основные


— дополнительные


— Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. « Литературное чтение», 2 класс


аудиозапись стихотворения А. Л. Барто «Верёвочка»;

— презентация к уроку

Организация пространства

Работа в группах, индивидуальная работа





Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:

— актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;


Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.


Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Организует уточнение типа урока.

Уточняет понимание и нужность работы.

1.Самоконтроль готовности.


2. Реакция на учителя, внимание.


3. Самоопределение:

— знаю, что буду делать;

— понимаю, хочу делать или нет;

— думаю, что могу сделать или нет.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).


II. Актуализация знаний 4-5мин.

Цели:

Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания;

— выявление затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося


















С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока

А. Барто «Верёвочка».

Цели: обучающая: познакомить с биографией и творчеством А.Л.Барто, её произведением «Верёвочка»; развивающая: развивать навыки выразительного чтения, развивать речь, память и мышление; воспитывающая: воспитывать любовь к чтению, слову.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.


Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, в группах с использованием ранее изученного материала


Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (регулятивные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

(познавательные УУД).










IIIФормулирование проблемы, 4-5 мин, планирование деятельности.

Поиск решения (Открытие нового знания), формулирование определения 7-8 мин.

Цели:

— Подвести детей при помощи подводящего диалога к формулированию темы урока;

-Планированию

деятельности на уроке.

Участие в подводящем к теме диалоге.

Формулирование темы урока и плана работы на урок.


Организует подводящий к теме диалог;

Организует формулирование темы урока;

Организует составление плана работы на урок.
















Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока.

Самостоятельное по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.


Самостоятельное чтение (слежение, слушание) в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения).


Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.

Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия: почему прогноз оказался неточным? какой информации оказалось недостаточно? и т.д.


Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).


Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).








Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).


IV. Закрепление нового и самостоятельная работа с проверкой по эталону (15 мин)

Цель:

— Фиксирование нового знания в устной и письменной речи; -формирование умения ставить вопросы к прочитаному;

-формировать умение использовать информацию



VI.Домашнее задание

Работают над выразительным чтением стихотворения.
















Записывают в дневник домашнее задание

Организует работу над текстом

Организация самопроверки;

Организация самооценки













Организует запись задания на дом в дневник


Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.

Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте.





















Уметь находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).



















VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

— зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности

Уметь делать выводы и умозаключения.

-Уметь анализировать свою работу

-уметь оценивать свою деятельность на уроке


























Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Регулятивные УУД).









План-конспект урока литературного чтения


Тема: А. Л. Барто «Верёвочка»


Цели: обучающая: познакомить с биографией и творчеством А.Л.Барто, её произведением «Верёвочка»;

развивающая: развивать навыки выразительного чтения, развивать речь, память и мышление;

воспитывающая: воспитывать любовь к чтению, слову.


Оборудование: презентация к уроку; аудиозапись стихотворения А. Л. Барто «Верёвочка»


Ход урока.


1. Мотивация к учебной деятельности.


1) —. Здравствуйте, ребята. Повернитесь назад и посмотрите, кто к нам пришёл.

Как вы думаете, гостей поприветствовать надо?

А теперь садитесь, начнём урок чтения. Если будете внимательно меня слушать, то вы сегодня узнаете много интересного.


-Делу время, потехе час.

-Прочитайте мой рассказ.

Слайд 2

2)Речевая разминка. Выразительное чтение.

Вот у теплой печки кот

Песенку свою поет:

День сегодня за окошком

Хмур, хмур, хмур…

Подремлю в тепле немножко.

Мур, мур, мур…

(И. Полянская)

— Прочитайте «жужжащим» чтением.

— Прочитайте с сердитой интонацией.

— Прочитайте с веселой.

-Прочитайте с грустной.

— Чтение хором.


2. Актуализация знаний.

Слайд 3

1) Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения С. В. Михалкова «Мой щенок».

Какое произведение вы прочитали дома?

— Давайте прочитаем стихотворение С. В. Михалкова «Мой щенок».

Чтение стихотворения выразительно.

Ответы на вопросы.

— Как девочка относилась к своему щенку?

— О чем надо подумать, прежде чем взять в дом зверька, птичку или рыбку?

А ведь не зря мы вчера закончили урок крылатой фразой французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили»


2) Постановка проблемы.

Сегодня на уроке будем изучать творчество известной поэтессы и писательницы.

Слайд 4

Вы сами сможете вспомнить её имя, если прочитайте название стихотворения, которое здесь написано.

Кто догадался, как нужно читать? Читать нужно справа налево.


ОЛЕД ОЛЫБ В ЕРАВНЯ


Вспомните автора этого стихотворения.(А.Л.Барто.)

Кто же может назвать тему нашего урока?

Творчество А.Л. Барто

Какие цели мы поставил перед собой?

Цели: обучающая: познакомить с биографией и творчеством А.Л.Барто, её произведением «Верёвочка»;

развивающая: развивать навыки выразительного чтения, развивать речь, память и мышление;

воспитывающая: воспитывать любовь к чтению, слову.


Ребята, для того, чтобы достичь целей нашего урока вспомним алгоритм знакомства с новым автором: (дети вспоминают, затем сверяемся с эталоном)

  1. Познакомиться с биографией.

  2. Прочитать новое произведение.

  3. Обсудить прочитанное.

Итак, что же первое мы с вами должны сделать?

— Узнать биографию А.Л. Барто.

Слайд 6, 7. 8.

3.Проблемное объяснение нового материала

1)Рассказ учителя об А.Л.Барто.


Агния Львовна родилась в Москве 17 февраля 1906 года в семье ветеринарного врача. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлеклась поэзией и решила сменить профессию.

Первая книга была напечатана, когда ей было 19 лет. В годы ВОВ А. Барто ездила на фронт – выступала перед бойцами, писала для газет. Конец войны связан с горем в семье А.Барто – в мае 1945 года погиб её сын. Но она не перестала писать стихи для детей и о детях. Она много сделала для чужих детей. А.Барто стала вести на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят. Шла она в течение 9 лет и соединила за это время 927 семей! В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем.

А.Барто всегда была окружена детьми, именно так и появлялись её стихи.

Посмотрите, сколько книг написано этой замечательной поэтессой.

(Работа с выставкой книг)

Слайд 9

С первой целью на уроке мы справились.


Когда вы были ещё маленькими, ваши мамы наверняка разучивали с вами её стихи. Вспомним некоторые из них. Постарайтесь узнать, из каких стихов Агнии Барто эти слова.


2) Игра «Вспомни стихи».

— По нескольким словам вам нужно угадать стихотворение А. Л. Барто и прочитать его наизусть.

(Работа в парах.)

СЛАЙД 10

БРОСИЛА, ПОД ДОЖДЁМ, ПРОМОК

ЗАЙКА

Зайку бросила хозяйка,—

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.



СЛАЙД 11

УРОНИЛИ, ОТОРВАЛИ, НЕ БРОШУ

МИШКА

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу —

Потому что он хороший.


СЛАЙД 12

ЛОШАДКУ, ГРИВУ, В ГОСТИ

ЛОШАДКА

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.


СЛАЙД 13


ИДЁТ, ВЗДЫХАЕТ, УПАДУ

БЫЧОК

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

Ох, доска кончается.

Сейчас я упаду!


СЛАЙД 14


ПЛАЧЕТ, УРОНИЛА, УТОНЕТ

МЯЧИК

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.


Слайд 15

А у меня есть задание для всего класса: Весна, Лидочка, прыгалки, скачет.

Знаете ли вы это произведение?

Пока оставим этот вопрос без ответа.

3). Возникает затруднение в деятельности. Дети не знают стихотворение.

Ребята вспомним наш алгоритм, что же мы должны сделать вторым пунктом нашего плана?

— Прочитать новое произведение.



4) Прослушиваем аудиозапись стихотворения «Верёвочка»

Откроем учебник на стр.40— Послушаем стихотворение А.Л.Барто. Слушаем внимательно и следим!

После прослушивания:

Ребята, какое же стихотворение здесь зашифровано?

Слайд 16


5) Словарная работа.

Слайд 17

-Что такое верёвочка? (на доске запись-прыгалка или скакалка)

Бульвар- аллея посреди улицы.

Переулок — узкая улица, соединяющая собою две другие.

Тротуар — пешеходная дорожка, примыкающая к проезжей части улицы.

-Какое настроение было у вас, когда вы слушали стихотворение? Почему?


6) Физминутка.

С физминуткой я дружу.

Свою спину разогну.

Руки вверх подниму,

А потом их опущу,

А потом попрыгаю,

Раз, два, три.

Ножками подрыгаю,

Раз, два, три.

Ручками похлопаю,

Раз, два, три.

Ножками потопаю,

Раз, два, три.

Сяду я за партой стройно,

Чтоб вести себя достойно.


4. Первичное закрепление.

1).Анализ по содержанию прочитанного.

А сейчас поработаем над последним пунктом алгоритма.


Обсудим прочитанное.


Чему же хотела научить нас А.Л.Барто?

(Умению радоваться приходу весны, желанию быть здоровыми и весёлыми.)


Про какого же помощника в сохранении здоровья рассказывает А.Л.Барто?

(Про движение.)

Слайд 18

2) Работа над выразительным чтением.


Давайте ещё раз прочитаем это стихотворение так, как надо его читать, то есть прочитаем его с весенним, радостным настроением. Вы будите читать по цепочке, по 4 строчки каждый.

(ученик прочитывает первые 4 строчки)


«Весна, весна на улице,

Весенние деньки!

Как птицы заливаются

Трамвайные звонки…»


Какие, по вашему мнению выразительные слова подметила А. Л.? Зачитайте их.


«Шумная, весёлая,

Весенняя Москва,

Ещё не запылённая,

Зелёная листва».


С каким настроением читаются эти строки? (с весёлым) Что описывается в этом отрывке? (весенняя Москва)


«Галдят грачи на дереве,

Гремят грузовики.

Весна, весна на улице,

Весенние деньки!»


С радостным ли настроением прочитываются эти строки? А где в этом четверостишье слышится больше радости? (в последних 2х строках) Молодцы!


«Тут прохожим не пройти:

Тут верёвка на пути.

Хором девочки считают

ДСкругленная соединительная линия 2есять раз до десяти.»


Какая преграда встала перед прохожими? (верёвочка) Как вы понимаете эти строки? (девочки прыгают на скакалке и играют в классики)


«Это с нашего двора

Чемпионы, мастера

Носят прыгалки в кармане,

Скачут с самого утра.»


Ребята, скажите, какие самые главные, гордые слова в этом отрывке? (чемпионы, мастера.)


«Во дворе и на бульваре,

В переулке и в саду,

И на каждом тротуаре

У прохожих на виду,


И с разбега, и на месте,

И двумя ногами вместе.

Вышла Лидочка вперёд,

Лида прыгалку берёт…


— Лида, Лида. Вот так Лида! –

Раздаются голоса. –

Посмотрите, эта Лида

Скачет целых полчаса!»


Как же зовут главную героиню стихотворения? Почему именно она является главной героиней? Найдите и прочитайте строчки, которые это докажут. Какие знаки препинания стоят в этом отрывке? Что они выражают? («!» — восторг, удивление и восхищение)


«- Я и прямо,

Я и боком,

С поворотом,

И с прискоком,


И с разбега

И на месте,

И двумя ногами
вместе… »

Доскакала до угла.

-« Я б не так ещё смогла»!


Попробуйте в ритм похлопать сами себе, читая текст в полголоса. (Дети выполняют действие) теперь прохлопайте своему соседу. Теперь кто под мои хлопки вслух прочтёт этот отрывок? Зачем мы сами себе хлопали? (Чтобы уловить ритм прыжков) теперь дочитаем последнее четверостишье.


«Весна, весна на улице,

Весенние деньки!

С книжками, с тетрадками

Идут ученики.»


Мы уже встречали похожие строки? Где? (В начале стихотворения) Найдите эти строчки. Чем они отличаются? Как вы думаете, зачем нужен повтор? (подчеркнуть радость прихода весны) А почему появляются строчки про учеников? (напоминание не только о веселье и играх, но и об учёбе.) Молодцы! Теперь ваша задача найти отрывок, который вам больше всего понравился и приготовиться выразительно прочесть его. (дети выбирают и читают по одному)

3)Составление синквейна

Слайды 19 – 20. Синквейн.

Слайд 21. Синонимы к слову «верёвочка».

Работа в парах или группах. Сочинение синквейна.

  1. Прослушивание синквейнов детей.


  1. Итог урока.

Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

По желанию: нарисовать иллюстрацию;

выучить понравившийся отрывок.


Рефлексия

— Наш урок подходит к концу.

— Какое стихотворение мы с вами читали? (Верёвочка)

— Кто написал его?

Как вы думаете, достигли ли мы целей нашего урока?

Перед вами лежат смайлики . Оцените свою работу на уроке.




Свежие документы:  статья "Организация рефлексивной деятельности обучающихся на уроке"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: