Конспект урока для 2 класса «К. Паустовский «Барсучий нос»


Литературное чтение, 2 класс


Аннотация

Данная методическая разработка предназначена для работы с учебником «Литературное чтение» для 2 класса 11-летней общеобразовательной школы (авторы К.Х. Жаданова, Е.Д. Бражникова).

В разработку вошли три урока литературного чтения:

Урок № 1 М. Пришвин «Ребята и утята»

Урок 2 К. Паустовский «Барсучий нос»

Урок № 3 Ю. Яковлев «Белые журавлики»

В работе использованы материалы методических пособий, материал учебника, собственные разработки уроков, сканированные рисунки, презентации Microsoft Power Point. Данный материал позволит сформировать навык составления связного высказывания, рассказа, полноценного восприятия художественного произведения в процессе слушания и чтения.

Работу рекомендую использовать коллегам на уроках литературного чтения по оговоренным темам уроков.


Введение

Методическая разработка представляет собой разработку серии уроков литературного чтения по теме «Наша планета – Земля». В разработке использованы произведения: «Белые журавлики», «Барсучий нос», «Ребята и утята».

В доступной художественной форме произведения раскрывают перед детьми многообразный мир родной земли, мир чувств, мыслей людей, приметы времен года, особенности животного, растительного мира. Содержание произведений направлено на формирование гражданских чувств любви и уважения к родной Земле, людям ее населяющим. Данные произведения учат детей прогнозировать последствия воздействия человека на объекты природы, делать выводы о закономерностях и взаимосвязях предметов, анализировать наблюдаемое в природе.

Произведения отобраны в соответствии с принципами:

— тематичности;

— доступности;

— идейно-нравственной и художественной значимости;

— познавательной ценности, связи с жизнью.

Целью методической разработки является реализация основных задач уроков литературного чтения:

— обеспечить слитность работы над смысловой и технической стороной чтения;

— интегрировать работу над произведениями литературного чтения с другими видами искусства;

— индивидуализировать процесс изучения литературных произведений с учетом общего развития ребенка, его творческих способностей.

Уроки чтения соответствуют всем требованиям, предъявляемым методикой к урокам чтения, соблюдению законов последовательной работы над текстом:

— Подготовка к восприятию произведения;

— Первичное восприятие (первичный синтез);

— Проверка качества первичного восприятия;

— Анализ текста с включением заданий синтетического характера;

— Творческие виды работ по тексту.

Произведения, включенные в разработку, содействуют работе по обогащению словарного запаса и развитию связной речи.

Я думаю, что каждый урок чтения будет уроком открытий, радости, уроком чувств и мыслей о хорошем, добром, прекрасном, которому обязан служить каждый человек.

Урок № 2 литературное чтение, 2 класс

Тема: К. Паустовский «Барсучий нос»

Цель: ознакомление учащихся с творчеством К. Паустовского, формирование умения работать с текстом.

Свежие документы:  Поэтический мир Николая Рубцова

Задачи урока:

Обучающие: научить выделять смысловые части рассказа, совершенствовать навыки правильного, выразительного, беглого чтения.

Развивающие: развивать устную речь учащихся, познавательную активность.

Воспитывающие: прививать любовь к природе, животным.

Оборудование: интерактивная доска, выставка книг К. Паустовского, учебник, чистые листы.

Межпредметные связи: русский язык, познание мира, изобразительное искусство.

Тип урока: урок восприятия художественного произведения.

Методы и приемы: словесный, метод стимулирования интереса к чтению, наглядный.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь определять содержание произведения по названию, воспринимать на слух художественное произведение, уметь читать выразительно, давать оценку действиям героев произведения.

Личностные: проявлять положительные качества личности, заботу о природе.

Системно-деятельностные: уметь выражать свои мысли, чувства, применять методы анализа текста, оценивать собственную и коллективную деятельность.

1 этап урока: Мотивация к деятельности.

Цель: ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Чтение рассказа «Ребята и утята»

Словесное описание ребят и утят.

Постановка задач урока:

— Какой раздел мы начали изучать?

— Как вы понимаете его название?

— Сегодня мы продолжим знакомство с рассказами о природе, животных. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с рассказом замечательного писателя. Фамилию этого писателя попробуйте расшифровать. Сравните две строки. Соотнесите буквы из правой строки в соответствии со следованием цифр в левой и вы узнаете фамилию этого автора

1 5 2 4 8 10 3 11 7 6 9 п у в с а и к т й о с

— Правильно, это Константин Георгиевич Паустовский. Рассказ о писателе.


К. Г. Паустовский (1892 – 1968) умел необыкновенно красиво описывать природу. Он писал рассказы и сказки, которые пробуждали добрые чувства, гуманное отношение ко всему живому. Паустовский – автор рассказов «Заячьи лапы», «Кот – ворюга», «Золотой линь» и др.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом К. Паустовского и узнаем очень интересную и трогательную историю.

— Откройте учебник на стр. 171 и прочитайте название рассказа.

— О чем нам говорит название?

— Давайте узнаем какая же история произошла с барсуком?

2 этап урока: Учебно-познавательная деятельность.

Цель: освоение содержания темы.

Первичное чтение.

Читает учитель, дети следят по учебнику.

Беседа после чтения.

— Понравился ли вам рассказ?

— Что понравилось вам в этой истории?

— Какое, по-вашему, это произведение грустное или веселое? Почему вы так считаете?

Повторное чтение рассказа учащимися. Анализ прочитанного.

— Почему автор рассказа называет мальчика выдумщиком? Что придумывал мальчик?

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Художественный мир Ивана Александровича Гончарова. Роман «Обломов». Образ И.И. Обломова»

— Что произошло ночью?

— Что привлекло барсука?

— Как отреагировали обитатели леса на поведение барсука?

— Как и где барсук лечил свой нос?

— Что доказывает выздоровление барсука?

Тест по произведению «Барсучий нос»

1.О каком времени года идет речь?

А) лето

Б) весна

В) зима

Г) осень

2.Чем было засыпано озеро вокруг берегов?

А) листьями

Б) камнями

В) песком

Г) землей

3.Что горело на стоянке?

А) фонарь

Б) костер

В) электрический свет

Г) трава

4.Кто сердито сопел в траве у костра?

А) медведь

Б) ежик

В) барсук

Г)волк

5. Что жарили на сковороде?

А) картошку

Б) мясо

В) рыбу

Г) яйца

6.Что сделал барсук, прыгнув к сковородке?

А)лапой схватил картошку

Б) задел сковороду хвостом

В) сунул в нее нос

Г) прислонился животом

7.Как барсук лечил свой обожженный нос?

А) грел на солнышке

Б) холодил в мокрой и холодной трухе пня

В) прикладывал грибы

Г) уткнул обожженный нос в живот

Проверка выполнения тестовых заданий.

3 этап урока: Интеллектуальные преобразования.

Цель: выполнение практических заданий – информативных, импровизированных, эвристических.

Выборочное чтение.

— Как автор описывает осень? (с. 172)

— Прочитать, как описывает автор звуки, издаваемые птицами? (с. 174)

— Как и где барсук лечил свой нос? (с. 174)

— Найдите и прочитайте описание барсука (с. 173)



Работа по иллюстрации.

— Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Какой эпизод изобразил художник?

— Подберите и прочитайте отрывок к данной иллюстрации.

Работа в тетрадях (с. 56,57)

Написать ответы на вопросы.

4 этап урока: Контроль и оценка результатов деятельности.

Цель: оценка уровня усвоения планируемых результатов.

Рефлексия.

— Что особенно вас взволновало на уроке?

— Что получалось легко?

— В чем вы затруднялись?

Подведение итогов урока.

— С каким рассказом познакомились на уроке?

— Кто его автор?

— Чему он учит нас?

Домашнее задание.

Прочитать рассказ с. 171-175

Нарисовать диафильм к данному рассказу.



Результаты учебной работы:

Предметные: определяют содержание произведения по названию, воспринимают на слух художественное произведение, читают выразительно текст, дают оценку действиям героев произведения.

Личностные: умеют ценить красоту природы, проявляют положительные качества личности.

Системно-деятельностные: умеют выразить чувства, мысли; применяют методы анализа текста, оценивают собственную и коллективную деятельность.









Литература:

1.«Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение» (авторы К.Х. Жаданова, Е.Д. Бражникова)

2.«Хрестоматия» (авторы А.Е. Манкеш, Г.М. Байгушикова)

Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса "Скорость, время, расстояние (путь)"

3.«Методика развития речи младших школьников» (автор М.Р. Львов)

4.«Выразительное чтение и рассказывание учителя» (автор Л.А. Горбушина)

5.«Творческие приемы чтения» (автор В.В. Сидоренко)

6.«Очерки по методике литературного чтения» (М. А. Рыбникова)

7.«Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах» (авторы А.И. Липкина, М.И. Оморокова)

8.«Объяснительное чтение в начальной школе» (автор Е.А. Адамович)

9.«Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах»

10.«Методика чтения в начальной школе» (автор Н.Н. Щепетова)











скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: