Конспект урока для 2 класса «Люблю природу русскую» Стихотворения Ф. И. Тютчева о весне»


МОУ СОШ №1 с углубленным изучением

отдельных предметов

Бугульминского муниципального района

Республики Татарстан







Конспект урока по литературному чтению

во 2 классе

« Люблю природу русскую. Стихотворения Ф.И.Тютчева о весне»







подготовила

учитель начальных классов

Самматова Эльмира Замиловна



















Бугульма 2010



Тема: Люблю природу русскую. Стихотворения Ф.И.Тютчева о весне.


Цели урока: ознакомить детей со стихотворениями о весне Ф.И.Тютчева; научить анализировать произведения, воспринимать и понимать чувства и настроения стихотворений; развивать речь учащихся, развивать эмоциональное отношение к произведениям искусства; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: мультимедиа, интерактивная доска, учебник Климанова Л.Ф. 2 класс, презентация.


Ход урока.


1.Мотивационный этап. Эмоциональный настрой на работу. Звучит музыка из цикла « Времена года» и идут слайды.

а) Беседа эмоционально- оценочного характера:

— Что вы представили, когда смотрели слайды и слушали музыку? ( Красоту природы)

-Ребята, попробуйте отгадать какое же это время года? ( Весна)

б) Выделение темы.

— Как вы думаете, о каком времени года пойдет речь? (о весне)

— Эта тема нашего сегодняшнего урока.

А эмблемой нашего урока я выбрала солнце, как вы думаете, почему я выбрала именно солнце? (солнце дарит нам тепло)

Какое солнышко весной? (теплое)

Подберите слова, обозначающие его действия. (Греет, дарит, улыбается, ликует.)

Дети, солнце будет показывать наши знания и настроение на сегодняшнем уроке. Перед вами жёлтые кружочки. Во время урока за каждый правильный ответ вы будете рисовать солнцу лучики. И в конце урока каждый из вас покажет свое солнце и получит оценку.

2. Сообщение темы урока.

А чьи же стихи мы будем читать? Соедините стрелочками фамилию автора и название произведения. А потом вы мне прочитаете лишнюю фамилию.

И.А.Крылов « Живая шляпа»

Н.Н.Носов « Стрекоза и муравей»

Ф.И.Тютчев « Кот и лодыри»

С.Я.Маршак

— Молодцы! Это Фёдор Иванович Тютчев. Мы будем сегодня читать стихотворения Тютчева о весне.

— Ребята, а как вы узнаете весну? ( Солнце греет, становится теплее, тает снег, бегут ручьи, начинает зеленеть трава, появляются листья, расцветают цветы.)

— А вам нравится весна? Прочитайте авторский текст на странице 108 учебника.

— Что вы узнали из этого текста?

— Ребята, а только ли видно весну? Ее ещё и слышно. Журчат ручьи, капель, птички щебечут. Давайте послушаем голоса весеннего леса.

( прослушивание записи)

-Откройте учебники на стр. 109 . Давайте прочитаем и попробуем разгадать весенние загадки. (Отгадывание загадок.)

Свежие документы:  Сочинение по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

— Эпиграфом к уроку мы взяли слова Льва Николаевича Толстого « Без Тютчева нельзя жить»

На доске: Без Тютчева нельзя жить!

Он блистал, как сын природы,

Играя взглядом и умом,

Блистал, как летом блещут воды,

Как месяц блещет над холмом.

Так о Тютчеве писал Рубцов. А что вы знаете о Тютчеве? Давайте вспомним его биографию.

Фёдор Иванович Тютчев родился 1803 году в семье дворянина и помещика в селе Овстуге Орловской губернии. Первоначальное образование получил дома под руководством учёного, переводчика и поэта Семёна Раича. С детства он хорошо знал французский язык, писал стихи по- французски .

В 1819 году на словесное отделение московского университета.

Потом он работал на государственной службе и лишь в свободное от работы время посвящал себя поэтическому творчеству.

Стихи Тютчев начал писать в 1818 году ёще в подростковом возрасте. Но его стихи редко печатали. Вдруг его тетрадь стихотворений попала к Александру Сергеевичу Пушкину. И великий поэт разрешил публикацию стихотворений в своем журнале « Современник». Однако настоящая известность пришла к нему в 1854 году, когда он выпустил сборник стихов.

Тютчев не писал специально для детей, но стихотворения о природе прочно вошли в круг детского чтения.

-А теперь мы посмотрим видеофрагмент «Дома музея Тютчева», который находится в селе Овстуг, где он родился.

( просмотр видеофрагмента)

— Много своих произведений Тютчев посвятил природе и временам года. Вот его стих «Зима недаром злится».

( Аудиозапись. Дети следят по тексту ).

3. Первичная проверка понимания, работа с текстом. Беседа.

— Понравилось ли вам это стихотворение?

— Вы заметили, что поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах? Найдите и прочитайте эти строки.

— Как названа зима? ( Ведьма злая)

— А весна? ( Прекрасное дитя)

-Что делает зима?

— Что делает весна?

— С каким настроением надо читать это стихотворение? Попробуйте.

( Выразительное чтение. 1-2 ученика.)

— Замечательно справились , думаю автору бы понравилось.

4. Физкультминутка.

1. Для глаз

2. Гимнастика под музыку.

5. Продолжение работы над новым материалом.

Первичное чтение стихотворения « Весенние воды».

( Аудиозапись. Дети следят по тексту.)

— Ребята, а теперь внимательно прослушайте, как сама вдохновенная музыка заговорила в этих строчках. Композитор Сергей Рахманинов воплотил ее в хрустальную мелодию.( Звучит романс.)

— Какое настроение передает нам поэт? ( Здесь настроение сменяется тихой, светлой радостью.)

Свежие документы:  Литературный конкурс "Эта обыкновенная необыкновенная классика" 10 класс

— Прочитайте первые 2 строчки стихотворения « Весенние воды». О каком периоде весны в них говорится?

— Какие звуки мы слышим?

— Что значит гласят?

(Выразительное чтение стихотворения. 1-2 уч.).

-А следующее его стихотворение с детства знают все. Тютчев написал его когда был молодой. Оно называется «Весенняя гроза». С этим стихотворением нас познакомит Ульяна.

( Читает наизусть стихотворение « Весенняя гроза»)

Фёдор Иванович Тютчев.

Весенняя гроза.

Люблю грозу в начале мая,

Когда Весенний , первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.


Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.


С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный-

Всё вторит весело громам..

— Какая картина грозы описана? (радостная)

— Молодцы! Действительно, природа наслаждается и играет, ликует.

6. Закрепление изученного материала.

1.- Ребята теперь я вам всем раздам стихотворение Тютчева, и мы попробуем прочитать его под музыку про себя.

1 вариант

Фёдор Иванович Тютчев

ПЕРВЫЙ ЛИСТ

Лист зеленеет молодой.

Смотри, как листьем молодым

Стоят обвеяны березы,

Воздушной зеленью сквозной,

Полупрозрачною, как дым…

Давно им грезилось весной,

Весной и летом золотым,—

И вот живые эти грезы,

Под первым небом голубым,

Пробились вдруг на свет дневной…



О, первых листьев красота,

Омытых в солнечных лучах,

С новорожденною их тенью!

И слышно нам по их движенью,

Что в этих тысячах и тьмах

Не встретишь мертвого листа.



2 вариант

Фёдор Иванович Тютчев.

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась…

— Кто теперь попробует прочитать его под музыку вслух.( слушаем 1-2 уч.)

— Спасибо вам. Ребята, чтение под музыку называется – художественным.

2. Литературный диктант.

— Я назову вам несколько утверждений. Если они верные то ставите +,

если нет то-.

1.Тютчева зовут Федор Николаевич?(-)

2. Он родился в селе Овстуг?(+)

3. Его музей находится в селе, где он родился?(+)

4. Он пишет о детях.(-)

5.Его первого учителя звали Сергей Раич.( -)

6. С детства он хорошо знал французский язык.(+)

7. мы сегодня читали его стихотворения о зиме?(-)

Свежие документы:  Урок литературного чтения на тему: «Весеннее настроение»

А теперь проверяем.

+ + + — — + —

— Рисуем лучики солнцу за каждый правильный ответ.

7. Итог.

— А теперь вернемся к эпиграфу нашего урока « Без Тютчева нельзя жить». Почему? ( Он нас учит любить и видеть красоту природы, понимать слово).

— Какие стихотворения мы сегодня прочитали?

— А теперь все поднимите и покажите мне свои солнышки? ( Ставим оценки.)

Домашнее задание: Выучить наизусть одно стихотворение.































Приложение 1



И.А.Крылов « Живая шляпа»

Н.Н.Носов « Стрекоза и муравей»

Ф.И.Тютчев « Кот и лодыри»

С.Я.Маршак



И.А.Крылов « Живая шляпа»

Н.Н.Носов « Стрекоза и муравей»

Ф.И.Тютчев « Кот и лодыри»

С.Я.Маршак



И.А.Крылов « Живая шляпа»

Н.Н.Носов « Стрекоза и муравей»

Ф.И.Тютчев « Кот и лодыри»

С.Я.Маршак



И.А.Крылов « Живая шляпа»

Н.Н.Носов « Стрекоза и муравей»

Ф.И.Тютчев « Кот и лодыри»

С.Я.Маршак



И.А.Крылов « Живая шляпа»

Н.Н.Носов « Стрекоза и муравей»

Ф.И.Тютчев « Кот и лодыри»

С.Я.Маршак



Приложение 2



1 вариант

Фёдор Иванович Тютчев

ПЕРВЫЙ ЛИСТ

Лист зеленеет молодой.

Смотри, как листьем молодым

Стоят обвеяны березы,

Воздушной зеленью сквозной,

Полупрозрачною, как дым…

Давно им грезилось весной,

Весной и летом золотым,—

И вот живые эти грезы,

Под первым небом голубым,

Пробились вдруг на свет дневной…



О, первых листьев красота,

Омытых в солнечных лучах,

С новорожденною их тенью!

И слышно нам по их движенью,

Что в этих тысячах и тьмах

Не встретишь мертвого листа.



2 вариант

Фёдор Иванович Тютчев.

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась…

Приложение 3

Литературный диктант

1.Тютчева зовут Федор Николаевич?(-)

2. Он родился в селе Овстуг?(+)

3. Его музей находится в селе, где он родился?(+)

4. Он пишет о детях.(-)

5.Его первого учителя звали Сергей Раич.( -)

6. С детства он хорошо знал французский язык.(+)

7. мы сегодня читали его стихотворения о зиме?(-)



Проверка

+ + + — — + —



Самматова Э.З..

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МОУ СОШ №1 с углубленным изучением

отдельных предметов

Бугульминского муниципального района

Республики Татарстан


Использованные Интернет ресурсы:

https://gymn22.narod.ru/Systems/trof2.htm

https://www.tutchev.ru/book


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: