Конспект урока для 2 класса «Малые фольклорные мотивы»


Тема урока №1. Малые фольклорные мотивы.

Цель: раскрыть понятия «устное народное творчество», «фольклор».

Образовательные: сформировать представление о народных песенках, потешках, пестушках, прибаутках, закличках, приговорках считалках.

Развивающие: развитие интереса к уроку, логического мышления, умения извлекать знания из различных источников.

Воспитательные: содействовать воспитанию уважения к народному творчеству, взаимоуважения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Планируемые результаты после изучения раздела:

Предметные: знать виды и формы малых жанров устного народного творчества;

Личностные: проявлять уважение к народному творчеству;

Системно – деятельностные: применять способы речевой деятельности: слушание, говорение, чтение для получения информации, для общения в устной форме.


Ход урока.

І – Организационный момент.

  1. Психологический настрой.


  1. Фонетическая зарядка.

Ра – ра – ра – начинается …. Игра

Ру – ру – ру – мы начнем играть … в игру.

Ры – ры – ры – нет начала у … игры


ІІ – Повторение изученного.

  1. Анализ изложения.

ІІІ – Введение в новую тему.

  1. Объявление темы.

  2. Диалогическая беседа.

— Что такое фольклор? Знакомо ли вам это слово? (ответы детей)

-Откройте учебник на странице 21 — 29, ознакомьтесь с содержанием раздела, прочитайте заголовки к текстам. Что вы теперь сможете сказать? Фольклор это …

— а как можно объединить эти произведения одной фразой? (народное творчество)


  1. Работа с учебником.

Чтение текста по законченным фразам. Беседа в ходе чтения.

У каждого народа есть бесценное сокровище – устное народное творчество или фольклор…

— Давайте попробуем разобраться, что значит устное народное?

Устное — означает передачу из уст в уста (устно);

народное — означает, что автор произведения не определен, он не один. Мы знаем, кто был первым рассказчиком.

творчество — от слова «творить», «придумывать», «сочинять»

— Мы уже немного ознакомились, какие произведения относятся к устному народному творчеству?


( Дети называют жанры. Оформляем их в виде солнышка с лучами.)


— Как по другому называется устное народное творчество? (фольклор – народная мудрость).


Продолжаем чтение:

Слово «фольклор» переводится с английского языка как «народная мудрость».

Из поколения к поколению передавались произведения устного народного творчества: песни, потешки, приговорки, пословицы, загадки, сказки.


  1. Целевая установка.

— Сегодня мы подробнее познакомимся с колыбельными песенками, потешками, пестушками, прибаутками, закличками, считалками. Вы узнаете о назначении и особенностях этих произведений.


ІІІ – Изучение нового материала.

  1. Прочитайте пословицу:

«Где песня поётся, там счастливо живется»

— Согласны ли вы с этим высказыванием? Объясните почему?


  1. Чтение колыбельных.

— О чем вам говорит название «колыбельная»?

Хорошо читающие дети читаю тексты:

А) «Колыбельная» Русская народная песня.

Б) Казахская колыбельная.


4.Словарная работа: перышки цапельки, тонкая попонка.


  1. Работа в парах

Учитель: — В парах обсудите, что общего в русской и казахской

колыбельных?




Русская Казахская

колыбельная колыбельная

используют слова,

связанные с

казахскими

традициями (попонка,

птички , зайки пёрышки)

Ласковые слова, обращение к

ребенку














Учитель: — Правильно ласковые слова, ласкательно — уменьшительные суффиксы.

Найдите и зачитайте их…

Учитель: Какие в них есть особенности, присущие казахскому и русскому народам?

— Кроме колыбельных, есть другие жанры устного народного творчества, назовите их.

Дети читают названия: потешка, пестушка, прибаутка, закличка, считалка.

Учитель: — Как видите, малые жанры устного народного творчества очень разнообразны, поэтому сегодня на уроке изучать их мы будем по группам.


  1. Работа в группах. Обработка информации.

(раздаю звездочки, месяцы, цветочки, солнышки)

1).Дети образуют группы.

2) Повторение правил работы в группах.


1-я группа подробнее познакомится и расскажет нам о песенках, 2-я группа – расскажет о потешках и пестушках, 3-я — расскажет о прибаутках и закличках, 4 – я – о считалках. Небольшая информация есть в учебнике, вы ее прочитаете. А еще у вас на столах лежат листочки с дополнительной информацией к вашему материалу.

( На первом этапе дети в группах самостоятельно читают определения малых жанров фольклора, знакомятся с произведениями. Сообща отвечают на вопросы, составляют кластер. При этом используется светофор: красный цвет – нужна помощь, желтый цвет – почти готовы, зеленый цвет – готовы отвечать).

1. Дать определение малому жанру.

2. Для чего было создано произведение?

3. Кто в нем особенно нуждался?



Критерии

Оценка


Полнота ответа


Последовательность изложения



Умеренно громко говорить



Помощь группы





Оценивание: звездочка – отлично, квадрат – очень хорошо, треугольник – хорошо.



  1. Презентация жанров.


(После выступления отдельной группы происходит его оценивание 3-мя группами. Каждая группа оценивает выступление и ставит оценки по критериям. Суммируя оценки, выводят итоговую с помощью символа)


ІV- Итог урока. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы узнали новое …. (продолжить ответ)

На уроке мне понравилось …

Д/з. : наизусть любой жанр фольклора, рисунок.



Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Проблема выбора в рассказе А.Грина «14 футов» Урок внеклассного чтения"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: