Конспект урока для 2 класса «Николай Николаевич Носов. Рассказ «Живая шляпа»


Урок литературного чтения 2 класс

Тема урока :

Николай Николаевич Носов. Рассказ « Живая шляпа».

Цель :

познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова « Живая шляпа» ;

уточнить представление детей о смелости и трусости ,развивать чувство юмора;

учить пересказывать текст и работать с пословицей ;

формировать представление детей о средствах создания художественного образа .

Оборудование урока :

портрет писателя Н. Н. Носова

аудиозапись рассказа « Живая шляпа»

выставка книг Н. Н. Носова

наглядные пособия : кочерга , шляпа , лыжная палка , « котёнок» – мягкая игрушка ,картофель,

картинки с мимическим выражением лица .

Ход урока :

I . Организационный момент.

I I. Речевая разминка.

Сова

У совы- совищи

Круглые глазищи.

В темноте горят огнём,

Ночью видят всё , как днём !

Неохота , братцы ,

Мне с совой встречаться !

III.Постановка целей урока .

-Как вы думаете, почему герой стихотворения не желает встречаться с совой ?( Испытывает чувство страха )

-А когда вам бывает страшно ? ( Ответы детей )

— Сегодня мы будем читать рассказ о страхе. Прочитайте его название. Как вы его понимаете ?( Живая – это значит одушевлённая , может передвигаться )

IV.Работа по теме урока.

Сегодня мы познакомимся с Николаем Николаевичем Носовым – автором этого рассказа .C:UsersPastuhovaDesktopi.jpg

( слайд №1 портрет Н. Н . Носова )

Обратите внимание на выражение его лица , на глаза , на улыбку. Что вы можете сказать об этом писателе? Как вы думаете , каким был по характеру этот человек ?

( У него добрые, весёлые глаза .А глаза – отражение души .Значит , это

весёлый , открытый , душевный человек ) .

« Взрослым ребёнком»в шутку называли Н. Н. Носова его друзья. А сейчас мы послушаем рассказы о нём учеников нашего класса.

I ученик : Н. Н. Носов стал писать рассказы , когда у него родился сынишка. Отец наблюдал за сыном и интересные случаи из его жизни старался записать.

II ученик: Свои рассказы для детей Н. Н. Носов писал с юмором с иронией Дети , читая его рассказы , от души смеются.

III ученик : Радуя и веселя юных читателей , его произведения заставляют о многом задуматься : о честности , о долге , о дружбе , о совести.

IV ученик : Рассказчиком у Н. Н. Носова всего бывает ребёнок , чаще всего мальчик.

Учитель : Обратите внимание на выставку книг, которые написал Н. Н. Носов. Надеюсь вы узнали героев его рассказов ? Можете вспомнить , как их звали ?

(Ответы детей ) .

V. Физкультминутка.

Мы немножко отдохнём.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Свойства белков"

Встанем , глубоко вдохнём.

Руки в стороны , вперёд.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И лучи детей согрели.

Чудеса у нас на свете :

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали

И большими разом стали.

VI.Продолжение работы по теме урока.

-А теперь давайте обратим внимание на непосредственно на рассказ Николая Николаевича Носова « Живая шляпа».Мы заметили , что герои его рассказов напомнили вам самих себя .Как вы думаете , почему ? Да потому, что все дети похожи в чём-то друг на друга. На нашем уроке произойдёт знакомство с весёлым ,но в тоже время чуть таинственным рассказом , который ….( раздаётся стук в дверь ). Кто это может быть ? ( открываю дверь , стоит сумка , вношу в класс , достаю предметы :лыжную палку , кочергу , картошку , шляпу ,игрушечного котёнка ).Узнали , из какого рассказа Н. Н. Носова эти предметы ? ( Рассказ « Живая шляпа» ).

Сейчас прослушаем аудиозапись этого рассказа. Наша задача обратить внимание на выразительность прочтения текста и после прослушивания ответить на вопрос, кто является главным героем рассказа . Подумайте также , какова основная мысл ь этого произведения ( Вопросы записаны на доске )

(Главные герои — Володя и Миша. Страх прошёл , вернулась радость . Все остались довольны ).

1. Первичное чтение .

-Почему нам , читателям , эта история совсем не страшна , а для героев рассказа она очень страшная ?

(Потому что автор сразу же ввёл читателей в произошедшее событие, а главные герои пока не знают , они в это время заняты своим делом – рисованием).

VII. Словарная работа.

— Как можно заменить слова и выражения ?

Комод — низкий шкаф с выдвижными ящиками.

Кочерга –толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.

Плюхнулось – грузно , тяжело упало.

Швырять – разбрасывать в разные стороны.

XI.Обсуждение рассказа .

-Понравился ли вам рассказ ?

-А почему он так называется ?

VIII.Физкультминутка.

Встали прямо , подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Не беда , что места мало.

Разомнёмся для начала :

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой.

По коленкам бьём ладошкой,

Прыгаем на правой ножке

И на левой непременно

Вместе прыгаем сейчас.

И сначала — ещё раз !

XI. Закрепление изученного.

1. Работа с текстом.

-Чувства радости у человека , удивления ,страха можно определить по выражению лица. Я вам предлагаю посмотреть на схематические выражения лица и объяснить что выражает каждое из них? ( слайд №2 выражения лиц ). C:UsersPastuhovaDesktopмимика.jpg

1 ) «Удивление»- необычайность , неожиданность чего- нибудь, чувство неясности , странности.

Свежие документы:  Классный час для 2 класса "Дорожная азбука"

2 ) «Радость»- чувство внутреннего удовольствия , большого душевного удовлетворения.

3 ) « Страх» — очень сильный испуг , сильная боязнь. ( Толковый словарь С .Ожегова )

-Что заставило мальчиков удивляться ? Найдите эти предложения в тексте.

-Что напугало детей ? Найдите эти строки.

-Как мальчики уговаривают себя не бояться?

Сейчас мы поработаем в парах .Вспомните случаи , когда вы вели себя так же, как эти мальчики? Задайте друг другу вопросы.

-Зачитайте фрагменты рассказа так , чтобы слушателям было интересно. Каким тоном будете читать ?

-Изменится ли интонация в конце рассказа ?

-Чтение в лицах .Найти в тексте и прочитать по ролям отрывок , где дети испытывают чувство радости.



( Ученики читают , готовятся к пересказу текста ).

XI .Подведение итогов урока.

Итак , как же называется рассказ , который мы сегодня изучали ? Кто автор ?

Как можно по- другому назвать этот рассказ ?

-В этом ,я думаю , нам помогут русские пословицы:

« Дрожит как лист на осине»

« У страха глаза велики»

« Всё хорошо , что хорошо кончается»

( Ученики делают свой выбор ) .

Домашнее задание .

Научиться выразительно читать и художественно пересказывать рассказ Н. Н. Носова « Живая шляпа».



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: