Конспект урока для 2 класса «Нравственная проблема в сказке. Нанайская сказка «Айога»


Учитель начальных классов Салтыкова Наталья Сергеевна,

г. Алапаевск МАОУ СОШ № 2


Литературное чтение. 2 класс.


Тема: Нравственная проблема в сказке.

Нанайская сказка «Айога».

Цель: Развивать умение понимать художественную идею произведения.

Ход урока.


Громко прозвенел звонок.

Давайте настроимся все на урок,

Улыбнёмся друг другу и нашим гостям,

Чудесных открытий желаю всем вам.


Актуализация знаний, постановка темы и задачи урока.


Сегодня на уроке мы будем работать над новым произведением.

Чтобы узнать его жанр, необходимо отгадать героя, название, жанр произведения.

  1. Волка серого не боюсь. Лисы красной ни капельки. Филина мохноногого – и подавно, а вот когда листья шуршат и осыпаются – страшно мне.

( Сказка Сергея Козлова «Черны омут»).

  1. Но затем кот задел на вышке лапой какое-то хитросплетение и телевизоры испортились и погасли.

(Сказка Людмилы Петрушевской «Кот, который умел петь»).

  1. А старик и говорит: «У меня там мальчик пашет, он и песни поет».

(Сказка А.Толстого «Липунюшка»)

  1. Так все и случилось. И поняли зверюшки, что находит друзей тот. Кто сам встречает их улыбкой.

(Сказка Лилиан Муур «Крошка Енот»).

— Сегодня мы опять окунемся в волшебный мир сказки. Красиво прочитаем сказку; определим, какой намек нам делает эта сказка; поработаем над характеристикой героев; будем учиться делать выводы, высказывать, а может быть, и доказывать свою точку зрения.


Работа над темой урока.


А всегда ли в человеке присутствуют только положительные качества? Прочитайте мнение Шерлока Холмса. Ст. 76, ст. 48. Сказку какого народа мы будем читать?

О нанайцах нам рассказывает подготовленный ученик…

Подготовка к чтению.

Очаг- место для разведения огня.

Покоробятся- станут нервными.

Мялкой разомну- мялка- приспособление, что бы мять кожу.

Род Самаров- очень большая семья (до нескольких сотен).



Чтение сказки


— Почему эту историю можно назвать сказкой?

(есть волшебство), значит

1 часть. Кто главная героиня сказки?

Почему её все любили?

2 часть. Почему Айога стала ленивой?

Вопрос из учебника ст. 78.

Айога загордилась.

Гордость- это хорошее качество?

Гордость- чувство собственного самоуважения.

Гордыня- это самовлюблённость, эгоизм.

Эгоист- думает только о себе.

— С чего началось превращение Айоге в самовлюблённую, эгоистичную девочку? (все любили, всех валили).

3 часть. Диалог №1.

— Почему Айога перестала помогать матере? (боялось испортить свою красоту).

Диалог №2.

— Что заметили? (теперь мать просит дочь, а все отговорки возвращаются к Айоге).

— Кто виноват в том, что Айога такой стала? (анна сама, окружающие помогли ей).


Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, что бы человек правильно распорядился этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом.

— На что обрекают себя самовлюблённые люди? (одиночество).

В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждёт человека, который не видит кроме себя ни кого и не чего?


Обобщение


1. Работа в парах. Составление синквейна.

Примерный синквейн.

1) Айога.

2) Самовлюблённая, ленивая, грубая, эгоистичная.

3) Любуется, не помогает, злится, сердится, шипит.

4) Не помогала своей маме.

5) Одиночество.

2. Работа с пословицами в группах.

Внимательно прочитайте пословицы. Отметьте те пословицы, которые можно отнести к данной сказке.


1 группа.

Робкого и тень страшит.

Лениться догулять- добра не видать.

Где ум, там и толк.




2 группа.

Каков мастер, такова и работа.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Не по виду суди, а по делам смотри.


3 группа.

Друг в беде- настоящий друг.

Своя земля и в горсти мила.

Труд человека кормит, а лень портит.


4 группа.

У страха глаза велики.

Глаза боятся, а руки делают.

Хочешь есть пироги, не сиди на печи.


3. Работа в группах. Составление портрета современного человека.

Дети работают со списком положительных и отрицательных качеств человека. Обсуждают и выбирают те качества, которыми должен обладать современный человек. Выбранные слова приклеивают на плакат.


1 группа. Трусливый, эгоистичный, толерантный, добрый.


2 группа. Ленивый, отзывчивый, занудный, культурный, ловкий.


3 группа. Выносливый, злой, заботливый, аккуратный, грубый.


4 группа. Глупый, целеустремлённый, дружелюбный, коварный.


Итог


— Жалел ли кто-нибудь Айогу в конце сказки?

— А хотелась ли вам, чтобы эта сказка закончилась по-другому?

— Что должна сделать наша героиня, чтобы конец у сказки был хорошим?


Домашнее задание


Если вас заинтересовала тема нашего разговора, дома выполни любое задание:

1. Познакомь своих домашних с этой сказкой и узнай мнение о поступках героя.

2. Придумай своё продолжение сказки.

Учитель начальных классов Салтыкова Наталья Сергеевна,

г. Алапаевск МАОУ СОШ № 2


Литературное чтение. 2 класс.


Тема: Нравственная проблема в сказке.

Нанайская сказка «Айога».

Цель: Развивать умение понимать художественную идею произведения.

Ход урока.


Громко прозвенел звонок.

Давайте настроимся все на урок,

Улыбнёмся друг другу и нашим гостям,

Чудесных открытий желаю всем вам.


Актуализация знаний, постановка темы и задачи урока.


Сегодня на уроке мы будем работать над новым произведением.

Чтобы узнать его жанр, необходимо отгадать героя, название, жанр произведения.

  1. Волка серого не боюсь. Лисы красной ни капельки. Филина мохноногого – и подавно, а вот когда листья шуршат и осыпаются – страшно мне.

( Сказка Сергея Козлова «Черны омут»).

  1. Но затем кот задел на вышке лапой какое-то хитросплетение и телевизоры испортились и погасли.

(Сказка Людмилы Петрушевской «Кот, который умел петь»).

  1. А старик и говорит: «У меня там мальчик пашет, он и песни поет».

(Сказка А.Толстого «Липунюшка»)

  1. Так все и случилось. И поняли зверюшки, что находит друзей тот. Кто сам встречает их улыбкой.

(Сказка Лилиан Муур «Крошка Енот»).

— Сегодня мы опять окунемся в волшебный мир сказки. Красиво прочитаем сказку; определим, какой намек нам делает эта сказка; поработаем над характеристикой героев; будем учиться делать выводы, высказывать, а может быть, и доказывать свою точку зрения.


Работа над темой урока.


А всегда ли в человеке присутствуют только положительные качества? Прочитайте мнение Шерлока Холмса. Ст. 76, ст. 48. Сказку какого народа мы будем читать?

О нанайцах нам рассказывает подготовленный ученик…

Подготовка к чтению.

Очаг- место для разведения огня.

Покоробятся- станут нервными.

Мялкой разомну- мялка- приспособление, что бы мять кожу.

Род Самаров- очень большая семья (до нескольких сотен).



Чтение сказки


— Почему эту историю можно назвать сказкой?

(есть волшебство), значит

1 часть. Кто главная героиня сказки?

Почему её все любили?

2 часть. Почему Айога стала ленивой?

Вопрос из учебника ст. 78.

Айога загордилась.

Гордость- это хорошее качество?

Гордость- чувство собственного самоуважения.

Гордыня- это самовлюблённость, эгоизм.

Эгоист- думает только о себе.

— С чего началось превращение Айоге в самовлюблённую, эгоистичную девочку? (все любили, всех валили).

3 часть. Диалог №1.

— Почему Айога перестала помогать матере? (боялось испортить свою красоту).

Диалог №2.

— Что заметили? (теперь мать просит дочь, а все отговорки возвращаются к Айоге).

— Кто виноват в том, что Айога такой стала? (анна сама, окружающие помогли ей).


Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, что бы человек правильно распорядился этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом.

— На что обрекают себя самовлюблённые люди? (одиночество).

В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждёт человека, который не видит кроме себя ни кого и не чего?


Обобщение


1. Работа в парах. Составление синквейна.

Примерный синквейн.

1) Айога.

2) Самовлюблённая, ленивая, грубая, эгоистичная.

3) Любуется, не помогает, злится, сердится, шипит.

4) Не помогала своей маме.

5) Одиночество.

2. Работа с пословицами в группах.

Внимательно прочитайте пословицы. Отметьте те пословицы, которые можно отнести к данной сказке.


1 группа.

Робкого и тень страшит.

Лениться догулять- добра не видать.

Где ум, там и толк.




2 группа.

Каков мастер, такова и работа.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Не по виду суди, а по делам смотри.


3 группа.

Друг в беде- настоящий друг.

Своя земля и в горсти мила.

Труд человека кормит, а лень портит.


4 группа.

У страха глаза велики.

Глаза боятся, а руки делают.

Хочешь есть пироги, не сиди на печи.


3. Работа в группах. Составление портрета современного человека.

Дети работают со списком положительных и отрицательных качеств человека. Обсуждают и выбирают те качества, которыми должен обладать современный человек. Выбранные слова приклеивают на плакат.


1 группа. Трусливый, эгоистичный, толерантный, добрый.


2 группа. Ленивый, отзывчивый, занудный, культурный, ловкий.


3 группа. Выносливый, злой, заботливый, аккуратный, грубый.


4 группа. Глупый, целеустремлённый, дружелюбный, коварный.


Итог


— Жалел ли кто-нибудь Айогу в конце сказки?

— А хотелась ли вам, чтобы эта сказка закончилась по-другому?

— Что должна сделать наша героиня, чтобы конец у сказки был хорошим?


Домашнее задание


Если вас заинтересовала тема нашего разговора, дома выполни любое задание:

1. Познакомь своих домашних с этой сказкой и узнай мнение о поступках героя.

2. Придумай своё продолжение сказки.


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Углерод. Соединения углерода"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: