Конспект урока для 2 класса «Первый раз в школу» Л.Н.Толстой «Филипок»


Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока


«Первый раз в школу» Л.Н.Толстой «Филипок»

Предмет

литературное чтение

Класс

2 класс

Автор урока (ФИО, должность)

Ворфоломеева Н Н

Образовательное учреждение

МОУ Казановская СОШ

Республика/край, город/поселение

Россия

Методическая информация

Тип урока


усвоение новых знаний

Цель урока


Создание условий для формирования осознанного, правильного и выразительного чтения.


Задачи урока


  1. Учить понимать содержание рассказа, используя сюжетно – композиционный треугольник.

  2. Развивать логическое мышление, внимание, умение концентрироваться, умение работать в парах, группах, прислушиваться к мнению товарища

  3. Давать характеристику герою произведения, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному.

  4. Формировать читательскую деятельность через выборочное чтение.

  5. Воспитывать волевые качества у детей, желание учиться.


Необходимое оборудование и материалы

Проектор, компьютер, интерактивная доска, учебник. Литературное чтение. 2 класс. Ч.2: учеб./авт.-сост. О. В. Кубасова, тетради, карточки для групповой работы, тесты для индивидуальной работы, выставка книг Л.Н. Толстого.

Планируемые
результаты
























Предметные

Должны уметь воспринимать на слух художественное произведение;  пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Личностные
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.




Подробный конспект урока

Мотивация учащихся


  1. Организация начала урока

а) Считалочка:

На уроке будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

б) Слова учителя (к классу):

— Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

в) Разминка (слайд 2)

Чтобы вам читалось на уроке быстро и легко, нужно размять нам язычок. Для этого выполним несколько упражнений:

А) Дыхательная гимнастика.

Задуйте свечу.

* Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

* Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

*Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Б) скороговорки

Человек неучёный – что топор неточёный.

Ученик учил уроки — у него в чернилах щёки.

медленное чтение (хором)

чтение с ускорением (хором)

беглое чтением (индивидуально)

Ход и содержание урока


    1. Проверка домашнего задания. (слайд 3)

— Сначала мы проверим домашнее задание.

Контроль «Крестики-нолики» (проверка в парах)

  1. На прошлом уроке мы читали произведение «Два плуга» (+)

  2. Его автор Константин Дмитриевич Ушинский (+)

  3. Из разных кусков железа были сделаны оба плуга (0)

  4. Один из них попал в руки земледельца (+)

  5. Тот, что лежал в лавке купца, блестел как серебро (0)

  6. Плуг земледельца потемнел и покрылся ржавчиной (0)

  7. Произошла встреча героев (+)

  8. Блеск плугу придал труд (+)

  9. К произведению подходит пословица: «Труд кормит, а лень – портит»

  10. В слове «плуг» — все согласные звонкие (0)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

+

+

+

+

+

*Выразительное чтение рассказа К.Д. Ушинского «Два плуга».

— Чем плуги отличались после долгой разлуки?

— Чему нас учит это произведение? (трудолюбию)

2. Изучение нового материала.

Соотнесите иллюстрации с названиями произведения. Что общего Вы заметили? (слайд 4) Какова цель нашего урока?

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с ещё одним произведением Л.Н.Толстого. (слайды 5-11)

а) сведения о писателе.

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

Полное собрание сочинений – 90 томов. Он много работал. Свои сочинения по нескольку раз перерабатывал, по 10 — 12 раз переписывал, чтобы сделать их лучше.

Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей.

В то время было ещё очень мало школ , а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей. Написал учебник для ребятишек и сам учил их. Ребятишки с удовольствием стали ходить в эту школу. Школу посещало от 30-40 мальчиков и девочек 7-13 лет. Уроки в школе начинались в восемь часов утра и зачастую продолжались до двух часов дня; с двух до пяти часов был перерыв. В сумерках занятия возобновлялись и заканчивались в восемь девять часов вечера.. Много времени он проводил с детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил с ними в лес Но книг для детей , простых и понятных, было очень мало. И хотя у писателя было всегда много работы Л.Н.толстой нашёл время для детских учебных книг.

Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни.

б) знакомство с произведением. (слайд 12)

Название нового произведения вы тоже определите сами.


.и . и . о . кплф


Перед вами запись. Выполним задание вместе.

В названии одно слово, я написала только гласные, их 3, рядом написаны согласные. Ваша задача найти для каждой согласной своё место.

1 согласная буква обозначает звук, являющийся парным к звуку в

2 согласная обозначает звонкий непарный согласный звук

Оставшиеся 2 согласные буквы идут в обратном алфавитном порядке.

Какое слово получилось?

Сформулируйте задачи урока полностью.

  1. познакомиться с … … … … «…»,

  2. учиться правильно и выразительно … произведение «Филипок» и ??? его.

в) работа с иллюстрацией

Откройте учебники на 137 странице. Рассмотрим обложку книги.

  • Кого вы видите на переднем плане?

  • Опишите мальчика. Какой он?

  • Что вы видите на заднем плане?

  • Кто изображен слева?

Можете ли вы на основании названия произведения и иллюстрации предположить, о чем это произведение? (Ответы учащихся).

г) первичное восприятие.

Послушайте текст, проверьте и уточните свои предположения.

( слайд-фильм «Филипок»)

Совпало ли ваше предположение с содержанием данного произведения?

д) словарная работа и работа над жанром произведения.

Могли события произведения произойти на самом деле или это лишь выдумка автора? В основу произведения положен случай, который сам Лев Николаевич наблюдал в своей школе.

К какому жанру относится произведение «Филипок»? (Это быль)

Что означает слово «быль»? (Быль – это то, что было в действительности, в жизни). (слайд 13 – хоровое чтение)

Давайте прочитаем эти слова и выясним их смысл. (интерактивная доска 1)

е) чтение произведения по цепочке. (стр. 138-140)

1) чтение первой части (с.138) «цепочкой»:

Какие действующие лица появились здесь? (Мальчик Филипп, мать, отец, бабушка, ребята).

Что узнали о матери?

Что узнали об отце?

Что узнали о бабушке?

Что узнали о ребятах?

Что узнали о Филипке?

Филипок хотел идти в школу, просился, просился у матери, чтобы она отдала его учиться.

— А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе.)

— Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делает молча, никому не говоря.)

2) чтение второй части (с.139-1) «цепочкой»:

— Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село.)

— Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда. А еще лают собаки, когда бежишь.)

Филипок не шел, а бежал в школу — вот что важно! Да еще он был в отцовской старой шапке, в шубе.

— Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки?

— А почему он не вернулся, хотя и было страшно?

— Найдите в тексте выражения, которые изображают, что происходило с Филипком.

3) чтение третьей части (с.139-2) про себя. Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают из книги.)

Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить.)

Какие новые действующие лица появились? (Мужик, баба с ведром).

Что вы можете сказать о мужике, какой он?

Что можно сказать о бабе?

Почему мальчик без этого «подталкивания» не входил в школу? (Он боялся).

Как об этом говорит автор?

нашёл страх (слова записаны на доске)

боится

испугался

Все эти слова близки по значению. Как они называются?

Такие слова в русском языке называются «синонимы».

Почему на вопросы учителя Филиппок ничего не отвечал?

Какие слова употребил автор?

Найдите в тексте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филиппка.

Так напугался, что говорить не мог.

В горле от страха пересохло.

4) чтение четвертой части(с.140):

Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? («Я бедовый…»)

Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий. Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что он сможет учиться. Физкультминутка.

ж) работа над произведением.

На доске: (интерактивная доска )

*В *З *Р *З

— Посмотрим на схему, как она называется? (сюжетная линия)

— Назовите основные этапы сюжетной линии произведения (вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение)

— Построим сюжетную линию.

— И так, вступление. (дети берут название частей (план) и поочерёдно соединяют к схеме)

— С чего начинается рассказ? (Скучно дома) Прочитайте вступление.

— Почему Филиппок не ходил с ребятами в школу? (о/в)(Был маленький)

— Завязка. Как завязываются, начинаются события в рассказе? Что решает Филиппок? (Филипок отправляется в школу) (о/в)

— Что приключилось с мальчиком по дороге? Найдите и прочитайте об этом в рассказе. (Знакомая дорога) (Опасная часть дороги в школу)

— Что произошло потом? (о/в) (Малыш пришёл в школу и испугался) (Раздумья на пороге школы)

— Как вы считаете, почему он испугался? (о/в) (растерялся, женщина накричала)

— Кульминация. Найдите кульминационный момент произведения, где события достигли самого напряжённого, волнительного, переломного момента. (Встреча с учителем). Эту часть рассказа мы прочитаем по ролям. Чьи слова нужно озвучить? (Автор, учитель)

— А какое чувство испытали бы вы, окажись на месте Филипка?

— Как развивались события дальше?(о/в) (Филипок заплакал, учитель пожалел его и разрешил остаться на уроке)

— Развязка. Конец волнению. Всё обошлось. Филипок на уроке. (Филипок читает)

Как он начал складывать своё имя? Продолжим читать по ролям. Чьи слова озвучим? (Автор, учитель, ученик)

Ты погоди хвалиться»)

— Заключение. Чем закончился рассказ? (о/в) (Филипок стал ходить в школу)

— Найдите и прочитайте заключение

з) восстановление деформированного плана. (работа в группах с карточками)

  • Филипок отправляется в школу

  • Скучно дома

  • Опасная часть дороги в школу

  • Знакомая дорога

  • Встреча с учителем

  • Раздумья на пороге школы

  • Филипок читает

  • «Ты погоди хвалиться…»

— Перед вами деформированный план текста. Вы должны восстановить события как они происходили по порядку, и напротив каждого пункта проставить цифру, начиная с 1.

— А теперь проверим правильно ли выполнили это задание (интерактивная доска 3)

и) характеристика героя.

Назовите главного героя произведения. Составим его образ..

Работа в группах ( у каждой группы карточки с вопросами)

Паспорт героя

1. Где живёт? ( в селе)

  1. Чем занимается? (скучал) — У ребят из др. группы есть дополнения?

  2. Какие поступки совершает? (решил пойти в школу)

  3. Какой характер у героя? (решительный, смелый, шустрый) – Кто дополнит?

  4. Что думает о нём автор? (одобряет поступок Филиппка) – Какие ещё дополнения? (называет его ласково)

  5. Что вам понравилось или не понравилось в герое?

(смелый, любознательный, но непослушный)

О ком эта история?

Кто главный герой?

Какого возраста?

Какие черты характера вы можете отметить?( назовите в том порядке, как они следуют в тексте)

Почему Филиппок пошёл в школу? Докажите текстом.

Какое чувство испытывал Филиппок, когда прибежал к школе? (страх)

Чего именно он боялся? ( собаки, учителя)

Найдите предложение, в котором говорится об этом чувстве.

прочитайте: Это Филиппок …

Какая ещё причина, кроме скуки, привела его в школу? (давно просился – интерес)

О каком ещё качестве Филиппка говорит автор? ( хвастовство)

Но почему он хвастает, подчёркивает свои способности?

Какие ещё качества есть у Филиппка, они просматривается во всех частях произведения? ( настойчивость, упорство, стремление к достижению целей)

Какова идея ( главная мысль) произведения?

Все хорошие стремления нужно поддерживать.

На доске фразы из произведения о Филипке. (слайд14 ) Давайте составим словесный портрет Филипка, вспомнив то, что уже говорили и добавив что-то новое. В этом вам поможет текст- подсказка. Работать будем коллективно.

Филиппок это … … мальчик. ( маленький, деревенский)

Жил в … семье. (крестьянской)

У него были мама, …, …, старший … . (папа, бабушка, брат)

Костюшка ходил в школу.

Филиппок был … и тоже хотел … . (любознательный, учиться)

Он был … и …, не испугался собаки и незнакомого учителя.(смелым и настойчивым)

Он упорно добивался своей цели.

Учитель … Филиппку … в школе. (разрешил, учиться)


(слайд 14)

Так каков же Филипок? (Филипок — самостоятельный, настойчивый, смелый, целеустремленный, он уже имеет характер — он может добиться своей цели.)

Выбрать качества присущие Филипку.

Как вы думаете, как будет учиться этот мальчик?

Кто хотел бы быть похожим на него? А что для этого надо? (Стремление, старание).

Какая у него цель? (Хорошая, благородная.) Мог ли писатель дать другое название рассказу? (В названии большой смысл.) Что же больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филипка.)

— Как относится автор к своему герою? ( по-доброму, одобряет поступок Филиппка)

Чему научил вас этот текст (добиваться своей цели, не бояться)

Проверка и оценивание ЗУНов


Тест (выполняется индивидуально) (слайд 15-16)

1. Куда ушёл отец у Филиппка?

А) в лес;

Б) на подённую работу;

В) в поле.

2. С кем остался дома Филиппок?

А) с мамой;

Б) с бабушкой;

В) с братом.

3. Чью шапку надел мальчик?

А) брата;

Б) свою;

В) отцовскую.

4. Имя брата Филиппка.

А) Костюшка;

Б) Васютка;

В) Кирюшка.

5. Клички собак, напугавших мальчика.

А) Жучка;

Б) Волчок;

В) Юла.


Рефлексия деятельности на уроке


Итог урока.

В январе 1908 года Лев Толстой получил в подарок от Томаса Эдисона звукозаписывающий аппарат — фонограф. Писатель решил использовать его, прежде всего для диктовки ответов на письма. Он говорил, что иногда ему «хочется, прочтя письмо, сейчас же, под свежим впечатлением, ответить на него, а сказать ответ в фонограф легче и скорее, чем писать на бумаге». Так до нас дошли некоторые письма Толстого, а также отрывки из его произведений не только в письменном, но и в звуковом варианте.

Однажды в гости ко Льву Николаевичу пришли школьники. Они попросили писателя показать им «чудо-аппарат», так появилась запись «Обращение к учащимся школы».

— Давайте прослушаем это обращение. Я попрошу вас сидеть тихо, чтобы услышать голос Л.Н. Толстого. (слайд 17)

работа с пословицами. (слайд 18)

Какая из предложенных вам пословиц подходит к этому произведению?

  • Один за всех, а все за одного.

  • Друзья познаются в беде.

  • Грамоте учиться всегда пригодится.

  • Добра желаешь – добро и делай.

работа с выставкой книг

— Обратите внимание на выставку книг Л. Н. Толстого. Эти интересные книги я советую вам взять в нашей библиотеке и прочитать.

Есть желающие прорекламировать произведения Л.Н.Толстого.

(реклама произведений)

— В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро и о необходимости учиться.

— Чему учились на уроке? (строили сюжетную линию, характеризовали Филиппка, прислушивались к мнению друг друга, выразительно читали, читали по ролям)

— Вам понравилось? Выберите смайлик, который оценит вашу работу.

Вы хорошо поработали, молодцы. Похлопайте себе.

Домашнее задание


  1. Домашнее задание.

Какое бы домашнее задание хотели выполнить вы? (Чтение по ролям, картинный план.)

Домашнее задание:(вытягивание тетрадочки):

Красный- подготовить рассказ о Филиппке и нарисовать его.

Синий – читать, пересказывать весь текст.

Зелёный – составить вопросы к тексту.

Я предлагаю вам написать письмо Филипку о себе, о своей школе.



Свежие документы:  СЦЕНАРИЙ УРОКА – КОНКУРСА В ФОРМЕ ЛИТЕ-РАТУРНОГО ЭРУДИЦИОНА «ПО СТРАНИЦАМ ЛИ-ТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА» 10 КЛАСС

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: