Конспект урока для 2 класса «В мире русских народных сказок»


5


Конспект урока чтения во 2 классе.

Тема: «В мире русских народных сказок».

Дата: 18.03.2011 г.

Цель и задачи:

1) закрепить знания учащихся о русских народных сказках;

2) вызвать интерес к русским народным сказкам;

3) приобщать детей к народному творчеству;

4) развивать память, мышление.


Ход урока.

1. Организационный момент.


2. Сообщение темы и цели урока.

На доске эпиграф: Верить в сказку – это счастье.

И тому, кто верит

Сказка обязательно

Отворит все двери.

Учитель читает эпиграф.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Дети: О сказках.

Учитель: Правильно, тема нашего урока — «В мире русских народных сказок».

— Вы любите сказки?

Дети: отвечают.


3. Работа над новым материалом.

Учитель: А что же такое сказка? Вот послушайте, что написано в энциклопедии для детей: сказка – это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает. Существует три основных вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и сказки о животных. В волшебных сказках человек общается с существами, которых не встретишь в жизни: Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч. Нередко в руки героя попадают чудесные предметы: клубочек, который указывает дорогу, скатерть-самобранка. А какие волшебные сказки вы знаете?

Дети: отвечают.

Учитель: Второй вид русских народных сказок – это бытовые сказки, которые передают быт, обстоятельства народной жизни. Все в этих сказках обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. Если в волшебных сказках герой всегда добивается победы в бою с помощью чудесного оружия, то в бытовых сказках герой силу не применяет, а происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее. Например, сказка «Каша из топора». Как вы думаете, почему эта сказка бытовая?

Дети: отвечают.

Учитель: Мы с вами поговорили о волшебных и бытовых сказках. А о каком виде русской народной сказки мы еще не сказали?

Дети: отвечают.

Учитель: Правильно, сказки о животных. В этих сказках говорится о повадках о проделках, приключениях обыкновенных, всем знакомых диких и домашних животных, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характеры зверей похожи на характеры людей: медведь глуповат, заяц трус, лиса хитрая, волк жаден. Какие сказки о животных вы знаете?

Дети: отвечают.

Учитель: Молодцы, вы какие. А теперь проверим ваши знания русских народных сказок в викторине. Для этого вы поделитесь на 2 команды. Каждый ученик выходит к доске и выбирает жетон: красный жетон – 1 команда; синий – вторая. (Дети делятся на команды).

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "«Мой край задумчивый и нежный…» Тема Родины в поэзии С. А. Есенина" 9 класс

— Придумайте название команды, связанное с русскими народными сказками. (Учитель записывает название команд на доске).

— Слушайте внимательно вопросы: (учитель задает по очереди вопросы каждой команде, за правильный ответ 1 балл, если одна команда не знает ответа, ответить может вторая).


1. Викторина.

  1. Был похож на мяч немножко и катился по дорожкам.

Укатился ото всех, кроме «рыжей», вот так смех! (Колобок)

  1. Красна девица грустна, ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

  1. Как иногда называют в сказках лису? (Патрикеевна)

  2. В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная и злая, кто она такая? (Баба-Яга)

  1. Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто распростившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна Лягушка)

  1. Гуси — лебеди летят, унести детей хотят.

Кто помог сестрице с братцем от Яги домой добраться?

(Печка, кисельные берега, яблоня)

  1. Какое мужское имя чаще всего дают героям русских народных

сказок? (Иван)

  1. Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три)

  2. Кто жил в теремке? (Мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь)

  3. Во всех русских народных сказках она всегда прекрасная? (Василиса)

  4. Кто пришел на помощь внучке, чтобы вытащить репку? (Жучка)

  5. Какая рыба способна выполнять человеческие желания, кроме золотой? (Щука)

  6. Смерть какого сказочного героя находится в яйце? (Кощея Бессмертного)

  7. Возле леса на опушке, трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

(Три медведя)

  1. Продукт, на котором бабка замесила тесто? (Сметана)

  2. А вот и рыба, и оторванный волчий хвост.

Как называется эта русская народная сказка? (Лиса и волк)

  1. По отдельности птицы, как птицы. Но сбившись в стаю,

Вдруг становятся верными помощниками Бабы-Яги, похищая для нее детей. (Гуси — лебеди)

  1. Сладких яблок аромат заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем и светло в ночи, как днем. (Жар-птица)

  1. Напуганный лисой пустился вскачь косой.

Петляет меж сосенок ушастый… (Зайчонок)

  1. Какой овощ тянули дедка, бабка, внучка, Жучка, Мурка, мышка? (Репку)


Учитель: Какие вы хорошие знатоки русских народных сказок. Видно, что вы любите читать сказки и знаете их. Просто, молодцы. Следующее наше задание такое: я загадываю загадку про сказку, а вы должны назвать эту сказку.

2. Загадки.

1. Маша в коробе сидит,

Далеко она глядит.

Кто несет ее, ответь,

Быстрыми шагами.

А несет ее медведь

Вместе с пирогами.

Путь не близкий,

Дальний путь.

Хочет Миша отдохнуть.

Только Маша не дает

На пенек присесть.

По дороге съесть.

Провела его малышка,

Будет он умнее впредь.

Вот у нас какая книжка,

Это –…?

«Маша и медведь».

2. Чашки три, и три постели.

Стульев тоже три, смотри,

И жильцов здесь в самом деле

Проживают ровно три.

Как увидишь, сразу ясно:

В гости к ним ходить опасно.

Убегай скорей, сестричка,

Из окна лети, как птичка.

Убежала! Молодец!

Значит сказке всей конец!

По слогам читает Федя:

Это сказка …?

«Три медведя»

3. Как-то раз в лесу густом

Вырос домик под кустом.

Рада мышка-поскребушка,

И зеленая лягушка.

Рад и побегайчик –

Длинноухий зайчик.

Ничего, что ростом мал

Меховой домишко, —

И кабан туда попал,

И лиса, и мишка.

Всем хватило места в нем.

Вот такой чудесный дом.

«Дзинь – ля – ля!» — поет синичка.

Это сказка…?

«Рукавичка».

4. Жили-были семь ребят —

Белых маленьких козлят.

Мама очень их любила,

Молочком детей поила.

Тут зубами щелк да щелк,

Появился серый волк.

Шкуру белую надел,

Нежным голосом запел.

Как коза запел тот зверь:

«Отоприте, детки, дверь.

Ваша матушка пришла,

Молочка вам принесла».

Мы ответим без подсказки,

Кто сумел спасти ребят.

Это знаем мы из сказки…

«Волк и семеро козлят».


3 задание – исправь ошибки.

Учитель: В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их. (Вопросы задаются командам по очереди.

* «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба». 
* «Даша и медведь» – «Маша и медведь». 
* «Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят». 
* «Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко». 
* «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди». 
* «Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой»
* «По рыбьему велению» – «По щучьему велению». 
* «У страха глаза огромны» – «У страха глаза велики». 


4 задание – продолжи сказку.

Учитель: Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её (по командам).

1. …Бежит лиса, а навстречу ей волк. 

Так-то, – кричит, – ты меня научила в проруби рыбу ловить? Избили меня, исколотили, хвост мне оторвали! 

А что ответила лиса? («Эх, волчок, волчок. У тебя только хвост оторвали, а мне всю голову разбили. Видишь, мозги выступили. Насилу плетусь!»)

2. …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует, Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать? 

Побежала она к молочной реке – кисельным берегам. 

А что дальше? («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)

3. …Подошли к избушке – петух и запел:  – Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон! 

А лиса что говорит? (А лиса испугалась и говорит: «Одеваюсь…»)

4. …А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком песенку поет. А Петя – петушок не выглядывает. Лиса и говорит: 

А что говорит? (– Ах, Петя-петушок, что сказать тебе хочу. Бежала я по дороге и видела: мужики ехали, пшено везли, один мешок худой был, все пшено рассыпалось, а подобрать некому.)


3. Заключение.

Учитель: Какие вы, ребята, молодцы. Все хорошо знаете русские народные сказки и героев. А теперь перечислите, пожалуйста, виды русских народных сказок, в начале нашего урока уже говорилось об этом.

Дети: волшебные, бытовые и сказки о животных.

Учитель: Вот какие вы молодцы. Все хорошо запомнили. Эти знания вам пригодятся. Вы ещё будите очень много читать. А наша с вами игра подошла к концу.

Подведение итогов: подсчитывание баллов (команда, занявшая 1 место – «5», 2 – «4»).



Дополнительное задание:

Нарисовать коллективный рисунок любой русской народной сказки.

Свежие документы:  Построение графиков функций в электронных таблицах MS Excel, 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: