Конспект урока для 3 класса «П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Дружинина Елена Николаевна,

учитель начальных классов КГУ «СОШ №82»









Парахина Маргарита Николаевна,

учитель ИЗО и черчения КГУ «СОШ №82»









П. П. БАЖОВ «СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ»


Работа отнесена к разделу: «Обучение + увлечение»


На данном уроке рассматривается вопрос о развитии познавательных навыков учащихся, их эмоциональной сферы, умении самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве.


Тема: П.П. Бажов «Серебряное копытце» (литературное чтение 3 класс)

Место темы в структуре учебного курса: второй урок по теме П.П.Бажов “Серебряное копытце”.

Цель урока: создать условия для общего восприятия литературного жанра сказа через художественное произведение П.П. Бажова “Серебряное копытце”

Задачи урока:

  • продолжить работу над изучением сказа П.Бажова «Серебряное Копытце»;

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;

  • способствовать формированию навыка выразительного осознанного беглого чтения и умению работать с текстом;

  • учить составлению портретной характеристики героев;

  • развивать воображение учащихся, способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • совершенствовать умение общаться друг с другом, находить общее решение, доказывать собственное мнение.

  • развивать навыки самопроверки и самоконтроля через использование технологической карты и работы с ПК;

  • воспитывать нравственные качества на примере главных героев произведения.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Тип урока: комбинированный, урок углубленной работы над текстом

Дидактические средства и материалы:

  • Сказ П.П.Бажова “Серебряное копытце” в учебнике “Литературное чтение” (3 класс)

  • Флипчарт по теме урока.

  • Индивидуальная технологическая карта для учащихся.

  • Мультипликационная запись сказа “Серебряное копытце”.

  • Вырезанные из бумаги “камешки” разных цветов.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.

Он позвал нас на урок.

Встали все у парт красиво.

Поздоровались с гостями учтиво.

Тихо сели за свой стол.

Урок литературного чтения начнём.

  1. Мотивационно-ориентированная часть:

  • Актуализация знаний

(Звучит тихая музыка)

Еле шорохом шурша

В класс заходит тишина,

Тихо, тихо, чуть дыша,

Входит сказка не спеша.

В некотором царстве, в некотором государстве жил добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно добрые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали и говорили – это наш Бажов. Люди его очень любили и с гордостью произносили его имя.

  • Постановка учебной задачи

— Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы с вами продолжим работу над творчеством

П.П. Бажова и его произведением «Серебряное копытце».

— Сегодня на уроке мы будем пользоваться учебником, компьютером и технологической картой, как путеводителем по уроку, которая находится у каждого из вас на парте. Это ваш рабочий лист и лист самооценки.

3. Проверка д/з

Дома вы перечитали произведение П.П. Бажова «Серебряное копытце». Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст, в этом вам поможет компьютерная программа Hyper Test на рабочем столе ноутбуков.

  • Задание 1 Тест-контроль


    1. Назовите жанр произведения П.П.Бажов «Серебряное копытце»

+сказ;

-повесть;

-сказка.

2. Как звали дедушку, который взял к себе жить девочку-сиротку?

— Ваня;

+ Кокованя;

— Валя.

3. Имя главной героини сказки?

— Мария;

+ Дарья;

— Настя.

4. Как звали кошку, которая жила у девочки?

— Мурка;

— Муська;

+ Мурёнка.

5. С каким музыкальным инструментом сравнил Кокованя кошку?

с баяном;

— с барабаном;

+ с балалайкой.

6. Кого хотела увидеть Дарёнка в лесу?

— лису;

— волка;

+ козлика.

7. На какой ножке у козлика было серебряное копытце?

+ правая передняя нога;

— обе передние ноги;

— левая передняя нога.

8. Какого цвета были камни, которые находили люди на покосном лужке?

— белые;

+ зелёные;

— чёрные.

Не забудьте оценить себя (самооценка) и наклейте портрет писателя П.П.Бажова






4. Содержательная часть

  • Работа с жанром «сказ»

— Ребята, как вы думаете, в каком жанре написано произведение «Серебряное копытце» — это сказ или сказка? ( «Серебряное копытце» — это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность.)

Верно, одна из особенностей жанра сказа – это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведётся повествование, с опорой на народные предания и легенды. В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно.
Задание 2

Подумайте, в каком порядке надо расположить рисунки, чтобы установить последовательность событий из произведения.

— А сейчас мы с вами насладимся языком сказа Бажова, но выборочно. Найдете в тексте предложения к иллюстрациям № 1, 2, 6 и выразительно прочитаете их.

Критерии оценивания:

Без ошибок — «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки- «3»

3 и более ошибок – «2»

  • Задание 3

Восстановите текст.

Так и стали жить вместе, дед __________________, _______________ Дарёнкада кошка Мурёнка. Жили- __________________, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на _____________уходил, Дарёнка в избе ______________, похлёбку да ___________ варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила — мышей _______________. К вечеру соберутся, и _______________ им.

Слова для справок: сиротка, Кокованя, прибирала, поживали, кашу, ловила, работу, весело.

Проверка на флипчарте с помощью инструмента «Лупа»

Критерии оценивания:

Без ошибок — «5»

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки- «3»

5 и более ошибок – «2»


Молодцы! Вы очень хорошо поработали, и теперь пришла пора отдохнуть!

  • Физкультминутка для глаз




  • Задание 4 Работа в парах.

Найдите в криптограмме слова, характеризующие главных героев по следующему плану:

1. Семейное положение.

2. Внешность.
3. Чем занимается.

4. Черты характера

Слова, которые относятся к Дарёнке, выделите — красным цветом, к Коковане — синим цветом.

— Для раскрытия 4 пункта «черты характера» выберите и подчеркните слова, характеризующие героев.

— Кто готов прочитать характеристику Даренки и Коковани по пунктам? (2 человека)


— Что общего вы заметили в их описании? (Доброта, ласка, трудолюбие, мечта, любовь к природе, одиночество.)

Оба героя добрые, трудолюбивые, ласковые, ценят красоту, природу – именно эти качества и объединяют Даренку и Кокованю .Они одинокие и оба нуждаются в любви, в заботе, внимании. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью.

У каждого человека должна быть семья родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.

Критерии оценивания:

Без ошибок- «5»

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки- «3»

5 и более ошибок – «2»

  • Выборочное чтение

— Найдите и зачитайте в тексе, как автор описывает кошку Мурёнку.

Кошка Муренка: маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая, на охоту ходила – мышей ловила, от собак отбивалась.

— А как выглядит Серебряное копытце, мы узнаем, прочитав диалог между главными героями на с. 134.

  • Задание 5 Работа на координатной плоскости (Компьютерная программа Страна «Фантазия» 4 класс – Координатная плоскость 2)

Изображение фантастического образа «Серебряное копытце»

    1. 10-9

    2. 10-1

    3. 9-1

    4. 9-3

    5. 8-5

    6. 5-5

    7. 5-1

    8. 4-1

    9. 4-5

    10. 3-6

    11. 3-8

    12. 4-10

    13. 3-10

    14. 2-11

    15. 3-12

    16. 4-12

    17. 3-13

    18. 4-13

    19. 3-14

    20. 5-14

    21. 4-13

    22. 5-13

    23. 4-12

    24. 5-12

    25. 5-8

    26. 10-8


  • Просмотр эпизода мультипликационного фильма

— Я предлагаю посмотреть эпизод из мультипликационного фильма встречи главных героев со Сказочным козликом. Обратите внимание на чувства, которые испытывают герои, речь героя-рассказчика, понаблюдайте за Муренкой.

После просмотра.

— Вы что-то почувствовали при просмотре эпизода?

— Ребята, а вы догадались, почему чудо произошло с главными героями? (Ответы детей)

— Я согласна с вами. Даренка и Кокованя были бескорыстными людьми. Они понимали, что счастье не в богатстве. Герои были награждены за те качества, которыми обладали.

  • Задание 6

— Прочитайте и выберите пословицу, в которой заключена идея произведения.

1.Семь раз отмерь – один раз отрежь.

2. Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.

3. Родина – мать, умей за нее постоять.

  • Обобщение

Герои сказа заслужили чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела. Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камушек. Ребята, мы тоже с вами может совершить чудо. Хотите? Я раздаю вам камушки, а чтобы они засверкали, вы должны написать то положительное качество своей души, которого у вас много и вам не жаль им поделиться с ближним.

Смотрите, чтобы никто не остался без вашего внимания.

5. Рефлексивно-оценочная часть

  • Домашнее задание

  1. Отрывок «Описание зимней ночи» на стр. 138, наизусть;

  2. Нарисовать иллюстрацию к сказу.

  3. Синквейны о героях сказа.

Примечание: 1 задание обязательно для всех, 2 и 3 задания – на выбор.

  • Итог урока

— Ребята, давайте подведём итог нашей работы. Возьмите калькуляторы, суммируйте полученные вами оценки за урок и разделите их на количество выполненных заданий (6)

Критерии оценки:

от 2,5-3,4 – «3»

от 3,5-4,4 – «4»

от 4,5-5 – «5»

В завершении нашего урока я хочу вам подарить разные камешки, но не простые, а с моими пожеланиями:

Я сегодня довольна тобой!
Ты был очень внимательным!
Спасибо за работу!

Будь активнее!
Ты очень хорошо отвечал!
Поднимай чаще руку!
Ты была очень внимательной!

Твои ответы мне помогли!



Таблица 1 Результативность выразительности чтения

Уровень чтения

Кол-во уч-ся — 26

%

Высокий уровень чтения (читают выразительно)

15

58%

Достаточный уровень (соблюдают не все требования к выразительности )

10

38%


Низкий уровень чтения

1

4%























Таблица 2 Результаты эмоционального отклика (провели опрос)

Эмоциональный отклик


Обычный урок

Использование аудио и видео

ИКТ


Заинтересованность

36%

77%

85%

Удовлетворение

31%

89%

91%

Удивление

22%

62%

78%



Таким образом, можно сделать вывод: при использовании музыки, аудио- и видео — техники, ИКТ усиливается эмоциональность детей, растёт их заинтересованность.

Заинтересованность на таком уроке выросла в 2-3 раза, удовлетворённостьв 2-3 раз, удивлениев 3-4 раза.



8


Свежие документы:  Сочинение на тему «Основоположник символизма в русской поэзии»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: