Конспект урока для 4 класса «Былина «Болезнь и исцеление Ильи Муромца»


«Развитие устной и письменной речи на уроках литературного чтения

Тема: Былина «Болезнь и исцеление Ильи Муромца», 4 класс (2 урока ведут два учителя)

ЦЕЛИ: создать целостный литературно-художественный образ былинного героя, показать его в творчестве художников, композиторов, архитекторов; сформировать понятие о былине, богатырской сказке — видах устного народного творчества.

  • Обучающая:

  • -Формировать умения работать с предтекстовой инструкцией, умения прогнозировать и высказывать гипотезы до чтения текста с помощью разных видов восприятия, умения отвечать на вопросы учителя к тексту произведения, находить в тексте предложения которые подтверждали бы высказанную мысль, умения формулировать основную мысль текста, кратко пересказывать текст, умения составлять «индивидуального» плана к литературному произведению, умению работать с разными видами словарей.

  • Развивающая:

  • -Развивать умение находить в тексте слова, предложения для характеристики героя, выражать свое отношение к героям, событиям, языку произведения, составлять устный рассказ о герое произведения, писать отзывы о прочитанном,

  • -Способствовать развитию интереса к литературному чтению, совершенствовать культуру речи, способствовать обогащению словарного запаса.

  • -Способствовать развитию умения работать в микрогруппах.

  • Воспитательная:

  • -Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, взаимоуважения.

Ход урока. Урок №1.

1. Оргмомент. Приветствие.

— Сегодня мы будем работать над художественным произведением, о теме которого вы должны догадаться с помощью подсказок.

2. Работа над новым материалом.

Подсказка 1.

(Звучит фрагмент «Богатырской» симфонии Бородина)

— Послушайте музыкальный фрагмент.

— Что вы представили, прослушав этот музыкальный фрагмент?

(Ответы детей: мощь, сила, что-то грозное и т. д.)

Подсказка 2.

(Детям предлагается потрогать предмет, лежащий в темном мешочке)

— Как можете охарактеризовать предмет в мешке?

— Какой он? Какие возникли ассоциации?

(Твердый, крепкий, холодный и т. д.)

— Вспомнив музыкальный фрагмент и свои ощущения от предмета, попробуйте сделать предположения, о чем или о ком пойдет речь в тексте, над которым мы будем работать.

(Выслушиваются предположения детей)

Подсказка 3.

— Следующая подсказка поможет вам назвать имя героя произведения.

( На экране показывается слайд «Памятник Илье Муромцу», архитектор Клыков)

— Кому установлен, п0-вашему этот памятник? (Богатырю)

— Действительно, в начале урока вы послушали фрагмент «Богатырской» симфонии композитора Бородина, которого восхищала сила и мощь русских богатырей.

— А металлический предмет в мешке, был твердым, холодным, крепким – символизировал дух русских богатырей.

— Кто главный герой сказаний о богатырях? ( Илья Муромец)

— Памятник Илье Муромцу, который вы видите на слайде, действительно установлен в городе, где он родился, архитектором Клыковым, в честь ратных подвигов русских богатырей.

— Попробуйте догадаться, о каком городе идет речь, а я вам помогу.

— Жителя Саратова называют — саратовец.

— А жителя Новгорода – новгородец.

— Так как же называется город, в котором родился Илья Муромец? (Муром)

— Существует еще одна версия, по ней Илья происходил из древнего племени «муромов».

3. Работа по учебнику.

— Откройте учебники на странице 168 и прочитайте название произведения. ( «Болезнь и исцеление Ильи Муромца).

1).Работа со словарями.

— Значение всех ли слов в названии былины вам понятны?

— Как понимаете слово «исцеление»?

— Давайте обратимся к толковым словарям, словарям глаголов, словарям синонимов и антонимов.

— Чем являются слова «исцеление» и «вылечить»? (Синонимами)

2). Работа с однокоренными словами.

— На листах зашифрованы однокоренные слова. Вставив вместо точек пропущенные буквы. Вы сможете их прочитать. Если кому то нужна помощь – обратитесь к словарю.

Цел . . . . . (Целитель, исцелить, целый, исцеление, целина, целебный, уцелеть, исцелять,

Цел . . цельный и т. д.)

.. цел …

Цел

(Значение сложных слов зачитываются детьми, так же дети могут записать эти значения в тетрадь – литературный словарик)

3). Работа с карточками.

(Карточки на доске, у детей сигнальные доски и маркеры)

  1. рассказ

  2. басня

  3. былина

  4. сказка

— К какому жанру вы отнесете этот текст? Докажите свой выбор. (Былинный герой)

— Что нам поможет доказать, что это былина?

(Толковый словарь. Былина – русская народная эпическая песня – сказание о богатырях. Если необходимо, уточняется значение слова «эпическая».

— Что вы знаете об Илье Муромце?

— Каких других былинных героев вы знаете? (Ответы детей)

Кто видел картину Виктора Васнецова «Богатыри»? (Слайд)

4. Работа со сладом.

— Где можно увидеть эту картину? ( В Третьяковской галереи)

-А знаете ли вы, что художник писал свое масштабное полотно около 20 лет.

Размер полотна 3,5 на 4, 5 м. Кто не был в галереи, советую обязательно сходить, а кто хочет больше узнать о подвигах русских богатырей, обратитесь в библиотеку школы или района. (Выставка книг).

5.Чтение

Чтение былины учителем и хорошо читающими учениками, во время чтения дети отмечают карандашом или клеящимися закладками сложные слова и словосочетания, затем с помощью словарей уточняется лексическое значение.

6. Вопросы по содержанию.

Домашнее задание: прочитать былину, выписать на закладки непонятные слова и выражение и найти их толкование в словаре.

В этот день на уроке русского языка проводится словарная работа по содержанию былины, на уроке математики решаются задачи, героями которых являются богатыри.

Ход урока. Урок № 2.

1.Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

(прочитать былину, выписать на закладки непонятные слова и выражение и найти их толкование в словаре)

1). Объяснение трудных слов.

2). Выборочное чтение.

3). Чтение про себя с выполнением задания:

— разделить текст на части;

-озаглавить части, отметив закладкой;

4). Дифференцированные задания. Инструктаж.

— У вас 2 вида закладок чистые и с названием частей. Вы самостоятельно выбираете, с какими будете работать.

— Кто самостоятельно называл части?

5). Чтение былины вслух по частям, коррекция границ частей текста.

— Как назвали? Кто считает, что граница части другая?

6). Составление плана и «индивидуального» плана (по выбору).

Приклейте на лист названия частей по порядку на лист, чтобы получился «индивидуальный» план.

7). Анализ названий частей и составленных планов.

8). Пересказ былины по плану.

9). Дифференцированное задание. Написание отзыва или дополнение деформированного текста (по выбору).

10) Рефлексия. Подведение итогов.












Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса «Прошедшее время сильных глаголов»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: