Конспект урока для 4 класса «К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»


Урок чтения в 4 классе

Тема: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Цели и задачи: формировать у детей общее понятие о тексте; учить понимать смысл прочитанного; обучать коллективным формам работы; развивать речь учащихся путём использования элементов «критического мышления»; прививать любовь к искусству.

Оборудование: раздаточный материал; аудиозапись Э.Григ «Пер Гюнт»; тест «Верные и неверные высказывания».

Ход урока:

I Оргмомент. Сообщение целей и задач урока.

— Дети, а вы любите смотреть телевизор?

— А вы хотели бы стать телезвездой, работать на телевидении?

— Ребята, а ведь наши гости сегодня – это не простые гости, а члены комиссии по отбору телеведущих. Они посмотрят и послушают ваши способности и решат, кого можно взять на телевидение. Но для этого мы должны показать, как мы умеем выразительно читать, что у нас хорошая дикция, память, что умеем красиво говорить и пересказывать прочитанное, умеем декламировать наизусть прозу, понимаем смысл прочитанного.

А за ваши успехи я буду дарить вам звёздочки с телевизионного небосклона.

II. Речевая разминка.

— Прежде чем мы с вами увидим диктора или ведущего телепередачи на экранах наших телевизоров, они обязательно занимаются речевой разминкой.

— Прочитайте скороговорку:

Наш Полкан попал в капкан.

Нужно помочь Полкану,

Освободить лапу из капкана.

— Прочитаем тихо, громко, очень громко.

— Прочитаем, выделяя голосом выделенное слово.

— Прочитаем так, чтобы все поняли, что вам жалко Полкана.

III. Работа в парах.

— Каждый телевизионный ведущий должен хорошо знать из чего состоит текст предложения, чтобы при чтении не допускать ошибок и ненужных пауз.

— Восстановите перепутанную логическую цепочку:

Звуки, слова, буквы, слоги, текст, предложение.

— Телеведущим дают разный материал. Они должны хорошо отличать главный материал от ненужного, текст — от набора предложений.

IV.Тест «Верные и неверные высказывания»

— Что такое текст?

— Индивидуальная работа по тестам.

1.Текст состоит из предложений, связанных по смыслу. (+)

2. К тексту нельзя придумать заглавие. (-)

3. Все предложения в тексте имеют границы. (+)

4. Предложения в тексте не имеют определённой последовательности. (-)

5. В тексте всегда о чём-то (о ком-то) говорится. (+)

6. Тексты бывают разных типов. (+)

7. Текст можно поделить на части. (+)

V. Работа по учебнику с домашним текстом «Корзина с еловыми шишками»

Действия этого рассказа происходят в далёкой северной стране Норвегии.

Свежие документы:  Театрализованная литературно-музыкальная композиция, посвященная 69-летию Победы в Великой Отечественной войне

— Кто является главными героями рассказа?

Эдвард Григ – это замечательный норвежский композитор. Родился он около 150 лет назад. И хотя Э.Григ много путешествовал, он всегда старался быстрее вернуться домой, в Берген, в свой маленький домик на берегу моря. И в этот раз композитор проводил осень в своих любимых лесах Норвегии.

Многие телеведущие, прежде чем попасть на экраны телевизоров, работают на радио. Давайте проведём радиоспектакль по I части рассказа.

— Жужжащим чтением подготовьтесь к радиоспектаклю, отметьте карандашом слова автора (А), композитора (К), девочки (Д), короткие реплики читать не нужно.

Часто дикторам приходится смотреть то в объектив, то на оператора; то на зрителя, то на текст. Нужна зарядка для глаз.

— Чтение «по ролям» I части рассказа.

VI. Чтение II части вслух (несколько учащихся)

— Подумайте во время чтения, какие слова являются главными? Почему?

После чтения: как об этом сказать иначе?

Жизнь удивительна и прекрасна.

Счастлив потому, что отдал всё.

Я вам не говорила на прошлом уроке, что это главные слова, но просила выучить их.

Дикторы и артисты должны очень многое знать наизусть.

— Пожалуйста, кто хочет рассказать, продемонстрировать свои способности?

VII. О музыке Э.Грига.

— Какая прекрасная музыка у Грига.

— Некоторые дети и я слушали в среду музыку Э.Грига к драме Генриха Ибсена «Пер Гюнт»

— Какое впечатление произвела на вас эта музыка?

— О ком и о чём рассказала вам музыка?

— Я сейчас включу вам для прослушивания произведение Э.Грига «Вальс Эльфов»

— Слушать можно в любом положении. А затем вы мне скажите, что вам представлялось под эту музыку.

VIII. Работа над III частью рассказа.

— Как сложилась жизнь Дагни дальше?

— Прочитайте про себя и подготовьтесь прочитать эту главу с отрывом глаз, как читают дикторы!

Чтение с отрывом глаз.

IX. Чтение IV части.

— Прочитайте IV часть и отметьте описание музыки.

— Выборочное чтение строк с описанием музыки.

— А как вела себя Дагни после спектакля? Что говорила т.Магда? д.Нильс?

— Кто был прав?

Эдвард Григ после своей смерти был похоронен на своей Родине в скале у моря. Но его душа жива до сих пор.

— Где она живёт? (В музыке, в нас вместе с его музыкой, когда мы её слушаем).

Свежие документы:  Конспект урока по химии в 9 классе "Кислород. Сера"

— Что сделало Грига вечным, бессмертным? (Музыка, талант, любовь к жизни, к людям, желание дарить себя, свою душу).

Музыку таких людей исполняют вечно и после их смерти, о них снимают фильмы, пишут книги, как это сделал К.Г.Паустовский.

Д/з: Дома внимательно прочтите рассказ и подготовьте ответ на вопрос: «Зачем должен жить человек?»

Итог урока.

— Ну, Хрюша и Степашка, научились ли вы чему-нибудь на нашем уроке?

— Ребята, спасибо за работу на уроке. Я думаю, что ваши звёздочки скоро зажгутся обязательно на телевизионном небосклоне, а я буду наблюдать за вами – моими звёздочками и радоваться вашим успехам. А пока я оцениваю ваши звёзды 5-ю баллами и думаю, что моё мнение не будет сильно отличаться от мнения наших гостей.





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: