Конспект урока для 4 класса «Москва начала 19 века. Басня как литературный жанр. Басня И.А.Крылова «Слон и Моська»


Урок чтения в 4 классе

по программе «Школа 2100»

Учитель: Гнедая С.Н., МОУ СОШ п. Горин

Тема: «Москва начала 19 века.

Басня как литературный жанр.

Басня И.А.Крылова «Слон и Моська»

Цели урока:

— дать понятие об эпохе, создать первичный образ баснописца И.А.Крылова;

дать представление о басне как о литературном жанре;

развивать умение работать с учебным текстом;

развивать речь, мышление;

формировать навык выразительного чтения;

воспитывать интерес к изучению прошлого нашей родины;

воспитывать нравственные качества.

Оборудование:

1) у каждого ученика:

учебник «В океане света»/ Книга для чтения в 4 классе. Бунеев Р.Н. и др.Часть 1. – 3-е изд., перераб.- М.: Баласс, 2006г.;

Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В., Чиндилова, О. В. Тетрадь по чтению к учебнику «В океане света». 4 класс. – М.: Баласс, 2008г.

2) на доске: тема, портрет Крылова И.А., девиз урока, слово «иносказание»;

3) выставка книг И.А.Крылова;

4) для сценки: шляпы, книга с надписью «Эзоп»;

5) компьютер, проектор, экран;

6) презентация «Басни И.А.Крылова»;

7) тест в электронном виде « Проверь себя».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прочитайте девиз урока. « Не на пользу читать, коли только вершки хватать». Как вы думаете, почему именно эти слова я взяла сегодня как девиз урока? Объясните пословицу.

2. Повторение.

— Мы уже много знаем о детской литературе и проверим, как вы запомнили изученные произведения.

( тест»Проверь себя» на экране, ученики выбирают и называют правильные ответы)

  1. Вступление к теме.

— Вместе с нашими героями Игорем, Олей и профессором Рождественским мы путешествуем на воображаемой машине времени. Сегодня наше путешествие продолжается. Сели поудобнее. Мы в машине времени.

(Презентация на экране: слайды 1,2)

— В какой же век мы попадём сегодня? Сегодня мы попадём в 19 век , а точнее – в Москву 19 века. Посмотрите, как выглядела Москва в это время. ( на экране слайды с изображениями Москвы, играет музыка).

4. Сценка « Встреча с И.А.Крыловым»

— А с кем же встретятся наши герои во время своего путешествия? Давайте посмотрим.

( Несколько заранее подготовленных учеников показывают сценку-смотреть в Приложении)

  1. Беседа об И.А.Крылове.

— С кем встретились наши герои? Что из их разговора узнали о Крылове? Какие басни Крылова знаете?

( На экране слайды с иллюстрациями к наиболее известным басням Крылова)

— И.А.Крылов писал не только басни. Послушайте о том, чем ещё известен был Крылов.

( Рассказ ученика о деятельности И.А.Крылова . Главные мысли из рассказа на слайде)

Иван Андреевич Крылов сочинял не только басни. Он создавал оперы, комедии, трагедии, повести и даже роман. Свою первую пьесу он сочинил, когда ему было 15 лет, и получил за неё от издателя немалый по тем временам гонорар- 60 рублей. Радость Крылова была велика. Но он обрадовался ещё больше, когда вместо денег ему позволили выбрать на эту сумму книги лучших драматургов. Тогда ему было 15 лет. А в 20 лет он уже самостоятельно издавал журнал «Почта духов» и печатал в нём свой роман. А басни Крылов начал писать в 1806 году, то есть в начале 19 века. За свою жизнь Иван Андреевич написал более 200 басен. За свою литературную деятельность Иван Андреевич Крылов был избран академиком Петербургской Академии наук. Именно басни обессмертили его имя.

  1. Беседа об истории возникновения басен.

Басни люди стали писать ещё в древности. Первые басни, сохранившиеся до наших времён, принадлежат древнегреческому баснописцу Эзопу. Его книгу читал Крылов при встрече с нашими героями. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, обладающими властью. Он стал придумывать истории, которые случались с животными. И хотя все понимали, что речь идёт о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что он высмеивает поступки определённого человека. Т.е. Эзоп придумал иносказание, иносказательную речь. И мы, читая басни, будем учиться понимать иносказательную речь.

В каждой стране свои баснописцы. В России лучшим баснописцем считается И.А.Крылов.

7. Особенности басни как литературного жанра.

Вспомните разговор наших героев. Профессор сказал, что басня трудна для понимания детьми. А что же ответил Крылов? Чем басня отличается от других литературных произведений? Прочитаем об этом в учебнике.

( Самостоятельное чтение: учебник стр. 89- последний абзац)

— Что узнали о басне? Чем басня отличается от стихотворения, рассказа, сказки?

( Коллективное выполнение задания в тетради- стр.37 №1- раскрыть понятие басни . По мере выполнения задания на экране появляются тезисы «Особенности басни»)

8.Знакомство с басней «Слон и Моська».

Прочитайте название басни. О чём вы узнали из названия? Кто такой слон? (большое животное, водится в Африке, в Индии) Кто такая Моська? (маленькая собачонка )

Прочитайте басню и попробуйте рассказать её сюжет.

(самостоятельное чтение басни- учебник стр. 91 )

О чём эта басня?

Чтение басни вслух по частям.

Объясните эти слова и выражения:

«ВОДИЛИ НАПОКАЗ», «ТОЛПЫ ЗЕВАК», «В ДИКОВИНКУ», «ОТКОЛЕ НИ ВОЗЬМИСЬ», «ПЕРЕСТАНЬ СРАМИТЬСЯ», «СОВСЕМ НЕ ПРИМЕЧАЕТ», «ЗАБИЯКА».

(Слова и выражения показаны на экране )

— Пользуясь записью в тетради, докажите, что «Слон и Моська» – это басня.

— Как выглядит, что делает, что говорит Моська? Слон? Найдите в басне и прочитайте предложения об этом. (выборочное чтение )

(На экране появляются слова характеристики Слона и Моськи – сравнительная характеристика )

— Кого высмеивает автор в басне? Есть ли прямо сформулированная мораль? В каких словах заключается главная мысль, вывод?

9. Выразительное чтение басни.

Прочитаем басню выразительно, объясняя , какие предложения, слова с какой интонацией будем читать.(подготовка к чтению по ролям, чтение с комментированием, логическое ударение, паузы )

10. Итог урока.

— С каким произведением сегодня познакомились? Чем басня отличается от других литературных произведений? Что новое вы узнали сегодня на уроке?






Приложение. Сценка «Встреча с И.А.Крыловым».

Входит Крылов. У него в руках книга с надписью «Эзоп. Басни». Он читает книгу. Появляются Оля,

Игорь и профессор.

Игорь: Оля, смотри, мы в Москве 18 века!

Оля: А что это за книги? ( ПОКАЗЫВАЕТ НА КНИГИ У ДОСКИ)

Пока Оля и Игорь рассматривали книги, Николай Александрович вступил в разговор с незнакомцем.

— Интересуетесь баснями Эзопа, милостивый го­сударь?

— Да, и весьма. А каковы ваши интересы, позвольте узнать?

— Я интересуюсь детским чтением… но, прости­те, я не представился.

— Профессор Рождественский к вашим услугам.

— Крылов, Иван Андреевич, — в свою очередь представился его собеседник, ПРИПОДНЯВ ШЛЯПУ.

Игорь схватил Олю за руку, и близнецы, забыв о приличиях, стали в упор рассматривать человека лет 35, высокого, с грузной фигурой. ( Ну конечно же, это его портрет висел у них в классе, только живой Крылов, которого они сейчас видели, был значительно моложе.)

— Позвольте выразить вам своё восхищение, су­дарь, — продолжал Николай Александрович. — Я знаком

с вашими пьесами и баснями, весьма и весьма занятно. Жаль, что басни не всегда пригод­ны для детского

чтения, хотя и поучительны.

— Я не могу с вами согласиться, милостивый го­сударь, — возразил Крылов, — напротив, я видел, как

Читают мои басни дети. Им понятен смысл и ин­тересен короткий занимательный сюжет. Басни чем-то напоминают сказки: Дети любят разыгрывать басни . Так-то, сударь…- и Крылов , поклонившись

на прощанье, уходит.

— Нам пора, друзья мои, — обратился к детям Николай Александрович.

Игорь, наконец, пришёл в себя после всего уви­денного и услышанного.

— Хм, басни, — сказал он вдруг. — Я никогда их особенно не любил, а теперь почему-то захо­телось почитать Крылова.

— Как только вернёмся, мы обязательно почита­ем, — отозвался Николай Александрович.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Древний Китай"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: