Конспект урока для 4 класса «Подготовка к сочинению по картине А.А. Пластова «Первый снег»


Открытый урок по русскому языку.

Тема: Подготовка к сочинению по картине А.А. Пластова «Первый снег».

4 класс

Учитель: Лепухина М.В.

Цель:

  • Знать ход построения сочинения – описания.

  • Биографические сведения об авторе картины.

  • Уметь передать через свои восприятия красоту и особенности зимнего времени года.

  • Развивать эстетический вкус.

Оборудование:

Опорные слова, репродукция к картине, портрет художника, индивидуальные картинки.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Для начала я загадаю вам загадку. Где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы; осенние деревья, с чьих ветвей не облетают листья; вечернюю зарю, что не погаснет и через 100 лет?

Верно, на картинках, написанных художником. Карандашом, углём, мелком художник рисует, а вот кистью он пишет масляными, акварельными красками и гуашью.

Сегодня, как вы догадались, мы будем готовиться к сочинению по картине художника Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».

  1. Постановка цели урока.

  2. Откройте тетрадь по развитию речи, запишите число, тему и слово «план».

Посмотрите на портрет художника и послушайте, что же это был за человек. (Портрет на доске и на экране).

В старинной деревне Прислонихе в 1893 году родился А.А. Пластов. Вместе с деревенскими мальчишками он играл в весёлые игры, ездил на лошадях, купался в реке, работал со старшими в поле и на току. Но одно отличало его. Он рано увлёкся рисованием. Дед его и отец строили и расписывали сельские храмы. И мальчику нравилось подолгу смотреть, как смешивают они краски и как чудесно оживают под кистью различные изображения людей и животных. Как хотелось ему стать художником. В 19 лет Пластов едет в Москву и поступает в художественное училище. Там упорно рисует, пишет красками, лепит скульптуру и много читает.

Работал Пластов, не зная устали. Без творчества он не мог прожить и одного дня. Рисовать для него было так же необходимо. Так же естественно. Как дышать.

Аркадий Александрович Пластов написал много картин, сотни портретов, этюдов. Делал он иллюстрации и к книгам Л. Толстого, Н. Некрасова, А. Чехова. У него есть книжки-картинки для ребят. Художник прожил большую жизнь – умер он в 1972 году.

— Что вы узнали о художнике?

— Какими качествами обладал художник?

  1. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «первый»?

— Какие чувства возникают у человека, когда происходит что-то первое?

— Давайте вспомним первый снег в нашем городе. Сколько вам лет, столько раз вы видели первый снег. А какого он цвета? Я не зря спрашиваю. У всех есть глаза, но взглянуть – ещё не значит увидеть. Давайте посмотрим на снег зоркими глазами художника. (Демонстрация картины.)

Художник изображает то, что видит. А запах невидим. Но от картины Аркадия Александровича на вас словно пахнет нежной свежестью, так пахнет первый снег. И передана эта нежность и свежесть цветом.

  1. Вопросы по картине.

— Какое время суток изображено?

(Снег пошёл ещё ночью, он уже укрыл землю).

— Почему дети выбежали на крыльцо? Как радуются, как ликуют их сердца

( Начинается зима – санки, коньки, лыжи, забавы).

— Что нужно сказать о детях?

(Мальчик, одетый в пальто, валенки и шапку-ушанку, стоит неподвижно и кажется к первому снегу по внешности равнодушным. Зато девочка, сунувшая ноги в валенки, поспешно выскочила под снег в белом платьишке, успев только накинуть на голову большой желтоватый платок. Она и ёжится от холода под падающим снегом, и прячет озябшие руки в платок. Но её улыбающееся, счастливое личико поднято к небу, словно она всей кожей пытается ощутить свежесть холодного снега.)

— Какие цвета выбрал для своей работы художник?

(Неяркие, снежинки сыплются с серо-сиреневого неба, мерцают на фоне светло-коричневой стены)

— Каким мы видим снег? Используем прилагательные.

(Серо-золотистый, серо-голубой, фиолетово-серый, розово-голубой, пушистый, мелкий, белоснежный, тихий, мохнатый).

— А какие можно использовать глаголы, описывающие действие снега?

(Укрыл землю. Щекотал лицо. Кружился, порхал, опускался большими хлопьями.)

— А какие можно использовать сравнения?

(Мягкий, как вата, как лебяжий пух, как белая скатерть.

— А почему мы решили, что снег первый?

(Потому что ещё есть места, где нет снега. Это лужа, которая только-только замёрзла, т.е. до этого было тепло.)

— Что ещё вы видите на переднем плане?

(Палисадник, берёза, мелкий кустарник, часть дома.)

— Каких птиц вы видите на репродукции?

(На берёзе трещит сорока, тоже радуется снегу. По двору важно разгуливает ворона, потому что ещё вчера она сливалась с чёрной грязью – сегодня она чётко рисуется на белом снегу.)

— Зачем ворона понадобилась художнику? Почему ворона, а не воробей? Прикройте ворону рукой, а потом отведите руку и поймёте.

(Крупная, серо-чёрная, её хорошо видно на белом снегу, она словно клякса на белой странице. И поставил эту кляксу художник нарочно, от тёмного пятна снег, кажется, ещё белей.)

— На втором плане что изображено?

(Крыши соседних домов тоже в снегу.)

Человек в санях.

— А почему там изображён человек в санях?

(Потому что он вытащил их сегодня утром и уже достаточно снега, чтобы ездить на санях.)

— Почему автор берёт вертикальный пейзаж?

(Потому что главные герои – только дети, которые смотрят в небо.)

— А какие орфограммы могут встречаться в сочинении?

  1. Составление плана.

  1. Ранее утро.

  2. Дети на крыльце.

  3. Изменения на улице.

  4. Моё отношение к картине.

  1. Используя опорные слова, устно составьте несколько предложений, чтобы запомнить написание орфограмм. Учитель исправляет.

Методика предусматривает написание сочинения продолжить на втором уроке, например, на литературе.


Свежие документы:  Русские народные инструменты

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: