Конспект урока для 4 класса «Счастливый мальчик (иранская сказка)»


Конспект урока «Счастливый мальчик (иранская сказка)»

по внеклассному чтению (4 класс)

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с содержанием иранской сказки; учить ребят анализировать и оценивать прочитанное через использование проблемно – ориентированного диалога.

  • Развивать умение связно излагать свои мысли, умение высказывать свою точку зрения о прочитанном.

  • Формировать умения в установлении последовательности действий в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нём событий, подкрепление правильного ответа на вопросы выборочным чтением.

  • Формировать опыт осмысления школьниками ценностных основ обыденной жизни.

  • Обогащать словарный запас детей, воспитывать интерес и любовь к чтению, к урокам чтения, взаимопонимание и уважительное отношение друг другу.


ХОД УРОКА

І Организация класса

Всем, всем!

Добрый день!


Соберите в ладони своё тепло.

Пусть его будет много.

Почувствуйте это тепло.

Поделись своим теплом друг с другом.

Было утром тихо в доме.

Я писала на ладони имя мамино…

Не в тетрадке на листке,

Не на стенке каменной –

Я писала на руке имя мамино,

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня…

— Что ты спрятала в ладони? –

Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала –

Счастье я держала!


ІІ Сообщение темы и целей урока.


— Ребята, сегодня нас ждёт удивительный урок. Я предлагаю вам выяснить, когда человек чувствует себя счастливым?

— Прочитайте тему урока.

— Какие цели мы поставим перед собой?

1. познакомиться с новым произведением;

2. определить его жанр;

3. сформировать идею произведения (осознать его главную мысль);

4. развивать навыки чтения (правильность, выразительность, беглость)


— Если вы будете работать активно и правильно выполнять все задания, то сможете построить дом. (За каждое правильно выполненное задание дети получают части домика)

— Посмотрите, какие этапы урока ждут нас сегодня. План.

1. Работа со словарём.

2. Знакомство с новым произведением. Выразительное чтение.

3. Анализ произведения.

4. Творческий пересказ.

5. Работа с пословицами.

6. Работа в группах (строительство дома).

7. Мини – сочинения.

8. Домашнее задание.

9. Итог урока.


ІІІ Изучение нового материала.


а) Лексическая работа.

Цель: чтобы понять содержание сказки разберём значения непонятных слов.

— У некоторых ребят было индивидуальное задание по словарю найти значения слов.


ЛАЧУГА бедная хижина, небольшой и плохой дом.

ОПУШКА (леса) – край леса.

СКИТАТЬСЯ – странствовать без цели, вести бродячий образ жизни.

НЕВОД – большая рыболовная сеть.

ОБЛАЧИТЬСЯ – одеться.

ОПОСТЫЛЕЛА – очень надоела.


— Мы начинаем с вами строить дом.







б) Знакомство с новым произведением. Выразительное чтение. (Начинает учитель, продолжают подготовленные дети)

Цель: послушайте текст и попробуйте высказать своё отношение к прочитанному.

Счастливый мальчик.





Много-много лет тому назад под синим куполом неба жили в лачуге на опушке леса муж и жена. Их сынишка целыми днями играл со сверстниками и скитался по лесу.

А по вечерам отец учил его грамоте. Однажды мать сказала ему:

  • Пора тебе, сынок, помогать отцу. Сегодня нам нечего есть. Ступай-ка к морю и налови рыбы. Мальчик взял невод и отправился на берег моря. Там он закинул невод и, вытащив его, увидел маленькую трёхцветную рыбку золотисто-красно-синюю. Рыбка жалобно взглянула на мальчика и проговорила человеческим голосом:

  • Пусти меня в море, мальчик! В награду я дам тебе волшебные ножницы: всё, что ты ими ни вырежешь, будет настоящим.

Мальчик пожалел рыбку и отпустил её в море.

В тот же миг в руках у мальчика появились ножницы. Оглядевшись, мальчик увидел упавший с дерева большой жёлтый лист, поднял его и вырезал дворец. Вдруг дворец стал увеличиваться, расти, пока не поднялся выше окрестных холмов. Тогда мальчик набрал листьев жёлтых, зелёных, красных, коричневых и стал вырезать из них деревья и цветы. И вот вокруг дворца раскинулся цветущий сад.

Мальчик побежал домой и вырезал из бумаги одежду для матери, отца и себя. Облачившись в шелка и бархат, они отправились во дворец и зажили богаче всех соседей.

Много ли, мало ли времени прошло, только мальчик затосковал: ему так хотелось побегать на воле, а его не выпускали ни в лес, ни в поле, ни к морю, опасаясь, как бы рыбка не потребовала назад свои волшебные ножницы. Мать не позволяла ему дружить с детьми бедняков и постоянно твердила: «Береги новую одежду, не валяйся в песке! Не пачкайся, не делай того, не делай этого!»

Опостылела мальчику такая жизнь.

Однажды ночью он потихоньку выбрался из своей комнаты, перелез через ограду и побежал к морю.

На берегу мальчик громко крикнул:

— Рыбка, рыбка золотисто-красно-синяя! Где ты? Я пришёл сказать тебе, что мне не нужен золотой дворец! Помоги мне, рыбка, верни прежнюю жизнь!

Наконец трёхцветная рыбка выплыла и сказала:

— Пусть будет по-твоему, дружок! Ты теперь богат и знатен, но ведь богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья и радости. Утром, когда взойдёт солнце, брось ножницы в море, свистни три раза — и ты будешь счастлив, как прежде.

С первыми лучами утреннего солнца мальчик бросил ножницы в море, свистнул три раза, и от дворца не осталось и следа.

Когда он вернулся домой, на пороге старой лачуги стояла его мать. Она ждала сына и улыбалась своей прежней ласковой улыбкой.


в) Работа над жанром произведения.


— Понравилось ли вам прочитанное произведение?

— К какому литературному жанру оно относится? (сказка)

— Почему? (волшебные предметы, превращения, есть вымысел)

— К какому виду сказок мы её отнесём? (и бытовая и волшебная)

— Есть ли у сказки автор? (нет, значит, она народная)

— Верно. Это иранская народная сказка.

— А есть ли похожие сказки у русского народа?

(«По щучьему велению», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

— Молодцы!











г) Анализ сказки с выборочным чтением.


— Какие композиционные части сказки мы знаем? (зачин, развитие действия, кульминация, развязка, концовка)

Цель: Проанализируем их, чтобы понять её главную мысль.


— Прочитайте зачин сказки.

(Мальчик взял невод и отправился на берег моря.)

— Поговорим о том, как развивалось действие.

— Кого поймал мальчик?

— О чём она попросила? Зачитай…

— Что пообещала в награду? Зачитай…

— Как распорядился мальчик ножницами? Расскажи…

— Почему же он затосковал? Найдите в тексте и прочитайте…

(«Ему так хотелось …… не делай этого!»)

— Как вы думаете, какой момент сказки можно назвать кульминацией?

(Опостылела мальчику такая жизнь)

— Докажите, почему? (самое напряжённое, затем начнётся развязка)

— В чём развязка действия? Расскажи…

— Чем закончилась сказка. Прочитаем…

Сказка называется «Счастливый мальчик». Когда же мальчик чувствовал себя счастливым? Порассуждаем…

— Молодцы!







ІV Физминутка.


Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.


Молодцы!

V Творческий пересказ.

а) Индивидуальная работа.

— Составь картинный план.




Б)


— Как мать отнеслась к поступку своего сына?

Попробуйте пересказать сказку от имени матери:

«Наша семья жила в бедной лачуге. Но однажды

сын одел нас с отцом в дорогие одежды и повёл

жить во дворец…»






VІ Работа с пословицами (работа в парах).


— Найдите и прочитайте, в каких словах заключается главная мысль этой сказки.

(Богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья и радости.)


— На что похожи эти слова? (на пословицу)

— Правильно. Это иранская пословица. Люди всех народов мечтают о счастье. У русского народа тоже много пословиц о счастье.

— Выбери пословицу, которая подходит к нашей сказке.


1 ряд.

А) Счастье дороже богатства.

Б) Счастье в руки не поймаешь.

В) Счастье с несчастьем близко живут.


2 ряд.

А) Счастье, что солнышко: и улыбнётся и скроется.

Б) Счастье не в кошельке, счастье в руках.

В) Счастье отпало – ничего в доме не стало.



3 ряд.

А) Счастье не птица: за хвост не поймаешь.

Б) Счастье у каждого под мозолями лежит.

В) Счастью не верь, а беды не пугайся.


Самопроверка (а б б)










VІІ Групповая работа.


— Ребята, мы очень хорошо потрудились сегодня на уроке. Посмотрите какой дом нам удалось построить.


— Чтобы всем в нашем доме было тепло, чтобы все в нём были счастливы, что для этого необходимо? Подумайте и запишите на брёвнышках …











VІІІ Просмотр мультфильма. Отрывок из мультфильма «Как ослик счастья искал»

А у всех ли счастье одинаково?

— Каждый видит счастье по-своему. Давайте посмотрим в чём видел своё счастье ослик.

— А в чём вы видите своё счастье?


ІX Мини — сочинения.

























X Домашнее задание (по выбору).


  1. Нарисовать иллюстрации к сказке или написать отзыв.

  2. Придумать другой конец сказки.



XІ Итог урока.


— Понравился ли вам урок?

— Что было интересно?

— Что трудно?

— «Сказка ложь, да в ней намёк…» Какой вывод вы сделали для себя? Какой урок усвоили?




Свежие документы:  Конспект урока по Литературе «В глубине всякой души есть своя земля». Духовный мир героев романа А.С. Пушкина «Дубровский» 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: