Конспект урока для 4 класса «Степан Эрьзя»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17»

Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

_____________________________________________________________





Степан

Эрьзя

(Проектно-исследовательская работа)


Выполнила:

Подъячева Екатерина Николаевна,

ученица 4 «А» класса.

Руководитель:

Осипович Ирина Вениаминовна,

учитель начальных классов












МО Рузаевка, 2012

Содержание

  1. Введение.

  2. Основная часть.

  3. Заключение

4. Использованные источники
























Введение

Работы нашего земляка, всемирно известного скуль­птора Степана Эрьзи, по праву считают одним из са­мых удивительных явлений мирового искусства XX века.

Но что знаем о его творчестве мы, жители Мордовии, в частности мои одноклассники? Мы провели опрос и выяснили, что из 20 человек, участвующих в опросе, слышали имя С.Эрьзя — 14 человек. Знают, что это скульптор только 5. Его работы не видел никто. Знают отчего произошла фамилия скульптора 7 человек. 19 моих одноклассников хотели бы познакомиться с творчеством С.Эрьзи, и только один не выразил такого желания. Но, я уверена, что он изменит своё мнение, когда посетит Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Эрьзи в г.Саранске. Данные опроса заставили меня найти информацию о великом сыне мордовского народа Степане Дмитриевиче Нефёдове.

Актуальность моей работы не вызывает сомнения. Каждый образованный человек должен знать историю своего народа, его выдающихся представителей. В преддверии празднования 1000-летия единения народа Мордовии с народами России это своевременно.

Гипотеза. Если я узнаю о творчестве С.Д.Эрьзи, то смогу рассказать о нём своим одноклассника, этим я помогу поднять их культурный и образовательный уровень.

Объект исследования — жизнь и творчество С. Эрьзи.

Предмет исследования — творчество С. Эрьзи как важнейший элемент культуры мордовского народа.

Цель работы: познакомиться с жизнью и творчеством С.Эрьзи, получить новые знания.

Задачи:

1. Изучить литературу по теме;

2.Посетить Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Эрьзи в г.Саранске.

В своей работе я использовала метод наблюдения, теоретическое изучение литературы и Интернет – источников.

Основная часть

Степан Дмитриевич Нефёдов, выдающийся скульптор XX века, известен всему миру под именем Эрьзя. Этот псевдоним он взял в честь маленького талантливого мордовского народа, к которому принадлежал.

С.Д.Эрьзя родился 27 октября (8 ноября) 1876 года в селе Баево Алатырского уезда Симбирской губернии в семье эрзянского крестьянина. Его первыми художественными впечатлениями были вышивки матери, резьба по дереву старшего брата и поделки отца из корневищ и сучьев деревьев, которые он приносил детям из бурлацких походов по Волге.

Художественные способности Степана проявились очень рано — замкнутый и необщительный по характеру, он мог часами рисовать мелом и углем, лепить фигурки людей и животных из глины. Отец, Дмитрий Иванович, первым заметил природные способности мальчика и отдал его учиться в церковно-приходскую школу села Алтышева, а затем в иконописные мастерские Алатыря и Казани. Местные купцы, восхищенные декорациями, сделанными Степаном к любительскому спектаклю по произведениям А. С. Пушкина, показали его рисунки директору московского Строгановского училища, и в 1901, почти не зная русского языка, будущий художник поехал в Москву учиться.

В 1902 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на живописное отделение. В 1903 году он перешел в скульптурный класс. Именно учась на скульптурном отделении, Степан Дмитриевич и начал подписывать свои произведения псевдонимом «Эрьзя».

В 1906 году Степан Нефедов-Эрьзя отправился в заграничное путешествие в Италию и во Францию для совершенствования своего мастерства и изучения лучших произведений мирового искусства. Испытывая страшную нужду, не зная ни итальянского, ни французского языков, не имея крыши над головой, он использовал малейшую возможность работать творчески. В этот период ему посчастливилось познакомиться с хранителем музеев Ломбардии Уго Неббиа и при его содействии никому неизвестный мастер принял участие во Всемирной выставке в Венеции в 1909 году. Он был единственным от России на Всемирной выставке искусств в Венеции, где показал мраморную скульптуру «Последняя ночь осужденного перед казнью». Скульптура произвела огромное впечатление на зрителей, Эрьзю стали называть «русским Роденом».

Через год Эрьзя «гремел» на Международной выставке в Ницце, на Всемирной выставке в Риме. Вскоре он обосновался в Париже, где приобрел мастерскую по соседству с Роденом, а в 1913 году с успехом провел первую персональную выставку.

Эрьзя относится к числу тех немногих скульпторов, которые работали без эскизов. Уже ранние его произведения были созданы методом прямой вырубки в мраморе, что свидетельствовало о высоком профессионализме скульптора. У Эрьзи были сильно развито ощущение материала. Он заранее представлял себе, как его замысел будет «звучать» в мраморе, дереве или цементе. Это чувство в будущем он разовьет до совершенства. Эрьзя до глубокой старости отделывал свои произведения сам до последнего штриха.

Судьба бросала Эрьзю в разные концы планеты: он жил в Италии, Франции, дольше всего — в Аргентине.

В Латинскую Америку Эрьзя попал с миссией «пропаганды советского изоискусства»: в 1926 году Наркомпрос направил его в зарубежную командировку для показа своих работ. После Парижа, где вновь звучали восторженные отзывы в прессе, он принял предложение устроить выставку в Монтевидео, но не получил визы в Уругвай и осел в Аргентине. В этой стране мастер обнаружил субтропические деревья кебрачо и альгарробо — необычай­но твердые, с выразительным рисунком и широким спек­тром цветовых оттенков. Они во многом определило индивидуальность новой манеры художника. За 23 года жизни в Америке скуль­птор создал настоящие ше­девры, участвовавшие в пре­стижных выставках и сало­нах.

«Русский маэстро» снискал там небывалую популярность, много выставлялся, приобрел множество премий и почетных званий.

Ныне хранящиеся в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств скульптуры свидетельствуют о незаурядном даровании скульптора, его способности на редкость убедительно передавать внутренний мир человека, тонко чувствовать эмоциональные возможности пластики.

Однако ностальгия звала его на далекую родину. Лишь в 1950 году, после нескольких лет ожиданий, Эрьзя получил разрешение Сталина и смог возвратиться в СССР. Он привез с собой более 250 произ­ведений работ, которые подарил государству.

Большая их часть теперь хранится в Республи­канском музее изобразитель­ных искусств. Однако нема­ло работ до сих пор находят­ся в частных коллекциях и музеях.

Скончался скульптор-труженик за работой в своей мастерской в декабре 1959 года в Москве, а похоронен в Саранске. После смерти С.Д.Эрьзи его произведения вернулись на родину мастера — в Мордовию.

Мало кто из российских скульпторов удостоился в 20-м веке такого широкого признания, как Степан Нефедов. Москвичи старших поколений помнят очереди, тянувшиеся в 1954 году к выставочному залу на Кузнецком мосту: там состоялась первая выставка мастера после возвращения из длительной эмиграции, ставшая последней при его жизни. Вновь работы Эрьзи демонстрировались в Москве лишь в 1976 году, и вновь зрители хлынули к легендарному скульптору.

Заключение.

Среди плеяды имен выдающихся мордовских художников, писателей, актеров, ученых, музыкантов ХХ века лишь имя скульптора Степана Дмитриевича Нефедова — Эрьзи достигло высот мировой известности. Всюду, куда забрасывала его судьба этот мастер сумел оставить о себе прекрасную память в своих творениях, которые невозможно забыть, если суждено хоть раз увидеть!

Масштабная коллекция произведений Эрьзи — гордость МРМИИ, основанного в Саранске в 1960 году. Сын потомственного волжского бурлака из племени эрзя обессмертил этническую группу Мордовии, к которой принадлежал и чье название сделал своим артистическим именем.

Достойной данью памяти Степана Дмитриевича Эрьзи является Мордовский республиканский музей Изобразительного искусства , носящий его имя и обладающий самой большой (свыше 200 работ) и уникальной коллекцией его скульптур. Около 30-ти работ Эрьзи вошли в собрание Государственного Русского музея. Государственная Третьяковская галерея обладает лишь тремя его скульптурами.

Произведения Степана Дмитриевича Эрьзи раскрывают его сложный творческий путь, его бесконечные искания, яркую и сильную художественную индивидуальность. Эрьзя поместил Человека, его душу, мысли и чувства в центр своего искусства, заставляя сопереживать зрителя и преклоняться перед гениальным творением природы.

Творчество Степана Эрьзи — проявление духовного могущества народа, яркое свидетельство его созидательных возможностей. Малая родина всегда была центром духовного притяжения, рождала темы и образы, воплощенные в великих творениях мастера. Здесь он приобщался к богатым традициям культуры своего народа, здесь шло становление первых профессиональных навыков. Высокий гуманизм, поэтичность и глубина творчества выдающегося скульптора будут притягательны во все времена.









Использованные источники:

1. Степан Дмитриевич Эрьзя. Альбом. Саранск, Мордовское книжное издательство, 1987

2. Галина Градова. Дело мастера. «АиФ. Мордовия»№14 4-10 апреля 2012г.

3. https://erzya.info/

4. https://www.erzia-museum.ru/

5. http://www.bestreferat.ru/

6. http://festival.1september.ru/

7. http://www.bibliofond.ru/

8. https://erzya.info/

9. https://finugor.ru/











Свежие документы:  Конспект урока на тему «М. М. Пришвин. «Ребята и утята»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: