Конспект урока-исследования рассказов А.П.Платонова «Для чего я живу на земле?» 7 класс



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новоселковская основная общеобразовательная школа

Жарковского района Тверской области






Конспект урока литературы
в 7 классе

«Для чего я живу на земле?»

(исследование рассказов А.П.Платонова

«Юшка» и «Неизвестный цветок»)



подготовила

учитель русского языка и литературы

Спрогис Анна Петровна















П.Новоселки

2012г









Предмет: Литература

Класс:7

Цели: помочь обучающимся постигнуть нравственно-философскую основу произведений А.П. Платонова,

совершенствовать навыки анализа литературного произведения;

развивать логическое мышление, способность к анализу и обобщению;

показать ценность человеческой жизни, необходимости присутствия в ней высоких нравственных ориентиров.


Предполагаемый результат:

учащиеся должны уметь рассуждать на нравственно-философские темы, осознавать нравственную основу рассказа А.Платонова «Юшка»; чувствовать идейную взаимосвязь одного произведения и творчества писателя в целом, понимать значимость проблемы, поставленной на уроке.


Оборудование: Учебники, интерактивная доска, слайды.



І. Организационный момент.

Друзья, я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке литературы.


. Вступительное слово учителя.

Для каждого человека наступает такой момент в жизни, когда он старается понять: «Для чего я живу на свете?», «каково мое предназначение?»

И от того, каким — верным или нет будет ответ на этот вопрос — зависит, как сложится вся жизнь человека, чем она будет наполнена: погоней за все новыми и новыми приобретениями, деньгами ( в этом случае человек редко чувствует себя счастливым) или она будет наполнена каким – то особенным, по-настоящему верным смыслом, и человек будет ощущать свое высшее, Божественное предназначение.

ІⅠІ. Сообщение темы, целей.

Сегодня мы обратимся к глубоким, по-настоящему философским рассказам А.П.Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок» и попробуем получить ответ на вечный вопрос: «Для чего я живу на Земле?» выяснить, как это понимает сам А.П. Платонов, его герои.


Слайд 1


Слайд 3


.Аналитическая беседа «В чем смысл жизни?»

Эпиграфом к этому уроку могло бы служить множество хороших строк, афоризмов. Но я преднамеренно не выбираю его сама. Каждый из Вас получил лист с пятью мыслями, цитатами. Когда настанет время поделиться своим мнением с товарищами, ответить на главный вопрос нашего урока, я хотела бы, чтобы Вы подкрепили свой ответ какой-то наиболее понравившейся мыслью и аргументировали свой выбор.

Детям предлагаются следующие цитаты:

«Нам жизнь дана, чтобы любить» (Ф.И.Тютчев)

«Побеждай добром зло» (Библия)

«В каждом добром человеке живет Бог» (Л.Н.Толстой).

«Добрый человек благотворит душе своей, а жестокосердный разрушает плоть свою» (Притчи Соломона)


Слайд 4


А сейчас приступаем к нашему исследованию.

Свежие документы:  Урок литературного чтения во 2 классе "В.В. Бианки "Музыкант"


1. Анализ образа Юшки

-Какие произведения А.П.Платонова вы прочитали

(«Юшка», «Неизвестный цветок»).

— Какие чувства оставил у вас рассказ «Юшка»?

( Жалость , обида, сожаление за то, как плохо, не по-человечески обращались люди с героем рассказа Юшкой).


— Как вы считаете, что роднит героя рассказа и человека, изображенного на картине А.Клюева «Старик на огороде?»

На экране появляется изображение картины

Слайд 5


( Натруженные , жилистые руки говорят о том, что этот человек так же как и Юшка всю жизнь трудился не покладая рук. У него такая жнее бедная одежда, весь облик какой-то печальный, сгорбленный, в глазах — печаль и вместе с тем доброта)


Работа со «Словарем личных имен».


Мы знаем, что имя несет в себе особую информацию, энергию.

Как звучит имя Юшка?

( С одной стороны как-то пренебрежительно, а с другой — по-детски безобидно и беззащитно).

Словом «юшка» в простонародном разговорном языке называют кровь. А если мы обратимся к словарю, то узнаем, что Юшка — производное от имени Ефим.


— А как по-настоящему звали Юшку?

(Ефим Дмитриевич)

-Как звучит это имя (гордо, спокойно, величественно)

В словаре так трактуется имя Ефим : «благочестивый», «благодушный».

Дмитрий — относящийся к богине плодородия и земледелия Деметре.

Слайд 6


Посмотрите, что же получается в целом: семя добра, упавшее на плодородную почву.


-Какова жизнь Юшки? Подкрепите свой ответ цитатами из рассказа.

( Юшке живется очень тяжело. Он делает всю самую тяжелую работу в кузнице, хотя слаб здоровьем, сахара никогда не покупал, а пил лишь одну воду, долгие годы носил одну и ту же одежду, через которую просвечивало голое тело)






2. Составление сравнительной характеристики «Мир людей, мир природы и Юшка».


-А как относятся к нему люди?

(они обижают его, обзывают «божье чучело», «юрод негодный», бьют, считают себя лучше)

-Почему Юшку обижают дети?

(«дети толкали Юшку и бросали в него комья земли: пусть лучше злится, раз живет на свете,… они хотели, чтобы он отозвался им злом и развеселил их»)

-Можно ли их назвать злыми, бессердечными?


-А сейчас я задам вам еще один вопрос, только ответ на него пусть будет мысленным.

-Приходилось ли вам когда-нибудь дразнить, обижать тех, кто не похож на остальных, кто кажется слабее?


В записных книжках А. Платонова было найдено такое высказывание: «взрослый-это изуродованный ребенок»

Свежие документы:  мама милая моя, 9 класс

Как понять эти слова?


(Человек поступает так, как он привык поступать с детства, как поступают его родители, и если взрослые вокруг поступают не по совести, этим самым они уродуют душу ребенка, он несет все плохое в жизнь).

-Считает ли себя несчастным Юшка?

(Юшка не считает себя несчастным, это видно из того, что он никогда не жалуется, на жизнь, на судьбу)

-Как он объясняет поведение людей?

(Сердце у них слепое)

— А как живется человеку с духовной слепотой?

( он не видит ничего, кроме своих проблем, горестей, настоящих и мнимых, он не замечает ни чужого горя, ни чужой радости, и даже красота жизни, природы не радует его).

Юшке часто говорят о смерти.

-Каков его ответ?

( Я родителями жить поставлен…)

Есть ли в его жизни минуты радости?

(выразительное чтение учеником фрагмента рассказа «Юшка в лесу»)

— Обратите внимание: все живое, одухотворенное, Юшка ощущает себя частью большого, прекрасного, Божьего мира. Он счастлив тем, что живет.


Он понимает высшую ценность-саму жизнь.

После того, как все мнения высказаны, на доске появляется обобщающая таблица «Взаимоотношения Юшки с миром»

Слайд 7



-Если бы мы составляли картину мира по рассказу А.Платонова «Юшка», кто был бы в центре?

(Юшка. Сам он не ощущает себя так, но его отношение к жизни, к людям, к природе говорят сами за себя.

Слайд 8



— Как заканчивается жизнь Юшки?

(случайный прохожий в раздражении толкает его, удар оказывается смертельным для больного, физически слабого человека).







Слайд 9



Как у А.П. Платонова сказано о смерти «Юшки»?

(Похоронили и забыли)


Можно ли сказать, что тихая жизнь Юшки прошла незаметно, что он исчез бесследно?


( Юшкина жизнь не была потрачена напрасно: всю ее он посвятил воспитанию осиротевшей девочки, все его лишения, тяготы были оправданы любовью, заботой о человеке, нуждавшемся в поддержке. И добро, которое Юшка подарил девочке, остается жить в народе после его смерти,- так что Юшка жив.)


Слайд 10


( Наверное, он мог сказать: « Мне дана жизнь, я радуюсь ей, так как это Божий дар, и жить без доброты, любви, милосердия я просто не могу, потому что в этом ее смысл».)


Слайд 11



4.Сопоставление главных образов в рассказах «Юшка» и «Неизвестный цветок».

Есть ли что-то общее, объединяющее героев рассказов «Юшка» и «Неизвестный цветок»?

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "В мире кодов. Способы кодирования информации" 5 класс


(Да, оба героя любят жизнь, борются за нее, они одинаково просты и даже незаметны, но ощущают себя частью прекрасного, Божьего мира. Юшка умер, но возродился через доброту, которой наполнил жизнь маленькой девочки. Неизвестный цветок исчез, но возродился через доброту и заботу девочки, которая решила помочь ему).


Слайд 12




«Неизвестный цветок» написан был уже тогда, когда писатель тяжело болел, и жить оставалось совсем мало. Мы чувствуем, как близки идеи этих двух произведений.

Мысль о бесценности человеческой жизни и необходимости присутствия в ней доброты, любви мы встретим и в других произведениях.


. Обмен мнениями по проблеме урока

Итак, настал момент каждому из нас ответить на вопрос «Для чего я живу на Земле?», взяв за основу своего ответа одно из высказываний, предложенных в начале урока.

( Выступления учащихся)


І. Итог урока

На экране появляется вывод:

Слайд 13


Домашнее задание :

Слайд 14

Слайд 15










Используемая литература:

А.П. Платонов. Избранное.: М.-1981г,

Сборник афоризмов.:М,- 2005г.

Словарь личных имен.: Смоленск,-2003г.






скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: