Конспект урока — литературное чтение 3 класс «Д. Н. Мамин -Сибиряк рассказ «Приёмыш»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Островская средняя общеобразовательная школа

Даниловского района Волгоградской области.






Конспект урока — литературное чтение 3класс

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш».




Разработала учитель

начальных классов

Шереметьева Надежда

Ивановна.







Схема конспекта урока


Педагог Шереметьева Надежда Ивановна

Предмет — литературное чтение. Класс 3

Тема урока: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш».

Цель: Создать условия для знакомства с произведением детской классической литературы.

Задачи:

-Совершенствовать умение правильного, осознанного, беглого чтения.

-Способствовать повышению уровня восприятия учащимися литературного произведения.

-Развивать творческое воображение, память, речь учащихся.

Оборудование: учебник, тетрадь, карточки, заготовки для модели обложки, иллюстрации природы.



Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент

Самоопределение деятельности.

Цель для учащихся: подготовиться к продуктивной работе.

Цель для учителя на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:- создать психологический настрой на урок, подготовить речевой аппарат уч-ся.

Методы: словесный

беседа с элементами занимательности, наглядность.

Методы организации деятельности — упражнение, проговаривание.





Урок литературного чтения, словно приключение, С книгою в космосе ты побываешь,

И в сказку поверишь,

И много узнаешь,

О жизни животных,

О пользе растений,

При чтении литературных произведений.

-Что ждёте, от сегодняшнего урока?

+ познакомиться с новым произведением, новым автором.

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением русских писателей. А для этого проведём дыхательные и речевые упражнения.

-Вдох- пауза- выдох.

Скороговорка – «Ученик учил уроки у него в чернилах щёки» — быстрое проговаривание, — проговаривание с ударением на определённое слово.

-Ребята, посмотрите на доску

( иллюстрации с картинами природы и птицами)

-Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

+ о природе, лебедях


2.
















3



















4
















































































5


















6






















7







































8














9













10



Актуализация изученного материала.

Цель для уч-ся: продемонстрировать знания по пройденному материалу.

Цель для учителя: организовать работу по проверке пройденного материала, осуществить связь с материалом данного урока.

Методы контроля и устной проверки,

карточки.



Постановка учебной задачи.

Цель для учащихся:

Познакомиться с автором и произведением, над которым будут работать на уроке.

Цель для учителя:

Организовать работу для знакомства с новым автором и его произведением.

Метод: словесный

сообщение

проблемный вопрос.



Открытие новых знаний.

Цель для учителя: организовать работу по восприятию текста.

Цель для учащихся:

Познакомиться с новым произведением.

Методы: словесный, работа с книгой.

Беседа,

прогнозирование на основе названия.


-Словарная работа.

Цель для учителя: организовать работу по объяснению смысла непонятных слов.

Цель для учащихся:

Познакомиться со значением незнакомых слов.

Методы: частично – поисковый, работа со словарём, объяснение учителя.




-Вопросы на выявление первичного восприятия текста.

Цель для учителя:

Проверить осознанность изученного материала.

Цель для учащихся:

Ответить на поставленные вопросы.

Методы:

Беседа после прочтения.



Дифференциация






-Вопросы на восприятие прочитанной части.

Дифференциация


-Вопросы на восприятие текста.

Прогнозирование.

Цель для учителя:

Развивать мышление, речь учащихся.

Цель для учащихся:

Высказать свою точку зрения.











Физминутка.












Продолжение работы над восприятием текста.

Цель для учащихся:

Высказывать своё мнение, анализировать.


Цель для учителя: организовать работу по выявлению понимания учащимися текста, побуждать учащихся к обсуждению прочитанного.

Методы: словесный

Беседа по прочитанному, анализ.





Работа в парах.

Цель для учащихся: схематически изобразить обложку рассказа (автор, жанр, название)

Цель для учителя: проверить осознанность прочитанного произведения

Методы: практическая работа

Составление модели обложки к произведению.

Беседа-связь с настоящим временем.


Цель для учителя:

Воспитывать милосердие, любовь к животным.













Обобщение полученных знаний.

Дифференциация.

Цель для учащихся:

Выполнить работу самостоятельно, при работе над небольшим текстом учиться высказывать своё мнение.

Цель для учителя: подвести итог всему сказанному на уроке.

Методы:

Самостоятельная работа

Рефлексия.

Цель для учащихся: осознать свою учебную деятельность.






Информация о домашнем задании. Выставление отметок.







-Ребята, мы с вами уже читали произведения о природе, чтобы вы их вспомнили, я вам предлагаю поиграть в игру «Вспомни и назови».

-Прочитайте отрывки из произведения, назовите автора и название произведения (дети выбирают произвольную карточку с текстом).

1 карточка

«Лебедь опустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачивало его…» (Л.Н. Толстой «Лебеди»)

2 карточка

«Я придвинулся ниже к перепёлке, она неподвижно лежала на ладони отца…» ( И. С. Тургенев «Перепёлка»)

3 карточка

«Наконец щенок утомился и охрип…» (А. П. Чехов «Белолобый»)

-Что объединяет этих писателей?

+писали о природе, животных для детей

-Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением русского писателя, который писал о природе, животных.

портрет Мамина — Сибиряка.

-Это Д. Н. Мамин — Сибиряк. Немного о нём нам расскажет (сообщение подготовленного учащегося — несколько предложений).

-А с каким произведением познакомимся, прочитайте название в учебнике.

+Приёмыш.


-Какая тема нашего урока?

+Д.Н. Мамин- Сибиряк «Приёмыш»


-Как вы думаете, что обозначает слово – приёмыш?

+Сирота, которого взяли на воспитание чужие люди

-Какие чувства у вас вызывает это слово?

+Жалость, сочувствие, доброта, милосердие

-Ребята, можете вы по названию определить, о чём пойдёт речь в произведении?

+Кого-то взяли на воспитание, приняли в свою семью.

-Давайте проверим, верны ли ваши предположения.

-Ребята, читать мы будем по частям.

-При чтении, вам встретятся трудные слова (невод, заводь, протока, сгрудятся, дескать, муштруют, поживы).

( уч-ся объясняют значение слов, которые знают, при затруднении обращаются к словарю или помогает учитель)

-Начинаем читать 1 часть (читает уч-ся хорошо владеющий техникой чтения) , будьте внимательны, послушайте от чьего лица ведётся повествование?

1.От чьего лица ведётся повествование?

+автора

2.Где происходят события, описанные в произведении?

+на Урале, на Светлом озере

3.Как бы вы озаглавили эту часть? (для уч-ся с более высоким уровнем знаний)

+Лебедь, на Светлом озере.

-Какой заголовок понравился больше всего? (На Светлом озере).

Чтение 2 части учеником, хорошо владеющим техникой чтения.

-Продолжаем читать дальше. Послушайте, какие герои встретились в этой части?

-Назовите героев, которые встретились нам в этой части?

+Тарас, лебедь, собака Соболько.

-Как бы вы назвали эту часть?

+Приёмыш.

+Лебедь ( ответ уч-ся с более высоким уровнем знаний)

-Подумайте, какое настроение у вас появилось во время чтения этой части?

+Грустное, потому что лебедь остался один.

+Радостное, потому что его нашёл Тарас.

Чтение 3 части (читает уч-ся)

-Что вы узнали о жизни Тараса?

+Жил один, любил природу, понимал её.

Отвечают учащиеся с высоким уровнем знаний

-Какое бы название подошло к этой части?

+Лебедь и Соболько.

+Дружба.

-Как вы думаете, каким будет конец истории?

+Лебедь улетит от Тараса.

+Лебедь останется с Тарасом, и они будут жить вместе.

-Я буду читать, а вы подумайте, совпали ли ваше предположение с текстом.

-Совпало ли ваше предположение с текстом?


Ребята, я записывала название частей текста на доску, прочитайте, что у нас получилось?

+План текста.

— Посмотрите в учебнике на стр. 21 правильно мы составили план

Зачитывание ответов

-С помощью этого плана вам будет легче пересказывать дома.


Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес.

(посмотреть вправо, влево)

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем

Крылья сложим назад.


-А мы продолжаем нашу работу.

— Понравилось ли вам это произведение?

+Да

-Какие чувства вызвала у вас эта история?

+Грусть

+Жалость

-Соответствует ли название его содержанию? Почему?

+Соответствует, так как рассказывалось о лебеде, которого взял к себе Тарас.

+Тарас взял к себе лебедя и ухаживал за ним.

-Верны ли, оказались, ваши предположения?

+Да, верны

-К какому жанру мы отнесём это произведение? Почему?

+Рассказ, в нём рассказывается о реальных событиях.

-А какова его тема?

+О животных.

-Ребята, сейчас я вам предлагаю поработать в парах, как сидите.

-Составьте модель обложки этого рассказа (заготовки частей модели лежат на партах, работают в парах, анализируют и выбирают нужные части)

-Проверьте, правильно ли выполнили задание (слайд).

-Почему прямоугольник коричневого цвета?

+Рассказ о животных

-Ребята, подойдите к окну посмотрите, какие птицы остались зимовать?

+Воробьи, голуби, сороки, прилетели синицы.

-Сейчас зима, много ли корма есть для птиц?

+Нет

Чем мы им можем помочь?

+Развесить кормушки.

-А нужно ли помогать птицам, животным? Для чего?

+Заботиться о них.

+Проявлять милосердие.

-Вспомните и расскажите, как лебедь оказался у Тараса?

+Лебедя с лебёдушкой застрелили, Тарас взял к себе маленького лебедя.

-Почему Тарас решил приютить лебедя?

Найдите в тексте предложение, которым можно объяснить решение Тараса.

Чтение ответа учащимися.

-Как вы считаете, правильно поступил Тарас?

+Да, о животных нужно заботиться.

-Как бы вы поступили на его месте?

+Если родители разрешат, возьму к себе и буду заботиться.

-В завершение нашего урока вы поработаете самостоятельно.

Учащиеся (средний и низкий уровень знаний) выполнят упражнение №6 в тетради на печатной основе. Вы подчеркнёте слова, отвечая на вопрос — в каких словах слышится уважительное отношение Тараса ко всему живому?

Учащиеся (высокий уровень знаний) напишут небольшой текст из 3- 4 предложений по опорным словам. Они записаны на доске (доброта, любовь к животным, забота о слабых, милосердие).

-Каким человеком был Тарас. Прочитайте свои работы

Заслушиваются ответы 2-3 учащихся.

-С каким произведением познакомились на уроке?

+Приёмыш.

— Кто автор рассказа?

+Д. Н. Мамин – Сибиряк.

-Чему учит нас рассказ?

+Доброте, заботе о животных.

+Милосердию к птицам зимой.


Дома вы перескажите рассказ по составленному плану.

Ребята…(дети с высоким уровнем знаний) придумают продолжение рассказа, пытаясь ответить на вопрос «Вернётся ли к Тарасу лебедь весной?

-Оцените свою работу, и работу товарищей аргументируя своё решение.


Свежие документы:  Сценарий литературно-музыкальной композиции "Унылая пора! Очей очарованье..." (Осень в изображении русских поэтов, музыкантов)


Карточки для игры «Вспомни и назови».


«Наконец щенок утомился и охрип; видя, что его не боятся и даже не обращают на него внимания, он стал не смело, то приседая, то подскакивая, подходить к волчатам»

(А. П. Чехов «Белолобый»)



«Лебедь опустился на воду и сложил крылья. Море вколыхнулось под ним и покачало его. Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья».

(Л. Н. Толстой «Лебеди»)



«Я придвинулся ближе к перепёлке. Она неподвижно лежала на ладони отца, свесив голову, и глядела на меня сбоку своим карим глазом».

(И. С. Тургенев «Перепёлка»).













Используемая литература:


Учебник – литературное чтение -3 класс .Автор Л. А. Ефросинина , издательство Вентана- Граф. Начальная школа 21 век.

Рабочая тетрадь — литературное чтение 3 класс №2. Л. А. Ефросинина, издательство Вентана- Граф

Автор и источник заимствования иллюстраций неизвестен.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: