Конспект урока литературного чтения «Как смотрят на мир поэт и ученый. Г. Корнилова « Кто такой Бумчик?», «Про бабочку»» 2 класс (система Л.В.Занкова)


Конспект урока литературного чтения во 2 г классе 
(система Л.В.Занкова)

 Учитель: Хузина Светлана Александровна


Тема урока: Как смотрят на мир поэт и ученый. Г. Корнилова « Кто такой Бумчик?», «Про бабочку».


Цели урока:  способствовать приобщению учащихся к миру литературы посредством расширения его читательского опыта, опоры на его социальный опыт; воспитание нравственных качеств на материале анализа текста; развивать исследовательские навыки.


Предметные: определять отличительные особенности рассказа; уметь различать виды произведений, уметь читать тексты в разном темпе, ускоряя или замедляя, медленно по слогам и быстро целыми словами; читать по ролям вместе ; находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения и выполнять анализ произведения. 
Метапредметные: 
регулятивные: осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока, сопоставлять учебную задачу и результат, полученный по окончании урока, оценивать результат своей работы ;

познавательные: сравнивать рассказы различных видов и народов, выявлять общее и различное; 
коммуникативные: осмыслять значение непонятного слова, толковать своими словами (работа с информацией); формулировать и задавать вопросы своим товарищам (коммуникативные). 
Личностные: осознавать смысл работы с учебными задачами урока; проявлять фантазию и творческие способности, выражать своё «Я» при анализе рассказа. 


Оборудование: презентация к уроку, компьютер, экран,

сигнальные карточки, карточки для работы в паре,

карточки опорных слов, книга Корниловой Галины,

бабочка для притчи. 















Ход урока

  1. Организация начала урока.

Одна половинка окна растворилась,

Одна половинка души показалась.

Давай-ка откроем и ту половинку,

И ту половинку окна.

— Давайте откроем еще одну частичку нашей души. Садитесь.

— Я желаю вам сегодня быть внимательными и вдумчивыми читателями.

  1. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

  1. Проверка домашнего задания. Считалки авторские и народные.

Работа в парах.

— О чем говорили на прошлом уроке? Какие бывают считалки? (авторские и народные)

— В чем секрет считалок? (Считалки – это стишки, в которых есть счет, рифма и ритм.)

— Расскажите друг другу считалки. Оцените работу своих товарищей. Если все хорошо, поднимите зеленые карточки, если не все понравилось, поднимите красную карточку.

  1. Постановка учебной задачи.

— Сегодня я хочу познакомить вас с писательницей Галиной Петровной Корниловой и героем ее историй. Его зовут Бумчик.

— Предположите, кто он и что может означать его странное имя. Вы ведь умеете вслушиваться в то, как звучит слово? (Мальчик, маленький по возрасту и росту, веселый, задорный, общительный, со всеми в приятельских отношениях, непоседливый, иногда попадает в забавные и неожиданные ситуации.)



— Отгадайте загадку

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

(Бабочка.)

— А при чем тут бабочка? Что может связывать Бумчика и бабочку? Какая история может приключиться с ними?

— Поставьте цели на сегодняшний урок.

— Ну что же, проверим наши предположения.

  1. Открытие новых знаний.

  1. Первичное чтение учителем рассказа Г. П. Корниловой «Кто такой Бумчик?» (учебник стр. 54)

— Кто же такой Бумчик? Он обычный мальчик или сказочный?

— Бумчик является героем серии рассказов Галины Корниловой, собранных в сборник «Наш знакомый Бумчик».

  1. Повторное чтение учащимися про себя. Беседа по содержанию.

— Прочитайте описание внешности Бумчика.

— Чем увлекается Бумчик? Что он умеет делать?

— Найдите Бумчика на рисунке. Объясните свой выбор. Вы его представляете таким же?

— Познакомимся с ним поближе.

— Еще не догадались, что связывает Бумчика и бабочку?

  1. Первичное чтение учителем рассказа Г.П. Корниловой «Про бабочку» (учебник стр.55-56)

— Вам понравился отрывок? Определите жанр произведения. Это литература художественная или научная, стихи или проза, сказка или рассказ?

— Докажите, что это рассказ (небольшое повествование, сообщение о встрече в лесу, правдивая история встречи бабочки и мальчика).

— Каким вам представляется Бумчик?

  1. Повторное чтение учащимися по цепочке и беседа по содержанию.

Прочитайте. Что произошло с мальчиком в лесу. (Ему на нос села бабочка.)

— На какую мысль натолкнула маленькая бабочка Бумчика? (Собрать собственную коллекцию бабочек.)

— Почему Бумчик передумал? (Он представил себя на месте бабочки, ему стало жалко ее.)

— Что можете сказать о характере Бумчика? ( Добрый, любит животных, любознательный, маленький по возрасту и росту, веселый, задорный, общительный, со всеми в приятельских отношениях, непоседливый, иногда попадает в забавные и неожиданные ситуации.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела!

  1. Самостоятельное чтение, составление плана.

— Прочитайте текст самостоятельно и разделите его на части.

— Сколько частей получилось? (Две.)

— О чем говорится в первой части? Прочитайте.

— Озаглавьте. (Бабочка на носу.)

— Прочитайте вторую часть.

— О чем она? Озаглавьте ее. (Бумчик в раздумье.)

— Как вы думаете, стал ли Бумчик собирать коллекцию бабочек?

— Давайте поможем Бумчику собрать коллекцию бабочек. Как можно собрать коллекцию не навредив бабочкам?

(Нарисовать бабочек, собрать коллекцию рисунков, Сфотографировать бабочек, собрать сборник стихов о загадок о бабочке.)



  1. Обобщение.

Как вы думаете, могли бы стать друзьями Бумчик и мальчик из стихотворения И. Пивоваровой «Как я считал?» (Могли стать друзьями, они маленькие, у них похожие характеры, они любят природу, любознательные, мечтатели.)

— На кого еще похож Бумчик? На Дениску, героя рассказов Виктора Драгунского похож?

— Чему учит этот рассказ? (Прежде чем как-то поступить в отношении других, нужно поставить себя на их место и прочувствовать, что они чувствуют.)



  1. Домашнее задание

1-й уровень. Выразительное чтение рассказа «Кто такой Бумчик?», «Про бабочку» стр. 54-56

2-й уровень. Приготовить Бумчику подарок – «Коллекцию бабочек» (коллекция рисунков, фотографий, стихов, загадок).



  1. Итог урока.

— Закончить урок мне хочется притчей-небольшим мудрым рассказом.

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей.

Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».


-Многое в нашей жизни зависит от нас и находится в наших руках. Каждый сам вершит свою судьбу. Жизнь окружающих нас тоже зависит от нас. Если мы хотим, чтобы наша жизнь была интересной и увлекательной, значит, мы сами должны быть почемучками и исследователями…Иллюстрация № 12 к книге


  1. Оценивание

-Сигнальными кружочками или руками, если у вас все получилось сегодня на уроке, поднимите раскрытую ладонь, если у вас остались вопросы, было трудно, поднимите указательный палец.

— Сегодня многие ребята показали себя внимательными и успешными читателями. 
— Кому бы вы сегодня из своих товарищей сказали бы спасибо?
 
— Я с вами согласна.
— А я скажу вам: спасибо, ребята, за урок.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: