Конспект урока литературного чтения по теме «Сказки. Обобщение» (2 класс, «Школа 2100»)


1










Конспект урока литературного чтения

по теме «Сказки. Обобщение»

(2 класс, «Школа 2100»)





Разработала и провела

учитель начальных классов

МОУ гимназии № 9 г. Ставрополя

Трубицина Ирина Анатольевна







Ставрополь

2011


Цели:

  • систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках;

  • способствовать расширению кругозора;

  • развивать правильную связную речь учащихся, способствовать обогащению словарного запаса детей;

  • учить младших школьников вести наблюдения над средствами выразительности языка и использовать полученные навыки в практике речи;

  • воспитывать в учениках уверенность в своих силах, уважение и любовь к устному народному творчеству.

Оборудование:

  • посылка со сказочными предметами-атрибутами (хрустальная туфелька, золотое яйцо, пакетик с семенами репы, зеркало, горошина в коробочке, стрела);

  • карточки с заданиями, схемами;

  • презентация (см. Приложение)

Структура урока:

1. Организационный момент (1 мин).

2. Постановка цели урока (2 мин).

3. Игра «Отгадай сказку» (3 мин).

4. Классификация сказок по признаку авторства (2 мин).

5. Обработка русской народной сказки (2 мин).

5.1. Знакомство с русской народной сказкой «Мужик и заяц» (2 мин).

5.2. Беседа по содержанию сказки (3 мин).

5.3. Работа над пословицами (3 мин).

5.4. Корректировка текста сказки (5 мин).

ФИЗМИНУТКА (1 мин)

6. Классификация сказок по видовому признаку (2 мин).

7. Книжная выставка (2 мин).

8. Итог урока (2 мин).


Ход урока

1. Организационный момент.

Звучит отрывок из песни «В мире много сказок»:

В мире много сказок,
В мире много сказок,
Грустных и смешных,
Грустных и смешных,
И прожить на свете,
И прожить на свете,
Нам нельзя без них,
Нам нельзя без них.


2. Постановка цели урока.

— Ребята, вы догадались, о чем пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О сказках.)

— Поднимите руки, кто из вас любит сказки?

— Объясните, почему вам нравятся сказки? (Ответы детей)


3. Игра «Отгадай сказку».

— Открою вам секрет: взрослые тоже любят сказки. Потому что только сказка позволяет воплотить в жизнь самые невероятные мечты. Со мной недавно невероятная история приключилась: мне по почте пришла посылка, а в ней какие-то необычные предметы. Еще в посылке я нашла письмо, с просьбой доставать предметы по порядку номеров. Помогите разобраться с этой загадочной посылкой.

В посылке лежат пронумерованные предметы-атрибуты сказок (хрустальная туфелька, золотое яйцо, пакетик с семенами репы, зеркало, горошина в коробочке, стрела). Ребята по очереди достают предметы и отгадывают, из какой сказки этот предмет и кто автор этой сказки.

Справка:

Хрустальная туфелька – Шарль Перро «Золушка».

Пакетик с семенами репы — русская народная сказка «Репка». (При затруднении следует пояснить детям: Посмотрите, какие маленькие семена у репы. Чтобы вырастить репку, деду надо было посадить семена, ухаживать за ними, поливать, удобрять, пропалывать сорняки. Поэтому репка и выросла «большая-пребольшая»).

Золотое яйцо – русская народная сказка «Курочка Ряба».

Зеркало – Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

ГорошинаГанс-Христиан Андерсен «Принцесса на горошине».

Стрела – «Царевна-лягушка».

(По мере угадывания сказок на слайде появляются иллюстрации к этим сказкам)

4. Классификация сказок по признаку авторства.

— Ребята, на какие две группы вы можете разделить эти сказки? (Авторские и народные)

Подсказка, если возникнут затруднения: Ребята, кто автор сказки «Золушка»? А «Курочка Ряба»?

— Какие из названных нами сказок являются авторскими, а какие народными? (Ответы детей)

Распределение сказок:

Авторские

  • Шарль Перро «Золушка»

  • А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»

  • Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

Народные

  • «Курочка Ряба»

  • «Репка»

  • «Царевна-лягушка»


— Проверим. ( после ответов детей, проверка на слайде):


5. Обработка русской народной сказки.

— Чем народная сказка отличается от авторской? (У авторской сказки один автор, а народная сказка – это результата творчества целого народа. Каждый рассказчик стремился привнести в сказку элементы своего творчества).

— Как вы думаете, можно ли в сказку внести свои изменения? (Ответы детей)

Справка:

Изменение элементов авторской сказки сделает её другой, пусть даже похожей. Например, А.Н. Толстой пересказал сказку итальянского писателя Джанни Родари «Пиноккио». В результате получилась похожая, но другая сказка «Приключения Буратино, или Золотой ключик».

А вот в народную сказку можно вносить дополнения, пересказывать её немного иначе.


— Предлагаю вам, ребята, стать соавторами русской народной сказки «Мужик и заяц».


5.1. Знакомство с русской народной сказкой «Мужик и заяц».

Чтение сказки учителем. (Текст перед детьми на листочках и на слайде)

Мужик и заяц

Шел однажды бедный мужик по полю.

Вдруг видит – сидит под кустом заяц. Обрадовался мужик и думает: «Вот теперь я буду жить хорошо! Возьму этого зайца и продам его. А на эти деньги куплю свинью. Она принесет мне двенадцать поросят. Поросята вырастут, принесут еще каждый по двенадцати. Будет у меня много мяса. Я мясо продам, а на эти деньги новый дом построю, хозяйство заведу, работников найму и женюсь. Жена родит мне двух сыновей. Станут сыновья в поле работать, а я буду у окна сидеть и за порядком смотреть. «Эй вы, ребятки! – крикну я. – Не заставляйте работников много работать, не забывайте, что сами бедно жили!»

И так громко крикнул мужик, что заяц испугался и убежал.


5.2. Беседа по содержанию сказки.

— О чем эта сказка?

— Как вел себя мужик, увидев зайца? О чем он мечтал?

— Каким вам представляется мужик?


5.3. Работа над пословицами.

Народная сказка создана целым народом, полна народной мудрости. Народную мудрость содержат в себе пословицы и поговорки, ведь они также как и сказки созданы целым народом и проверены временем.

Чтобы стать соавторами сказки, вам надо выбрать наиболее подходящие пословицы и поговорки (пословицы перед детьми на листочках и на слайде) и найти им место в тексте:

  1. Думал много, да блоху и поймал.

  2. Сделал дело – гуляй смело.

  3. Не дурак, а родом так.


— Как вы понимаете эти пословицы и поговорки?

Справка:

1. Думал много, да блоху и поймал. (Мыслил получить многое, а получил мало)

2. Сделал дело – гуляй смело. (Если выполнил все дела, можно и отдохнуть)

3. Не дурак, а родом так. (Так говорят о глупом, недалеком человеке)


По ходу работы над семантикой пословиц проводится лексическая (словарная) работа, разъясняется, уточняется смысл неясных, непонятных по значению слов.


5.4. Корректировка текста сказки.

— Ребята, какая пословица характеризует мужика-героя сказки? (Не дурак, а родом так).

— Где лучше поместить эту пословицу в тексте? (После первого предложения, чтобы дать характеристику герою сказки)

Приложите эту поговорку к этой части текста.

— Какая из пословиц передает основную мысль сказки? (Думал много, да блоху и поймал).

— Где лучше всего расположить эту пословицу в тексте? (В конце сказки, как итог рассказанного).


По ходу работы идет корректировка текста сказки выбранными пословицами. В результате получается текст, который дети читают по-цепочке:

Шел однажды бедный мужик по полю. Не дурак, а родом так.

Вдруг видит – сидит под кустом заяц. Обрадовался мужик и думает: «Вот теперь я буду жить хорошо! Возьму этого зайца и продам его. А на эти деньги куплю свинью. Она принесет мне двенадцать поросят. Поросята вырастут, принесут еще каждый по двенадцати. Будет у меня много мяса. Я мясо продам, а на эти деньги новый дом построю, хозяйство заведу, работников найму и женюсь. Жена родит мне двух сыновей. Станут сыновья в поле работать, а я буду у окна сидеть и за порядком смотреть. «Эй вы, ребятки! – крикну я. – Не заставляйте работников много работать, не забывайте, что сами бедно жили!»

И так громко крикнул мужик, что заяц испугался и убежал. Думал много, да блоху и поймал.


ФИЗМИНУТКА

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.



6. Классификация сказок по видовому признаку.

— Ребята, на какие группы мы разделили сказки в начале урока? (Авторские и народные)

— А как еще можно разделить сказки на группы? (Ответы детей)

— Давайте заполним схему (На листочках у детей и на слайде).



Сказки











Справка:

Сказки о животных еще называют «анималистическими» от латинского animal (энимал) — животное. Возможно, дети слышали это слово, так как изучают английский язык, который произошел от латинского.


7. Книжная выставка.

— Ребята, я для вас приготовила небольшую выставку книг.

Перед детьми несколько книг, подходящих к каждому виду сказок.

— Какую из этих книг вы взяли бы для подготовки к уроку внеклассного чтения по теме: «Бытовые сказки»? «Волшебные»? «Богатырские»? «О животных»?

— К какому виду сказок относится та сказка, над которой мы сегодня работали?


8. Итог урока.

— Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями урока. На время мы прощаемся со сказками.

— Но волшебство продолжаются: за время нашего урока выросла чудесная яблонька. У меня на столе лежат яблочки красного, жёлтого и зеленого цвета. Если вам понравился урок, и вы считаете, что справились со всеми заданиями легко, повесьте на яблоньку красное спелое яблочко. Если у вас возникали небольшие затруднения – желтое яблочко. А если вам было трудно работать на уроке – зеленое.


— На память о сегодняшнем уроке я хочу подарить вам эти небольшие, но волшебные сувениры – волшебные палочки-выручалочки. Они обязательно принесут вам удачу, но только в том случае, если вы будете стараться.



Свежие документы:  Разработка внеклассного мероприятия в 11 классе о жизни и творчестве Марины Цветаевой «Безмерность в мире мер»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: