Конспект урока литературного чтения в 1 классе «Знакомство с литературными жанрами. Рассказ Г. Скребицкого «Мать»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»

Белгородского района Белгородской области












Конспект урока литературного чтения
в 1 классе

«Знакомство с литературными жанрами. Рассказ Г. Скребицкого «Мать»






подготовила

учитель начальных классов

Уколова Галина Владимировна










п. Дубовое

2013

Тема: Знакомство с литературными жанрами. Рассказ Г. Скребицкого «Мать».

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с рассказом Г. Скребицкого «Мать», для осознанного восприятия литературного произведения; содействовать воспитанию любви к природе, семье.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: осознают значимость чтения; высказывают свою точку зрения; проявляют эмоциональную отзывчивость к прочитанному;

метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия; познавательные – знакомятся с произведением Г. Скребицкого «Мать», обсуждают проблемные вопрсы; коммуникативные — используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими, офрмляют диалогические высказывания в соответствиии с требованиями речевого этикета;

предметные: научатся слушать произведение и отвечать на вопросы по содержанию, составлять схематический план; получат возможность научиться сравнивать тексты рассказов.


Ход урока.

I. Орг.момент. Введение в тему урока.

Работа с выставкой книг рассказов.

— Рассмотрите выставку. Какие книги вы видите? Назовите жанры и тему этих произведений. Подберите модели.

— Как вы думаете, какое произведение лишнее здесь и почему? (В.Сутеев «Дядя Миша», А. Блок «Зайчик» — о животных, а М. Пришвин «Лисичкин хлеб» — о детях).

— Предположите, какое по жанру и теме произведение вы сегодня услышите? (рассказ о животных).

— На прошлом уроке мы познакомились со сказкой про семью ежей. Давайте вспомним, какая необыкновенная история произошла с ежами. Как вы думаете, а в жизни возможна такая ситуация? Сейчас мы проверим ваши предположения. Послушаем рассказ о еще одной ежиной семье.

II. Работа по теме урока.

1. Слушание рассказа Скребицкого «Мать».

2.Выявление первичного восприятия рассказа. Беседа.

— Удивили ли вас события, о которых говорится в произведении? А почему ёж так себя вел?

— Давайте сравним поведение ежей в «Тихой сказке» и в этом рассказе. Почему ежи так поступают?

— Как бы вы назвали этот рассказ? Давайте посмотрим как назвал свой рассказ автор произведения. Откройте учебники на стр. 56.

— Почему произведение называется «Мать»?

— Найдите фамилию автора. (Геогий Алексеевич Скребицкий )

— Что вы знаете об этом авторе? Знакомы ли вам его произведения?

3. Слово учителя об авторе.

Георгий Алексеевич Скребицкий любил ходить в лес, на речку, любил наблюдать за животными. В доме у него всегда жили синички, сороки, ёжики, зайчики и белочки. Писателю очень хотелось, чтобы все ребята были добры к животным, жалели их. Георгий Алексеевич написал много произведений о животных.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога»" 5 класс

4. Моделирование обложки. (самостоятельно). Два человека у доски.

— Поднимите модели. Прочитайте фамилию автора и заголовок.

5. Повторное слушание и работа с текстом.

— Сейчас я еще раз прочитаю рассказ, а вы будете читать вместе со мной, но только глазками, кто-то из вас продолжит чтение, следите внимательно.

— Назовите героев произведения.

— Куда пошел автор с Джеком?

— На кого они охотились?

— Как еще называют тетеревов?

— Что еще произошло в то утро?

— Как обычно ведут себя себя ежи почуяв опасность? Как вел себя этот еж? Почему? Давайте найдем ответ в тексте.

— Рассмотрим иллюстрацию в учебнике. Найдите и прочитайте слова, которые под ней можно было бы подписать. Но если вам трудно найти, то скажите своими словами, какой момент запечатлел художник.

6. Составление схематического плана.

— А сейчас поработаем в парах. Перед вами листочки с эпизодами рассказа. Разложите их по порядку. (первая пара, справившаяся с заданием выполняет работу на доске.)

Чудесное утро — Джек почуял дичь – Необыкновенное зрелище – Ежата – Джек-молодец

7. Работа с иллюстрациями.

— Рассмотрите иллюстрации на экране. Как вы думаете, какая иллюстрация подходит к рассказу «Мать»? Почему?

— Переверните свои модели и с обратной стороны листочка нарисуйте свою иллюстрацию к рассказу.

— Как вы думаете автор действительно наблюдал такую картину в природе?

8. Беседа.

— Ребята посмотрите на фотографию маленького ежонка. Может он прожить один, без семьи? Что с ним произойдет? А человеку нужна семья?

— Автор назвал свой рассказ «Мать». А как вы называете свою маму?


III. Итог урока.

— Ребята, посмотрите на наше панно. Как вы думаете, мы можем поместить туда рисунок ёжика? Почему? Что делают ежи с приходом зимы?

— Наш ёжик тоже готовится к спячке. Давайте прикроем его листочками, которые лежат у вас на партах. Они красные и зеленые.

Если на уроке вы старались и все у вас получилось – зеленый листочек.

Если на уроке у вас были затруднения, у вас многое не получилось – красный листочек.

Дети выходят и накрывают ёжика листочками.

— Ребята, нашему ёжику под таким теплым одеяльцем не страшны никакие морозы. Давайте еще раз вспомним имя писателя, который подарил нам история о ежиной семье. (Г. Скребицкий). Запомните эту фамилию, мы еще встетимся с рассказами этого писателя.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Морозко"


Список использованной литературы

1. Литературное чтение : 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / авт.сост. Л.А. Ефросинина – М.: Вентана-Граф, 2008.


2. Литературное чтение : уроки слушания : 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., перераб. / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011.


3. Литературное чтение. 1 класс : система уроков по учебникам Л.А. Ефросининой / авт.-сост. С.В. Николаева, И.Г. Смирнова.- Волгоград : Учитель, 2012.






скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: