Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»
Белгородского района Белгородской области
Конспект урока литературного чтения
в 1 классе
«Знакомство с литературными жанрами. Рассказ Г. Скребицкого «Мать»
подготовила
учитель начальных классов
Уколова Галина Владимировна
п. Дубовое
2013
Тема: Знакомство с литературными жанрами. Рассказ Г. Скребицкого «Мать».
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с рассказом Г. Скребицкого «Мать», для осознанного восприятия литературного произведения; содействовать воспитанию любви к природе, семье.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: осознают значимость чтения; высказывают свою точку зрения; проявляют эмоциональную отзывчивость к прочитанному;
метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия; познавательные – знакомятся с произведением Г. Скребицкого «Мать», обсуждают проблемные вопрсы; коммуникативные — используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими, офрмляют диалогические высказывания в соответствиии с требованиями речевого этикета;
предметные: научатся слушать произведение и отвечать на вопросы по содержанию, составлять схематический план; получат возможность научиться сравнивать тексты рассказов.
Ход урока.
I. Орг.момент. Введение в тему урока.
Работа с выставкой книг рассказов.
— Рассмотрите выставку. Какие книги вы видите? Назовите жанры и тему этих произведений. Подберите модели.
— Как вы думаете, какое произведение лишнее здесь и почему? (В.Сутеев «Дядя Миша», А. Блок «Зайчик» — о животных, а М. Пришвин «Лисичкин хлеб» — о детях).
— Предположите, какое по жанру и теме произведение вы сегодня услышите? (рассказ о животных).
— На прошлом уроке мы познакомились со сказкой про семью ежей. Давайте вспомним, какая необыкновенная история произошла с ежами. Как вы думаете, а в жизни возможна такая ситуация? Сейчас мы проверим ваши предположения. Послушаем рассказ о еще одной ежиной семье.
II. Работа по теме урока.
1. Слушание рассказа Скребицкого «Мать».
2.Выявление первичного восприятия рассказа. Беседа.
— Удивили ли вас события, о которых говорится в произведении? А почему ёж так себя вел?
— Давайте сравним поведение ежей в «Тихой сказке» и в этом рассказе. Почему ежи так поступают?
— Как бы вы назвали этот рассказ? Давайте посмотрим как назвал свой рассказ автор произведения. Откройте учебники на стр. 56.
— Почему произведение называется «Мать»?
— Найдите фамилию автора. (Геогий Алексеевич Скребицкий )
— Что вы знаете об этом авторе? Знакомы ли вам его произведения?
3. Слово учителя об авторе.
Георгий Алексеевич Скребицкий любил ходить в лес, на речку, любил наблюдать за животными. В доме у него всегда жили синички, сороки, ёжики, зайчики и белочки. Писателю очень хотелось, чтобы все ребята были добры к животным, жалели их. Георгий Алексеевич написал много произведений о животных.
4. Моделирование обложки. (самостоятельно). Два человека у доски.
— Поднимите модели. Прочитайте фамилию автора и заголовок.
5. Повторное слушание и работа с текстом.
— Сейчас я еще раз прочитаю рассказ, а вы будете читать вместе со мной, но только глазками, кто-то из вас продолжит чтение, следите внимательно.
— Назовите героев произведения.
— Куда пошел автор с Джеком?
— На кого они охотились?
— Как еще называют тетеревов?
— Что еще произошло в то утро?
— Как обычно ведут себя себя ежи почуяв опасность? Как вел себя этот еж? Почему? Давайте найдем ответ в тексте.
— Рассмотрим иллюстрацию в учебнике. Найдите и прочитайте слова, которые под ней можно было бы подписать. Но если вам трудно найти, то скажите своими словами, какой момент запечатлел художник.
6. Составление схематического плана.
— А сейчас поработаем в парах. Перед вами листочки с эпизодами рассказа. Разложите их по порядку. (первая пара, справившаяся с заданием выполняет работу на доске.)
Чудесное утро — Джек почуял дичь – Необыкновенное зрелище – Ежата – Джек-молодец
7. Работа с иллюстрациями.
— Рассмотрите иллюстрации на экране. Как вы думаете, какая иллюстрация подходит к рассказу «Мать»? Почему?
— Переверните свои модели и с обратной стороны листочка нарисуйте свою иллюстрацию к рассказу.
— Как вы думаете автор действительно наблюдал такую картину в природе?
8. Беседа.
— Ребята посмотрите на фотографию маленького ежонка. Может он прожить один, без семьи? Что с ним произойдет? А человеку нужна семья?
— Автор назвал свой рассказ «Мать». А как вы называете свою маму?
III. Итог урока.
— Ребята, посмотрите на наше панно. Как вы думаете, мы можем поместить туда рисунок ёжика? Почему? Что делают ежи с приходом зимы?
— Наш ёжик тоже готовится к спячке. Давайте прикроем его листочками, которые лежат у вас на партах. Они красные и зеленые.
Если на уроке вы старались и все у вас получилось – зеленый листочек.
Если на уроке у вас были затруднения, у вас многое не получилось – красный листочек.
Дети выходят и накрывают ёжика листочками.
— Ребята, нашему ёжику под таким теплым одеяльцем не страшны никакие морозы. Давайте еще раз вспомним имя писателя, который подарил нам история о ежиной семье. (Г. Скребицкий). Запомните эту фамилию, мы еще встетимся с рассказами этого писателя.
Список использованной литературы
1. Литературное чтение : 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / авт.сост. Л.А. Ефросинина – М.: Вентана-Граф, 2008.
2. Литературное чтение : уроки слушания : 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., перераб. / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011.
3. Литературное чтение. 1 класс : система уроков по учебникам Л.А. Ефросининой / авт.-сост. С.В. Николаева, И.Г. Смирнова.- Волгоград : Учитель, 2012.