Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Настоящий герой: кто он?»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» пос. Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области















Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме

«Настоящий герой: кто он?»











подготовила

учитель начальных классов

Кройтер Альфия Гизулаевна.










УМК «Начальная школа XXI века»

Учебник: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. «Литературное чтение, 3 класс»

Урок 6 «Книжная полка. Проверь себя» (после изучения следующих тем «Устное народное творчество. Загадки. Пословицы», «Дорогами сказок. Сказки с загадками», «Былины.

Добрыня и змея. Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Былины. Алеша Попович и Тугарин Змеевич.. Вольга и Микула»).

Подготовка к уроку: дети должны прочитать к уроку сказку «Илья Муромец и Соловей- разбойник», сказку «Гуси- лебеди», сказку «Иван- крестьянский сын и Чудо — юдо», сказку Е.Шварца «Два брата».


Тема: Настоящий герой: кто он?

Цель урока: познакомить детей с чертами настоящего сказочного героя на примере сказок.

Задачи:

1. Уточнить понятие «герой сказки» и понятие «главный герой сказки»;

2. Выявить какими качествами должен обладать настоящий герой, «примерить» их на того или иного литературного героя;

3. Развивать речь учащихся, умение формулировать свои эмоционально- оценочные суждения.

Формирование УУД:

Личностные УУД: смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: вопросы и задания составлены с целью опереться на опыт ребёнка, побуждать школьника каждый раз все эстетические и нравственные ситуации примерять на себя, формировать опыт переживаний; самоопределение: учёт чужой точки зрения.

Коммуникативных УУД : формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на заданный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, учитывая позицию собеседников (дети учатся слушать друг друга, вступать в дискуссию, учатся договариваться и приходить к общему решению).

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях.

Регулятивные УУД: умение сохранять заданную цель, умение осуществлять действие по образцу или заданному правилу, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.


Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая.

Методы и приёмы организации деятельности учащихся: словесный обмен учебной информацией, выполнение заданий группой школьников с помощью раздаточного материала и нэтбуков, иллюстрация.

Оборудование и наглядные пособия: учебник: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. «Литературное чтение, 3 класс», словарь: Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, компьютер, мультимедийный проектор, нэтбуки учащихся.





Структура урока:

I Орг.момент. психологический настрой детей на урок.

II Актуализация знаний по теме.

III Определение темы урока.

IV Введение новых знаний.

V Физминутка для глаз.

VI Отработка полученных знаний. Работа в группах.

VII Двигательная физминутка.

VIII Отработка полученных знаний. Работа в группах.

IX Подведение итогов урока.

X Рефлексия.

XI Домашнее задание.



























Ход урока

I Орг. Момент. Психологический настрой детей на урок

-Ребята, возьмите друг друга за руки — почувствуйте тепло рук ваших товарищей, мысленно подарите добрые слова друг другу. Вам понадобится  их  поддержка и помощь. Улыбнитесь друг другу. Мы начинаем урок литературного чтения.  

II Актуализация знаний по теме (технология обучения в сотрудничестве: групповая работа)

— Скажите, пожалуйста, а у вас есть любимые сказочные герои?

Слайд 2

— Вы мне рассказывали о своих любимых сказочных героях. А что обозначает слово «герой»?

-Обратимся к словарю. Какой словарь нам нужен ? У каждой группы на столах есть экземпляр словаря, поработайте с ним. Что узнала каждая группа из словаря?

Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса «Д. МАМИН – СИБИРЯК. Рассказ «ВОЛКИ»

Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. (Слово «герой» это слово многозначное.)

Герой, -я, м

1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герой Великой Отечественной войны. Герой Труда.

2. Главное действующее лицо литературного произведения. Герой трагедии. Герой романа.

3. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. Герой нашего времени.

4. Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление) Герой дня.

  • Героизм, -а, м Отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Героизм защитников Родины


-С каким понятием слова «герой» мы с вами уже работали на уроках литературного чтения? (Главное действующее лицо литературного произведения)

— Сегодня на уроке мы поработаем с понятием герой — человек совершающий подвиги.

Слайд 3


III Определение темы урока (технология проблемного обучения, технология использования в обучении игровых методов)

-Я расскажу вам сказку, а ваши одноклассники попробуют инсценировать её. Слушайте, смотрите и думайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке чтения.

Давным-давно, в далекой-далекой стране у самых-самых синих гор жил был Герой сказки. Точнее тот, кто очень хотел стать настоящим героем. И вот наш герой стал изучать рукописи. Он даже ездил в другие королевства и смотрел там на героев.

Он видел, как на солнце блестят на них доспехи, как гарцуют их кони, как рукоплещет толпа и забрасывает их лепестками роз. И именно в эти моменты он наполнялся решимостью тоже быть ярким сияющим и очень известным Настоящим Героем. Он видел себя в сияющих доспехах на улицах своего города, он слышал восторженные крики толпы и чувствовал, как гарцует его конь.

И вот, вернувшись после одной из таких поездок, Настоящий Герой заказал себе блестящие доспехи, кованный героический меч и специального боевого коня. На оставшиеся сбережения он заказал у известного художника отличный портрет: Настоящий Герой в сияющих доспехах с кованым мечом на специальном боевом коне. Он каждый день репетировал свой триумфальный выезд в город. Но этот выезд по какой-то причине получался совсем не триумфальным. Доспехи были настолько тяжелыми, что встать в них, а тем более двигаться, было совсем невозможно. Соседские мальчишки бежали вслед, громко смеялись и бросали в Настоящего Героя помидоры. Отличный портрет, написанный известным художником, который настоящий Герой повесил на ворота своего дома, исписали разными шутками соседи, и его пришлось снять…


— Так почему же у нашего героя не получился триумфальный выход?

— Предположите тему урока. (Как стать настоящим героем — в значении победитель)

— Тема урока «Настоящий герой: кто он?» и нам нужно найти ответы на вопросы:

1 Может ли главный герой произведения быть героем, совершающим подвиги?

2 Какими чертами характера должен обладать настоящий герой?

3 Какие условия должен выполнить главный герой, чтобы стать победителем?

— Обратимся к устному народному творчеству — сказкам. Почему? (В них содержится народная мудрость.)

— Скажите мне, пожалуйста, кто главные герои богатырских сказок?

— Вы согласитесь с высказыванием, что они герои-победители?

Слайд 4


IV Введение новых знаний (информационно-коммуникационные технологии, )

— Рассмотрим на примере богатырской сказки «Илья Муромец и Cоловей- разбойник» действия главного героя.

Слайд 5

— Где проживал Илья Муромец? (в городе Муроме)

— Чем является для Ильи город Муром? (это «свой» мир героя)

— Что делает главный герой? (он отправляется в путь)

— Куда он направляется? (в «чужой» мир для героя)

— В «чужом» мире что встречает Илья Муромец? (препятствия)

— Какие? Как он их преодолевает? ( непроходимое болото — срывал дубы и с их помощью прокладывал дорогу; соловей-разбойник — побеждает его и берёт в плен)

— Преодолев все трудности, что делает Илья Муромец? (возвращается домой)

— А теперь сделаем вывод, заполнив таблицу, представленную в ваших нэтбуках, а затем сверим с данными на слайде.

Слайд 6

-Главный герой сказки может быть героем – победителем?

— Какие условия должен выполнить главный герой, чтобы стать победителем?

(уходит из «своего» мира в «чужой» мир; преодолевает трудности; возвращается домой победителем)


V Физминутка для глаз (здоровьесберегающие технологии)

— Смотря на свой нос, закрываем глаза. Начинаем считать до 10, представляя, что нос увеличивается в длину.

-Закрываем глаза, говорим про себя своё имя и по ходу пишем глазами это слово.


VI Отработка полученных знаний. Работа в группах (технология обучения в сотрудничестве: групповая работа, информационно-коммуникационные технологии)

Продолжим работу с нэтбуками. Проанализируйте в группах сказки, заполнив таблицу, в 3,4,5,6 столбиках отвечайте только да или нет. У каждой группы своя сказка, затем поделимся результатами своей работы.


Обсуждение выполненной работы (слайды с 7 по 10)

— Сказка «Гуси-лебеди». Это волшебная сказка. Главный герой Алёнушка. Она уходит из «своего» мира в «чужой», чтобы спасти своего брата. В пути у неё трудности: смогла убежать от Бабы-Яги, спаслась от гусей-лебедей). Вернулась домой с братцем. Значит Алёнушка является героем –победителем.

— Сказка «Иван- крестьянский сын и чудо — юдо». Это волшебная сказка. Главный герой Иван. Он уходит из «своего» мира в «чужой», чтобы с чудом- юдом сразиться, на свою землю не пустить. В пути у него трудности: чудо- юдо о шести головах, чудо-юдо о девяти головах, чудо-юдо двенадцатиголовое, три чудо-юдовых жены и старая змеиха. Вернулся домой и с тех пор все чуда-юда в том краю повывелись. Значит Иван является героем –победителем. А вот братья его не выполнили одного условия- не преодолевали трудности.

— Сказка «Колобок» .Это сказка цепочка. Главный герой Колобок. Он уходит их дома бабки и деда в чужой лес. Преодолевает трудности –Заяц хотел съесть, Волк, Медведь, Лиса. Не является героем-победителем т.к. не преодолел все трудности и не вернулся домой.

— Сказа «Два брата» . Это авторская сказка- Е. Шварц. Главный герой Старший брат. Он уходит из дома в чужой лес, чтобы спасти брата. Трудность – победить Прадедушку Мороза. Возвращается домой с братом. Является героем – победителем.


VII Двигательная физминутка (здоровьесберегающие технологии)

1. «Дровосек«.

1. И.п. — ноги врозь, руки поднять вверх, пальцы спле­тены. 1- мах руками, наклон вперед; 2- и.п..

2. И.п. — сидя (стоя). 1- вдох (полный); 2- толчкообразный выдох через нос.

3. И.п. — сидя (стоя). 1-выдох; 2-толчкообразный вдох через нос.

2.»Качания головой» (упражнение стимулирует мыслительные процессы):

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд.

Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.

Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

 3.«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками

-Возьмите друг друга за руки — почувствуйте тепло рук ваших товарищей, мысленно подарите добрые слова друг другу, поблагодарите друг друга за работу.


VIII Отработка полученных знаний. Работа в группах (технология обучения в сотрудничестве: групповая работа, информационно-коммуникационные технологии)

— Ребята, Алёнушка и Старший брат отправляются за братьями, а почему случилась такая беда? Дайте характеристику главным героям в начале сказки. (безответственные, грубые, невнимательные к своим братьям, легкомысленные).

— В конце сказки что о них можем сказать? (повзрослевшие и поумневшие)

— Так какую трудность ещё преодолели эти герои? (преодолели самого себя, они изменились в лучшую сторону).

Слайд 11


— Сейчас мы посмотрим мультфильм по сказке Лиллиан Мурр, и вы проанализируйте главного героя.

-Сказка «Крошка Енот и тот кто сидит в пруду». Главный герой – Крошка Енот. Он уходит к пруду через густой лес, преодолевает свой страх и возвращается домой с осокой. Является героем- победителем.

— Как вы считаете, кого можно назвать по-настоящему храбрым? Это тот, кто никого не боится? Или тот, кто побеждает свой страх?

А приходилось ли вам преодолевать в себе отрицательные качества. Кто хочет поделиться с нами. Кому это удавалось, погладьте себя и скажите про себя «Я молодец!»


IX Подведение итогов урока

Мы рассмотрели разные сказки и можем сказать, что главный герой может быть победителем. Во всех сказках и народных и авторских герой — победитель действует

одинаково, подчиняясь сказочным законам.

— Вернемся к началу нашего урока «Настоящий герой: кто он?». Нам нужно было найти ответы на вопросы:

1 Может ли главный герой произведения быть героем, совершающим подвиги?

2 Какими чертами характера должен обладать настоящий герой?

3 Какие условия должен выполнить главный герой, чтобы стать победителем?


X Рефлексия

— Сейчас мы будем передавать друг другу мягкую игрушку и делиться впечатлениями от нашего урока: что я сегодня узнал или понял, что чувствовал, что особенно понравилось, а когда было не очень комфортно и интересно.


XI Домашнее задание (технология обучения в сотрудничестве: групповая работа, технология использования в обучении игровых методов)

Дома каждая группа инсценирует продолжение к сказке, с которой начался урок, и поможет Герою в ней стать Настоящим Героем.




























Список использованной литературы:

  1. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение, 3 класс;

  2. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

  1. Картины В.М. Васнецова https://www.varvar.ru

  2. Сказка Е.Шварц «Два брата» https://books.rusf.ru/

  3. Сказка «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» https://www.bankreceptov.ru

  4. Богатырская сказка «Илья Муромец и Соловей – разбойник» https://deti-online.com

  5. Мультфильм «Крошка Енот» https://crazymama.ru



Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему "Дедушка Мазай и зайцы"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: