Конспект урока литературного чтения во 2 классе «К Ушинский «Утренние лучи»»





Конспект урока литературного чтения


Тема урока: К Ушинский «Утренние лучи».


Цели урока:

  • формировать умение работать с текстом произведения;

  • обогащать читательский опыт детей;

  • расширять круг детского чтения по теме произведения о родной природе;

  • формировать читательские умения, используя такие виды работы:

а) аналитическое чтение (анализ сюжета);

б) выборочное чтение (работа с иллюстрациями);

в) просмотровое чтение (выбор ласковых слов);

г) чтение «про себя» (самостоятельное знакомство с текстом);

д) комментированное чтение;

  • формировать специальные читательские умения: правильно называть произведение (автор плюс заголовок), тему и жанр произведения;

  • знакомить с литературоведческими понятиями;

  • обогащать речь учащихся выразительными средствами языка (эпитеты, сравнения), расширять

словарь;
пробуждать любовь к родной природе и ко всему живому,

  • учить сравнивать произведения одного автора и произведения разных авторов, но схожие по тематике;

  • учить понимать точку зрения автора и выражать свое мнение о произведении.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Выявление читательского опыта.

Назовите как можно больше произведений, соответствующих какой-нибудь из этих моделей:

Зел.

Зел.






Пушкин Сладков. «Проталина»

Маршак Дудочкин. «Почему хорошо на свете»

Тютчев Горький. «Воробьишко»

Воронько

Барто

Жуковский

Высотская

2. Упражнение с изученным дома произведением.
У. С каким произведением вы работали дома?

Д. Барто. «Весна».

У. К какой модели оно подходит?

Прочитай выразительно это произведение.

А кто еще вспомнит и прочитает другое произведение этого автора?

Д. «Воробей», «Апрель», «Катя».


3. Работа с учебником.

У. Ребята, а кто из вас помнит, как зовут эту поэтессу?

Д. Агния Львовна.

4. Литературная игра «Послушай и назови».

У. Ребята, я прочитаю отрывок из стихотворения, а вы постарайтесь его назвать и вспомнить
фамилию автора.

Если дети не вспомнят произведение «Катя», учитель зачитывает его сам.

Мы целое утро возились с ростками,
Мы их посадили своими руками.
Мы с бабушкой вместе сажали рассаду,

А Катя ходила с подругой по саду.


Учитель читает отрывок из стихотворения А. Барто «В школу»:


Почему сегодня Петя просыпался десять раз?

Потому что он сегодня поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик, а теперь он новичок.
У него на новой куртке отложной воротничок…

У. Что я вам прочитала?

Д. Стихотворение.

У. Кто вспомнил автора и заголовок?

Д. Барто. «В школу».

А теперь помогите мне заполнить эту таблицу-схему.




У. Кто сделает модель к этому произведению?

А теперь помогите мне заполнить эту таблицу-схему:


А. Барто писала стихи


о детях о природе о животных

II. Физкультминутка

Воробей по лужице (попрыгать)

Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он (съежиться, крылышки изобразить),

Хвостик распушил (хвостик показать).
Погода хорошая! Чив-чив-чив!

III. Работа с новым произведением

У. Ребята, откройте учебник на странице 132. Найдите фамилию автора. Прочитайте «про себя».

1. Упражнение с произведением.

У. Кто не смог найти автора? Кто подскажет? Найдите заголовок. Прочитайте «про себя». Кто не смог найти заголовок? Кто подскажет? Назовите произведение.

Д. Ушинский. «Утренние лучи».

2. Первичное ознакомительное чтение. Самостоятельное упражнение в моделировании.

У. Прочитайте это произведение молча (только глазами) и сделайте на листочке модель обложки к данному произведению. Дети читают и моделируют.

У. Покажите на моделях, какое произведение вы читали. Кто назовет, что вы читали?


Ушинский










Утренние лучи


Зел.



Д. Рассказ Ушинского о природе «Утренние лучи».
3. Выявление первичного восприятия.

У. Понравилось ли вам это произведение? Что понравилось? Найдите и прочитайте.

4. Работа с текстом произведения.

У. Как начинается рассказ? Прочитайте.

Д. «Выплыло на небо красное солнышко…»

У. Куда попал первый луч? Прочитайте.

Д. «Первый луч полетел и попал в жаворонка».

У. Куда попал второй луч? Прочитайте.

Д. «Второй луч попал на зайчика».

У. Куда попал четвертый луч? Прочитайте.

Д. «Четвертый луч попал в улей».

У. Куда попал пятый луч? Прочитайте.

Д. «В детскую, на постельку к маленькому лентяю».

У. Какой луч я пропустила?

Д.Третий.

У. Куда он попал? Прочитайте.

Д. «В курятник».

5. Работа с «неправильным» планом.

У. Внимательно рассмотрите план на доске. Согласны ли вы с моим планом?



Жаворонок


Улей


Заяц


Курятник


Детская кроватка















Учитель исправляет, проставляя цифры (дети дают правильную последовательность).

Так вот, сейчас мы с вами выполним задание 3* в учебнике на странице 133. Выберите ту часть рассказа, которая вам больше всего понравилась, и сделайте соответствующую ей иллюстрацию на своем листочке.

(Дети работают.)

У. Проверяем. Кто хотел бы прочитать ту часть, которая ему понравилась? А мы следим.

6. Обучение выразительному чтению.
Выполняем задание 4 (с. 133).

У. Какую песенку поет жаворонок? Найдите ответ в тексте, В каком абзаце?

Д. Во втором.

У. Сколько предложений в песенке?

Д. Три.

У. Прочитайте выразительно 1-е, 2-е, 3-е предложения. Кто попробует прочитать целиком песенку?

7. Работа в тетради № 2.

У. Откройте тетрадь. Найдите задание 3. Видите в нем снежинку (*)? Это задание по выбору. Кто его прочитает?

Дети читают задание и подчеркивают нужные слова. Затем один ученик зачитывает, какие слова отмечены. Остальные проверяют.

У. А теперь найдите в тексте слова, которые автор говорит ласково. Вы самостоятельно молча прочитываете текст, находите ласковые слова и выписываете на листочке. Даю времени 3 минуты, затем проверяю.

  1. Солнышко. 4. Зайчик. 7. Окошечко.

  2. Гнездышко. 5. Травка. 8. Медок.

  3. Песенка. 6. Пчелка. 9. Постельку.

А теперь проверяем. Вы называете по одному слову; если у вас есть это слово, ставим «+»; повторяться нельзя, можно только добавлять новые слова.

А теперь ответьте: как же автор относится к родной природе?

Д. Ласково. Бережно. Любя. По-доброму.

8. Обобщение читательского опыта детей.
У. А кто назовет мне фамилию автора?

Д. Ушинский.

У. С произведениями этого русского писателя мы уже встречались с вами в первом и во втором классах. Назовите произведения Ушинского.

Тогда я вам помогу:

Васька — котик-коток, Васька — серый лобок.

У Васьки ушки чутки, усы длинны, шуба шелковая.

Глазки огневые, когти стальные.

Из какого произведения отрывок? Вспомните название. Д. Ушинский. «Кот Васька».

У. «Ходит лиса тихонько, к земле пригибается, будто кланяется, свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает».

Из какого произведения отрывок? Вспомните название.

Д. Ушинский. «Лиса Патрикеевна».

У. «Жили-были на одном дворе кот, козел да баран,

жили они дружно, сена клок и то пополам.

А коли вилы в бок, так одному коту Ваське.

Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит,

туда и глядит». Кто вспомнил это произведение?

Д. «Плутишка кот».

IV. Домашнее задание (на выбор).

  1. Выразительно читать один из абзацев текста.

  2. Выучить наизусть любой понравившийся абзац.

  1. Кратко рассказать по плану-иллюстрации произведение Ушинского «Утренние лучи».

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Чему учат сказки"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: