Конспект урока литературы 5 класс «Сила любви в сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева»»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЧЕРНОУСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»




Швец Ирина Сергеевна

Зам.директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы

МКОУ «Черноусовская СОШ №19»












Конспект урока литературы

5 класс

Сила любви в сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева»











Зам.директора по воспитательной работе,

учитель русского языка и литературы


Швец Ирина Сергеевна

Сила любви в сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная королева»


Цели урока: работа над навыком отбора художественного материала, необходимого для раскрытия идеи произведения; раскрытие смысла и глубины любви как всеобъемлющего чувства.


Ход урока

1. Организационный момент

Ребята, сегодня мы окунёмся в волшебный, загадочный мир сказок.

Я думаю, что среди вас не найдется человека, который бы не любил сказки.

Сказка рядом с нами с детства.

(музыка) «Приходите в гости к нам» (из к.ф. «Там на неведомых дорожках»)

Слышите. Нас зовёт в гости сказка.

Но сказка будет впереди, а сейчас присказка.

2. Рассказ учителя о Г.-Х. Андерсене

Давным — давно в небольшом провинциальном городке Дании — Оденсе, на острове Фюн, происходили необычайные события. Тихие, чуть сонные улицы Оденсе внезапно огласили звуки музыки. Процессия ремесленников с факелами и знамёнами прошествовала мимо ярко освещенной старинной ратуши, приветствуя высокого голубоглазого человека, стоявшего у окна. В честь кого же жители Оденсе зажгли свои огни в сентябре 1869 года?

То был Ганс Христиан Андерсен, избранный незадолго до этого почётным гражданином родного города. Чествуя Андерсена, земляки его воспевали героический подвиг человека и писателя, «лучшего сказочника мира», как справедливо назвал его ЧарлзДиккенс.

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года на окраине Оденсе, в семье бедного башмачника и прачки. В доме его родителей часто не бывало хлеба, не говоря уж о новой одежде и обуви. Андерсен любил дом, в котором родился; навсегда осталась в его памяти чистая, тщательно прибранная комната в два окна, книжная полка, сапожный верстак. И маленькая кухня, ящик с петрушкой и луком за окном, куст бузины во дворе. А сколько интересного было на улицах Оденсе. Андерсену-ребенку родной город казался таинственным и прекрасным! «…Мир, такой же богатый, как в «Тысяче и одной ночи», открылся предо мной», — писал позднее Андерсен о преданиях детства.

Однако воображение впечатлительного мальчика питали и книги, которые читал ему отец. Андерсен рано научился читать, и, побывав однажды в театре, начал сочинять пьесы и стихотворения. Но попасть в городскую школу сыну башмачника было трудно, и мальчика отдали в школу для бедных, где учили письму, арифметике и закону божьему.

Меж тем в семье Андерсена назревали трагические перемены. Шёл 1813 год, в походах Наполеона участвовала и маленькая Дании. Отец будущего сказочника согласился пойти в солдаты, заменив за соответствующее вознаграждение сына богатого крестьянина. Деньги, которые башмачник получил за рекрутство, быстро разошлись. Вернувшись домой в 1814 году, он через два года умер от чахотки. Андерсену в ту пору было 11 лет. Он пошёл работать на суконную, а потом на табачную фабрику, желая облегчить положение семьи. 6 сентября 1819 года четырнадцатилетний Ганс Христиан Андерсен уехал в Копенгаген. Поступать в театр.

В театр мальчика не взяли: у него пропал голос. Ведь он ходил в тоненьком пальтишке, в рваных башмаках и постоянно бывал простужен. Деньги быстро подошли к концу и Андерсен жил на средства, которые порой собирали для него по подписке доброжелательно относившиеся к нему люди. Ганс Христиан хорошо знал, что значит быть бесприютным и голодным, потому-то так взволнованно звучали его слова в сказке «Гадкий утёнок»: «Было бы слишком печально описывать все беды и несчастья утёнка за эту суровую зиму».

Всё же в 1821 году юноше удалось сыграть роль тролля в балете «Армида», а когда к нему вернулся голос, его приняли в хоровую школу. Тогда же он стал писать комедии, и к его мечте о судьбе актёра присоединилось желание стать поэтом. Для того,чтоб научиться грамотно писать ему, семнадцатилетнему юноше, пришлось сесть на школьную скамью рядом с учениками второго класса.

Кончились школьные годы Андерсена. Он снова в столице, готовится в университет и живёт в узеньком переулке, где ютятся бедняки. В сентябре 1828 года двадцатитрёхлетний Ганс Христиан сдал экзамены и стал студентом Копенгагенского университета. Влача по-прежнему жалкое существование, он был счастлив, вырвавшись из «ащйслинговского ада», где жестокий ректор запрещал ему писать стихи и где он тайком сочинял пьесы, романы, стихотворения и сказки, которые сохранились в отрывках и до наших дней. Теперь же в Копенгагене Андерсен, избавившись от гнёта, всецело занялся литературой. Он пишет бесконечное множество стихотворений, путевой очерк «Прогулка на Амагер…», пьесу «Любовь на башне св. Николая», несколько романтических сказок… Андерсена начинают печатать, его пьесу ставят в Королевском театре… Но это вовсе не избавило его от нужды. Вплоть до 1839 года, то есть половину своей жизни, писатель испытывал чрезвычайную стеснённость в средствах, так как его литературные заработки были очень скудны.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе «Литературный ринг» 10 класс

Жизнь Андерсена — это бесконечный, непрерывный труд; это — радость от путешествий по родной стране и далеко-далеко за её пределами — в Германию, Францию, Англию, Голландию, Швецию, Норвегию, Грецию и т. д.; это — дружба с выдающимися людьми его времени, среди них знаменитые писатели Гюго, Дюма-отец, Гейне, композитор Шуман, скульптор Торвальдсен, актриса Рашель. Андерсен не был женат, семьи у него не было; женщина, которую он любил, знаменитая шведская певица Йенни Линд, любила его сказки, но не любила его самого.

К писателю пришла мировая слава, а когда 4 августа 1875 года его не стало, в Дании был объявлен национальный траур. На похороны Андерсена пришли бедняки и знать, студенты, депутаты города Оденсе, иностранные послы, министры и датский король. «Казалось, в тот день копенгагенцам нечего было больше делать, как только хоронить Ганса Христиана Андерсена», — писал один из очевидцев. Гроб с телом писателя несли на руках по улицам Копенгагена. Пред ним склонили траурные знамёна. 11 августа газета «Отечество» напечатала стихотворение: В могилу наш король сошёл, И некому занять его престол.

Прошли годы, и в Королевском саду в Копенгагене был поставлен памятник Андерсену с надписью: «Воздвигнут датским народом». В 1955 году стопятидесятилетие со дня рождения писателя праздновалось во всех странах по призыву Всемирного Совета Мира. А совсем недавно, в 1975 году, люди нашей планеты отмечали столетие со дня его смерти. Книги сказочника миллионными Тиражами издаются во всём мире и пользуются неизменным признанием детей и взрослых.

https://www.testsoch.info/kratkaya-biografiya-gansa-xristiana-andersena-detskie-narodnye-skazki/


Давайте вспомним самые известные вам сказки Андерсена. («Стойкий оловянный солдатик», «Соловей», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Свинопас».)

Андерсен был человеком необычным, непохожим на других, видевший жизнь, как он сам говорил, «через волшебное стекло». А самое главное – он умел дарить людям радость.

Всего Андерсен написал 170 сказок.

Сегодня одна из его сказок приглашает нас в гости.

(Песня «Однажды в старой Дании»)


Внимание на экран! ( Фрагмент из «Снежной королевы).

Вы, конечно же, догадались! Сказка «Снежная королева».

3. Анализ сказки «Снежная королева»

О чём сказка «Снежная королева»? (о добре и зле, о крепкой дружбе, о хитрости, о взаимопомощи и, конечно же, о самоотверженной любви.)

Вот о самоотверженной любви мы сегодня с вами и поговорим.

Запишем тему нашего урока: « Сила любви в сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».

Назовите главных героев сказки (Кай, Герда, Снежная королева.)

А ещё, каких героев вы запомнили?

Задание 1. К имени героя подберите соответствующие цитаты

(Работаем индивидуально)

(Критерии оценок : 0 ошибок – 5; 1-2 ошибки – 4; ниже оценок у нас сегодня нет)

Приложение 2

Вернемся к описанию Снежной королевы. На что в первую очередь мы обращаем внимание?

(ледяная, глаза)

Зачитаем фрагмент, в котором дано описание Снежной королевы ( история 2)

«Глаза ее сияли как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира.

— С чем ассоциируется у вас Снежная королева? ( холод, темнота, буря…пустота, неприступность)

История 7: « Холодно было здесь, пусто, мертво и величественно»


(По рядам передаётся кусочек льда)

Представьте кусок льда. Блестит, переливается на солнце..


Бесспорно, красиво!

— Что вы чувствуете когда держите его в руках? Приятно?

Свежие документы:  Итоговая контрольная работа по литературному чтению 3 класс

— Почему радости не приносит?

Нет тепла – нет жизни.

В руки к Снежной королеве попал бедный Кай. Не выбраться ему от нее никогда, если бы ни Герда!

Проблемный вопрос: Почему маленькая хрупкая девочка победила злую волшебницу?

Герда живет чувством! Она отправляется на поиски Кая.

— Что движет Гердой, когда она решается отправиться на поиски Кая?

(Любовь. Она очень скучает, она не может без него. Она не помнит обид и зла, которое он причинил бабушке и ей. Она отправляется на поиски с чистым сердцем.)

Пройдем этот путь вместе с Гердой и посмотрим, на что способна любовь!


Составление Ментальной карты.


4. Прежде чем составить маршрут Герды, давайте вспомним хронологию событий.

(Индивидуальная работа ПРИЛОЖЕНИЕ 1)


А сейчас составим маршрут Герды.

(Составление Ментальной карты.)



5. Работа в группах

Попробуйте нарисовать для Герды карту.

(Рисование карты-маршрута Герды)


На пути у Герды встречаются как препятствия, так и помощники. Добро всегда находит добро.

1) Река. Любовь способна на жертвы. Докажите.(Герда подарила реке свои башмачки)


2) Старушка. Это препятствие или помощь? (Герда рассказывает ей свою историю.)

— Кого напоминает милая старушка?

— Как смогла Герда вырваться из плена старушки? (сердце не давало ей покоя)

3) Ворон и Ворона. (Награда – птицы, которые ей помогают . Они заронили надежду. Кай у принцессы. Но это и испытание. Узнав, что Кай женился на принцессе, Герда могла повернуть домой.)

— Как отреагировала Герда на известие о том, что юноша, возможно Кай, женился на принцессе (найти описание в тексте)(сказка 4) стр. 153( «О как билось сердечко Герды от страха и нетерпения!)

Главное для Герды было то, что Кай живой!)


4) Принц и Принцесса. Докажите, что это тоже своеобразное испытание

(могла остаться и спокойно жить)

Вывод: Любовь может преодолеть всё.

5) Маленькая разбойница.

(первая встреча)

(последняя встреча)

Почему изменилась маленькая разбойница?

Герда своим рассказом и слезами растопило ее сердце. Её поразил рассказ Герды о том, сколько ей пришлось испытать, чтобы спасти другого человека.

Герда плакала сначала от горя, потом от радости )

Значит, любовь способна изменить человека. Преобразить его!

6 ) Лапландка и финка: (На пути Герды встречаются ещё два добрых человека – это лапландка и финка. Обе стараются ей помочь, как могут.)


На просьбу оленя наделить Герду силой финка отвечает:

Найдите по тексту ее слова финки (Сказка 6)

7) Путь к чертогам Снежной Королевы

-Что пришлось преодолеть девочке?

(одна на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц, навстречу ей целый полк снежных хлопьев)


8) У Снежной королевы

— Каким Герда нашла Кая? (сказка 7) . Работа с текстом.

— Как смогла возродить его к жизни?

Зачитать фрагмент из книги

6. Вывод:

Вернемся к нашему вопросу:

Почему же Герда победила Снежную королеву ?

Доброе, любящее сердце девочки растопило холодный лёд в сердце Кая!

В сердце Герды жила любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, готовая на подвиг, любовь действенная, любовь, которая смогла преобразить человека.


ДАВАЙТЕ учиться ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство!

Спасибо за урок!

7. Домашнее задание : Дать развёрнутый ответ на вопрос: Почему Снежная королева выбрала Кая, а не Герду? (письменно)





Приложение 1



Карточки к уроку (использование общеобразовательных ресурсов)

 

Фамилия, имя             ________________________________________________

 

Тема урока ——————————————————————————————————

 

Задание 1. Расположите события  сказки в правильной последовательности

 

 

 

Событие

 

« — Что ты хнычешь? – спросил он Герду. – У! Какая ты сейчас некрасивая! Мне ничуть не больно!.. Фу! – закричал он вдруг. – Эту розу точит червь. Какие гадкие розы!»

Событие

 

« Сани дважды объехали площадь, а Кайл живо прицепил к ним свои салазки и покатил.»

 

Событие

 

« И вот она пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых кустов, и те, как стояли в цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в черную землю.»

Событие

 

«За окном порхали снежинки; одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти.»

Событие

 

«Лодку уносило всё дальше. Герда сидела смирно, в одних чулках, — красные башмачки её плыли за лодкой…»

Событие

 

« На другой день её одели с ног до головы в шёлк и бархат и позволили ей гостить во дворце сколько душе угодно. Девочка могла бы жить тут припеваючи, но она стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и башмачки…»

Событие

 

«Но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги.»

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки" 5 класс

 

  


















Приложение 2


Карточки к уроку (использование общеобразовательных ресурсов)

 

Фамилия, имя             ________________________________________________

 

Тема урока ——————————————————————————————————



Задание 2.     Найдите соответствия

                        К имени героя сказки подберите соответствующие цитаты

 

Тролль

«  … в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами»

 

Снежная королева

« необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительно сверкающего льда! И, однако, живая!»

 

Кай

« Злой – презлой, сущий дьявол.»

 

Герда

«  … держался он вообще непринужденно и мило.»

 

Старушка, которая умела колдовать

« Ах, как ныли её бедные, усталые ножки!»

 

Принцесса

Умница, каких свет не видывал!»

 

Принц

Он сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой.»

 

Маленькая разбойница

Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные.»

 

 













Приложение 4

Прием «Ментальные карты» (МК)


Тони Бьюзен (Tony Buzan), автор техники ментальных карт, предлагает нам перестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению. Для этого нужно только обнаружить неоспоримую связь между эффективным мышлением и памятью и спросить себя, что именно способствует запоминанию.

Бьюзен предлагает действовать следующим образом.


  1. Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.


  2. Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.


  3. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.

     Советы по технике создания ментальных карт


  1. Важно помещать слова НА ветках, а не во всевозможных пузырях и параллелепипедах, на этих ветках висящих. Важно и то, что ветки должны быть живыми, гибкими, в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых, а следовательно монотонных, объектов.


  2. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.


  3. Длина линии должна равняться длине слова. Это экономнее и чище.


  4. Пишите печатными буквами, как можно яснее и четче.


  5. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.


  6. Обязательно используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию.


  7. Часто используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе ментальная карта вообще может целиком состоять из рисунков :)


  8. Старайтесь организовывать пространство, не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой ментальной карты используйте лист А4, для большой темы — А3.


  9. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.


  10. Располагайте лист горизонтально. Такую карту удобнее читать.


Обращайте внимание на форму получившейся ментальной карты — она многое выражает. Цельная, крепкая, живая форма показывает, что вы хорошо разобрались в теме. Бывает и так, что все ветви карты получились красивые, а одна — какая-то корявая и путаная. Это верный признак того, что этой части следует уделить дополнительное внимание — она может быть ключом к теме или слабым местом в ее понимании.

https://lib2.podelise.ru/docs/57921/index-35335.html
































В разработке использованы материалы сайтов:

https://www.testsoch.info/kratkaya-biografiya-gansa-xristiana-andersena-detskie-narodnye-skazki/

https://lib2.podelise.ru/docs/57921/index-35335.html


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: