Конспект урока литературы на тему «К.Г. Паустовский»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска

ИСАЕВА АНЖЕЛИКА ВЛАДИМИРОВНА


Конспект урока литературы на тему

«К.Г. Паустовский»

Дидактическая цель: создать условия для актуализации знаний, умений и навыков.

Задачи:

  1. Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев.

  2. Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.

  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ожидаемые результаты:

  1. Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.

  2. Оформлять свою мысль в речевое высказывание.

  3. Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран, портрет К.Г. Паустовского, фотовыставка «Мой друг».


Ход урока

1. Организационный момент.

(приветствие; концентрация внимания; настрой на работу.)

— На уроках чтения мы с вами учимся правильно, сознательно, бегло и выразительно читать. А также красиво говорить, но мы не сможем это сделать, если наш речевой аппарат не будет готов к работе. А в этом нам поможет речевая разминка: (СЛАЙД)

Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.

В дымоходе чернота.

Отыщи-ка там кота.

2. Актуализация знаний, мотивация, целеполагание.

— Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением К.Г. Паустовского. Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Оно состоит из двух слов (на доске два закрытых слова). Первое слово вы узнаете, разгадав загадку: (СЛАЙД)

Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.
(кот)

— Как вы догадались, что это кот?

— Первое слова в заголовке — кот.

— Второе слово вы узнаете, если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота (чтение первого и второго абзацев учителем).

— Назовите кличку кота (ворюга).

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством К.Г. Паустовского и прочитаем произведение «Кот — ворюга». (СЛАЙД)

— Как вы думаете, про что это произведение?

— Может ли кот быть вором? Почему?

— Хотите ли вы узнать, о каком коте идет речь в рассказе?

— Поставьте цель урока. Закончите предложения:

Узнать… .

Учиться….

Определить….

Развивать….

— Причитайте эпиграф. (Эпиграф: Добро всегда добром возвращается)

— Как вы понимаете эти слова? К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между произведением и эпиграфом.

3. Сведения о писателе.

— Вспомните какие произведения писал К.Г. Паустовский?

— Что вам известно об этом писателе?

— Каким видится он через свой портрет?

— Давайте послушаем небольшое сообщение о Паустовском.

Родился Константин Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве. К писательству привела Паустовского еще его одна черта – любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года. Печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.

Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя мещерские места и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения.

4. Открытие нового знания.

1) работа с текстом до чтения

— Как люди относятся к кошкам? Ведь кошка сначала оценивает человека, и только если хозяин ей по нраву, она поселяется в его доме. Глядя на фотовыставку, я уверена, что у вас в доме живут кошки и любят вас.

— Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа?

— Как называет его автор?

— Что означает это слово? Сравните слова: вор, воришка (уменьшительно), ворюга (то же, что и вор), хитрюга (очень хитрый). О ком так говорят?

— Какой оттенок у этого слова? (грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора)

2) первичное чтение, словарная работа

— Перед тем, как прочитаем произведение, проведём словарную работу (работу можно организовать по учебнику, а можно наглядно на доске — учитель открывает слово, а дети читают его правильно и находят значение в учебнике)

Кукан – верёвка, на которую нанизывают пойманную рыбу.

Плотица – небольшая рыбка плотва.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины — рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Бухало – производить сильный и глухой звук.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).

— Понравилось ли произведение?

— Чем? Какое настроение вызывает?

— Почему это произведение можно назвать рассказом? (Рассказ – это один эпизод, одно событие из жизни героев. В рассказе один или несколько героев.)

2) учимся читать вдумчиво

— Чтобы определить главную мысль надо читать вдумчиво и внимательно.

— Прочитайте первое предложение. (Мы пришли в отчаяние)

— Как вы понимаете слово «отчаяние»?

— Есть ли от чего приходить в отчаяние?

— Зачитайте, какие проделки совершал кот?

— Чтобы выяснить, почему у кота были такие повадки, составим портрет главного героя.

— Что входит в понятие «портрет»? (изображение внешности героя, характера и авторская оценка)

3) исследовательская работа в группах

Дается задание 3 группам. Группы работают самостоятельно, затем работа проверяется.

1 группа:

1) Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?

2) На каком рисунке, на ваш взгляд, наиболее точно изображен кот-ворюга? Объясните свой ответ.

1) Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе.



2)Этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, ворует, у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости.

2 группа:

1) Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя. Почему он совершает их? Какие чувства у вас вызывают его поступки?

2) Установите закономерность. Какую картинку можно исключить?

1) Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.

2)Нам кот понравился: он смелый, решительный, самостоятельный. Иного выхода у него нет.

3 группа:

1) Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа.



2) Подберите однокоренные слова к слову ворюга.

3) Какой оттенок имеет это слово в тексте? Почему автор называет кота ворюгой, а не вором или воришкой?

1)Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник.

2) Однокоренные слова: вор, воришка, ворюга.

3) Кота назвали ворюгой, т.к. он обворовывал каждую ночь, с ним никто не мог справиться.

4 группа:

1) Подготовить выразительное чтение по ролям эпизода, в котором люди решают, как поступить с котом.

4 группа читает отрывок по ролям.


Динамическая пауза.

— Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.

  • У него бесшумная походка.

  • Прекрасный нюх.

  • Умывается собственной лапой.

  • Хорошо видит в темноте.

  • Называют другом человека.

  • Любит гулять сам по себе.

  • Дружит с собаками.

Физминутка для глаз

Ах, как долго мы читали,

Глазки у ребят устали.

(поморгать глазами)


Посмотрите все в окно

(посмотреть влево-вправо)

Ах, как солнце высоко

(посмотреть вверх)

Мы сейчас глаза закроем

(закрыть глаза ладошками)

В небе радугу построим


Вверх по радуге пойдём

(посмотреть по дуге вверх-вправо, вверх-влево)

Вправо – влево повернись


А потом скатимся вниз.

(посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись.

(зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)


4) работа по содержанию

— Почему же у кота были такие повадки?

— Как он попался? Зачитайте.

— Почему именно Ленька смог выманить кота?

— Как хотели поступить с котом после того, как его поймали?

— Какое решение оказалось верным?

— Как изменились повадки кота? Каким он стал? Почему он стал таким?

— Кто и как помог в этом коту?

5. Итог. Осмысление авторской идеи.

— Подходит ли эпиграф нашего урока к этому тексту?

— Какова главная мысль этого произведения?

— Написав этот рассказ, Паустовский хотел, чтобы мы поняли одну важную вещь. Какую? Посмотрите на схему.

 Воровал  

https://150-school-6.edusite.ru/images/image037.gif

                      


Поймали

                                   https://150-school-6.edusite.ru/images/image042.gif


Накормили

                                                            https://150-school-6.edusite.ru/images/image042.gif


Изменился

   Добро побеждает зло – основная мысль, идея рассказа.

Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.



6. Творческая работа.

— Встречались ли вам в жизни подобные истории?

— Как вы поступали в таких случаях?

— Напишите синквейн.

Примерный ответ:

1)кот-ворюга

2) грязный, шустрый,

3) бегает, ворует, царапает

4) Он одинокий, ему нужна забота.

5) хороший друг


7. Домашнее задание.

— Проиллюстрируйте наиболее понравившийся эпизод рассказа и подготовьте его пересказ.

— Дополнительно — исследовательская деятельность: узнать о содержании кошек, разобраться в причинах их поступков.


8. Рефлексия.

Продолжите фразу: Сегодня на уроке…

Было интересно…

Я понял, что …

Мне захотелось …

Урок дал мне для жизни …

Трудно было …

Я почувствовал …

Я научился …

Я смог …


Свежие документы:  конспект урока для 2 класса «В.Гаршин «Сказка о жабе и розе»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: