Конспект урока литературы на тему «Заучивание стихотворения И. Токмаковой «Зима пришла»


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №97

«Детский сад присмотра и оздоровления» г. Кемерово










Конспект урока литературы на тему

«Заучивание стихотворения И. Токмаковой

«Зима пришла»






подготовила воспитатель

Иванова Наталья Леонидовна









Г. Кемерово 2013г.


ЦЕЛЬ: развитие связной выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста.



ЗАДАЧИ:

Образовательные

  • познакомить детей с новым произведением;

  • помочь детям сформировать целостное восприятие художественного текста с опорой на мнемотаблицу;

  • учить выделять интонационную выразительность речи и находить ключевые слова в стихотворной речи;

Развивающие

  • развивать связную речь, активизировать и обогащать словарный запас детей по теме;

  • продолжать развивать образное мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение, поэтический слух;

Воспитательные

  • воспитывать интерес и любовь к художественной литературе;

  • вызывать эмоциональный отклик, замечать образные слова и выражения, ритм и рифму стихотворной речи.

Оздоровительные

  • следить за осанкой детей.



Предварительная работа:

  • рассматривание картин, иллюстраций по теме “Времена года”;

  • чтение и заучивание стихотворений о временах года;

  • целевая прогулка в осенний, зимний парк;

  • изготовление альбома «Наши сказки»;

  • развивающие игры и упражнения на развитие речи;

  • артикуляционные, дыхательные гимнастики;

  • дидактические игры: «На что похоже?», «Что в круге?», «Дорисуй линию», «Узнай по контуру» и др…



Материал: телеграмма, конверты с карточками, листы бумаги 0,5, листы бумаги с таблицей, простые карандаши, ластик.



Ход занятия


В: Ребята, я вам хочу что – то пожелать…Я буду проговаривать желания, а вы делаете массаж.


Я желаю, чтобы голова ваша – думала,

Я желаю, чтобы глаза все видели,

Я желаю, чтобы рот – красиво говорил,

Я желаю, чтобы уши слушали внимательно,

Я желаю, чтобы руки рисовали аккуратно,

Я желаю, чтобы тело было здоровым,

Я желаю вам здоровья!


Д: Спасибо!

В: Ребята, к нам пришло письмо от Незнайки. Хотите узнать, о чем говорится в этом письме? Вот слушайте.


(воспитатель читает письмо)


«Здравствуйте Ребята, я узнал, что в вашем детском саду «Дюймовочка» умеют справляться с любыми сложными заданиями. У нас в Цветочном городе я хожу в школу, и учитель дала интересное задание с которым я не могу справиться. А еще научите меня как можно быстро и с выражением заучить стихотворение.

Не могли бы вы мне помочь? Карточки в конверте – попробуйте, что у вас получится… У вас в группе мои друзья установили камеру видео наблюдения»


НЕЗНАЙКА


В: дети, посмотрите – вот одна из таких карточек. Посмотрите внимательно, что на ней нарисовано?

Д: На карточке нарисована линия. Что с этой линией можно сделать?

Д: линию можно дорисовать и может получиться елка или снежинка.

В: Ребята, поможем Незнайке?

Д: Да.

В: На столе лежат карточки, которые прислал Незнайка, пройдите, возьмите по 2 карточки. Присаживайтесь на свои места. Ребята обратите внимание, у вас 2 карточки и на каждой нарисована одинаковая фигура. Задание будете выполнять так: возьмите одну карточку и положите ее горизонтально вот так и дорисовывайте, а следующую карточку положите вертикально вот так и тоже нужно дорисовать. Посмотрим, что же у вас получится? (игра «Перевертыши»)

(Затем дети рассказывают, что они дорисовали)

В: Какие сложные задания прислал вам Незнайка.

В: Какие интересные предметы, образы, явления вы дорисовали из обычных фигур и линий.

В: Настя, расскажи нам, что у тебя было нарисовано и что получилось?

Д: У меня была изогнутая линия, я дорисовала и у меня получилась снежная горка.

В: Ваня, а у тебя?

Д: Я дорисовал линию и у меня получился корабль. (И т. д.)

В: Я думаю, Незнайка будет очень доволен тем, как вы справились с заданиями. Обратите внимание, у вас у всех получился либо какой – то предмет либо природное явление. Вот например у Саши что получилось?

Д: У меня получился снеговик

В: Ребята, а в какое время года можно слепить снеговика?

Д: Снеговика можно слепить только зимой.

В: Замечательно кто – то из вас дорисовал фигуры и получились зимние признаки. В: Дети, с одним заданием вы справились – отлично. А напомните мне пожалуйста, чем Незнайка просил еще помочь?

Д: Он просил помочь, как заучить быстро стихотворение.

В: Вот. сейчас предлагаю заучить стихотворение И. Токмаковой «Зима пришла». Мы и раньше с вами знакомились с произведениями этого автора и вот еще одно из них. Слушайте внимательно и следите за моей интонацией.



«Зима пришла»

В гости к нам зима пришла,
Много снега принесла.
Мы на лыжах и коньках
Можем покататься
И в сугробе просто так
Можем поваляться.
А в лесу как хорошо —
Горы снега намело!
Зайки шубки поменяли
Серые на белые,
Не боятся и волков —
Вот какие смелые.


Вопросы после первого чтения.

В: Дети, как называется стихотворение?

Д: «Зима пришла».

В: Незнайке будет интересно, скажите — О чем говорится в стихотворении?

Д: О зиме, о зимних развлечениях, о снеге, о животных.

В: А как вы догадались, что о зиме? Объясните.

Д: Много снега, сугробы, горы снега и т. д..

В: О каких зимних развлечениях говорится в этом стихотворении?

Д: Дети катаются на лыжах, коньках.

В: Объясните пожалуйста – как вы понимаете выражение «Зайцы шубки поменяли серые на белые»?

Д: Зайцы линяют осенью, меняют серые шубки на белые.

В: Правильно ребята. Я хотела вам сообщить еще вот такой интересный факт о зайцах. Линька у зайцев происходит постепенно, линяют они в течении всей осени.

В: Ребята, а как вы думаете, почему автор так говорит, что не боятся и волков вот какие смелые. Объясните.

Д: Смелые потому что они шубки поменяли. Т. е. цвет шерсти совпадает с цветом снега. И хищник может его не заметить.


(если ребята затрудняются отвечать на вопросы, воспитатель читает стихотворение еще раз)


В: Молодцы. Я вижу вы уловили основную мысль в стихотворении и замечательно о нем побеседовали. А сейчас предлагаю немного отдохнуть. Выходите – поиграем.


Физминутка

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок —
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.


В: Ребята, проходите на свои места. Чтобы легче заучить стихотворение, мы его нарисуем. А Незнайка будет наблюдать как вы умеете учить стихотворение быстро(воспитатель рисует схему на доске, дети на листочках. И спрашивает детей какой схемой можно заменить сугробы, лес, серые на белые и т. д.) Затем, воспитатель читает стихотворение – дети следят по схеме и проговаривают).

В: А сейчас, постарайтесь рассказать стихотворение по – цепочке с выражением прослеживая по своим схемам.

В: Молодцы. А теперь, прочитают стихотворение так же по цепочке с выражением начиная с Вани.

В: Замечательно, какие вы молодцы. А теперь прочитаем стих все вместе, но постарайтесь с интонацией и выражением.

В: Дети, раз мы учили стихотворение о зиме, я предлагаю нарисовать признаки зимы, для этого возьмите чистый лист бумаги – разделите его на 4 части и приступайте к работе.

В: Настя, почему ты нарисовала снеговика, объясни?

Д: Потому что снеговика можно слепить только зимой.

В: Саша, расскажи, что ты нарисовал? (снежинки) Почему ты решил, что снежинки – это зимний признак? Докажи.

Д: Потому что снежинки падают только зимой.

В: Ребята, я вижу вы справились с заданием отлично — молодцы. Я предлагаю вам подарить гостям свои схемы с признаками зимы.

В: Ребята, как вы считаете, помогли мы Незнайке? А каким образом вы помогли Незнайке? (дорисовывали фигуры, учили стих, рисовали признаки зимы).Молодцы, Я сегодня вами довольна, как вы помогли Незнайке. Я приготовила конверт для того, чтобы отправить карточки со схемами – Незнайке.

В: Дети, послушайте мне пришло смс – сообщение.

«Ребята, я уверен, что вы справились с заданием спасибо Вам большое!»


Список использованной литературы

  1. Ткаченко Т. А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников// Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. –М: «Издательство ГНОМ и Д», 2003-24с. Практическая логопедия.


  1. Пятница Т. В. Звонкая капель// Учебно – методическое пособие// Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2007. – 203, (13)с, 16с.


  1. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990. — №10


  1. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста// Издательство: Детство — ПрессISBN 978-5-89814-493-7; 2009 г. – 64с.












Оздоровительный массаж

Таблица для схемы стихотворения

Задание «Дорисуй линию»



Задание «Нарисуй признаки зимы»











Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Дети и война"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: