Конспект урока литературы в 11 классе «Художественные особенности рассказа И.А.Бунина «Холодная осень»


Автор: учитель русского языка и литературы

МБОУСОШ станицы Луковской имени С.Г.Астанина

Моздокского р-на РСО-Алания

Горичная Наталья Фёдоровна


Конспект урока литературы в 11 классе


«Художественные особенности рассказа И.А.Бунина «Холодная осень»


Цели и задачи урока:


  • Совершенствовать навыки анализа художественного произведения, обращая внимание на особенности стиля Бунина;

  • Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения;

  • Анализируя рассказ «Холодная осень», выявить авторскую концепцию любви;

  • Размышляя над вечными вопросами бытия, попытаться понять, в чём современность рассказа.


Оформление урока: текст произведения; презентация к уроку.


ПЛАН УРОКА:

1.Орг.момент.

2. Вступительное слово учителя.

3.Объявление целей и задач урока.

4. Литературоведческий анализ рассказа «Холодная осень».

5.Итоги. Оценки.

6. Домашнее задание.


ХОД УРОКА:

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя – Русскому писателю К.Г.Паустовскому принадлежит такое высказывание: «У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание». На сегодняшнем уроке мы обратимся к одному из таких сюжетов – рассказу «Холодная осень» из цикла «Тёмные аллеи» И.А.Бунина. (СЛАЙД № 2)

3. Перед нами стоят такие цели и задачи: (СЛАЙД № 3) Эпиграфом к разговору станут слова восточного поэта и философа Омара Хаяма. (Слайд № 4) — Вспомните, что такое эпиграф, для чего он нужен? Объясните, почему к разговору о рассказе «Холодная осень» я подобрала именно этот эпиграф?

4. Осмысление содержания. (СЛАЙД № 5) – Как видите, фабула рассказа достаточна проста, значит, смысл нужно искать глубже. Давайте попробуем сделать это, попутно выявив художественные особенности «маленького шедевра Бунина». (СЛАЙД № 6) – Почему у героев нет имён? Что этим подчёркивает автор? — Какие основные мотивы вам удалось выявить в рассказе? (СЛАЙД № 7) — А теперь поговорим о том, через какие образы-символы Бунин реализует эти мотивы в тексте. (СЛАЙД № 8) – С чем ассоциируется образ дома? (СЛАЙД № 9) – Чей путь мы словно бы проходим, читая «Холодную осень»? (СЛАЙД № 10) – Особое значение в рассказе имеет образ ВРЕМЕНИ. (СЛАЙД № 11) Вспомните, какие даты упоминаются в рассказе? С чем они связаны в судьбах героев? (СЛАЙД № 12)

— Кто, по-вашему, виноват в трагедии героини? Даёт ли автор прямой ответ на этот вопрос? (Весь рассказ- это попытка писателя понять, как мировое зло отражается на судьбе отдельного человека). Какие отголоски далёкого прошлого созвучны нашему времени?

(СЛАЙДЫ 13 – 17) – реализация мотива памяти.

(СЛАЙДЫ 18 -19) – средства выразительности в рассказе.

— Образным средством выразительности является и название рассказа. Как вы его понимаете? (СЛАЙД № 20)

РЕФЛЕКСИЯ: — Завершая анализ рассказа, предлагаю подумать над проблемным вопросом (СЛАЙД № 21)

5. Подведём итоги: (СЛАЙД № 22)

6. Домашнее задание (СЛАЙД № 23)



Свежие документы:  Конспект урока литературы в 10 классе по теме "Рассказ А.П. Чехова "Ионыч"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: