Конспект урока литературы в 5 классе «Краткие сведения о Леониде Николаевиче Андрееве»


Конспект урока литературы в 5 классе

«Краткие сведения о Леониде Николаевиче Андрееве»

УМК: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока: изучение истории и теории литературы.

Цели урока:

— познакомить с некоторыми фактами биографии Л.Н.Андреева, оказавшими влияние на процесс формирования мировоззрения, определение круга творческих интересов писателя;

— формировать умения выделять главное в прослушанном сообщении, навыки выразительного чтения, работы с учебником, таблицей и иллюстрациями;

— воспитывать интерес к личности и творчеству Л.Н.Андреева.

Виды деятельности учителя и учащихся:

— выразительное чтение;

— сообщения учителя и учащихся;

— заочная экскурсия в музей писателя;

— комментарии к портретам и фотографиям писателя;

— письменный ответ на вопрос;

— обсуждение записей по ходу урока (работа с рефлексивной таблицей).

Оборудование:

— презентация.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Метапредметные результаты:

— Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

— Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Предметные результаты:

— Понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX века.

— Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

— Умение вести диалог.

— Формирование эстетического вкуса.

Личностные результаты:

— Формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма.

— Многогранность творческой личности.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение учителя и учащихся. Заполнение таблицы.

Биография Л.Н.Андреева

Мои замечания об услышанном

Андреев Леонид Николаевич родился 9 (21) августа в 1871 г. В Орле.


Николай Иванович Андреев – отец писателя.


Анастасия Николаевна, урожденная Пацковская – мать писателя.


Учеба в Орловской классической гимназии (1882 – 1891)


Московский и Петербургский университеты (1891 – 1897)


Начало творческого пути.


Увлечения Л.Андреева.




Слово учителя.

— Андреев Леонид Николаевич родился 9 (21) августа в 1871 г. В Орле. Николай Иванович Андреев – отец писателя, сын орловского помещика Карпова и дворовой девушки Глаши, выданной замуж за крепостного сапожника Андреева. Анастасия Николаевна, урожденная Пацковская – мать писателя, предположительно из польских дворян, рано осталась сиротой, образования не получила.

От отца Андреев унаследовал безудержность натуры, от матери – художественный и милосердный склад души. Между Андреевым и матерью сложились теплые отношения.

Свежие документы:  Тест: А. Чехов «ХАМЕЛЕОН»

Детство Леонид помнит «ясным, беззаботным». В шесть лет научился читать «и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку».

Сообщение учащегося: «Гимназические годы Л.Н.Андреева».

Сообщение учащегося: «Годы учебы в Петербургском и Московском университетах».

Выразительное чтение отрывка из фельетона «Татьянин день». От слов «Собралось всего человек триста студентов…» до слов «жажду подвига!»

— Неожиданно Андреев получил предложение знакомого адвоката о месте судебного репортера в газете «Московский вестник» для написания очерков «Из залы суда».

Для пасхального номера 1898 г. по просьбе редакции он пишет рассказ «Баргамот и Гараська». С этого времени к Андрееву пришла литературная слава.

Обращение к учебнику. Выразительное чтение статьи К.И.Чуковского «Он любил все огромное».

2. Слайдовая презентация. Фотографии и портреты Л.Андреева.

Природа одарила Л.Андреева интересной внешностью и талантами.

И.Е.Репин считал его вторым по красоте русским современником после Вс. Гаршина; его портреты создали И.Е.Репин и В.А.Серов; однако, по мнению знатоков, лучший портрет Андреева написан им самим.

И.Е.Репин создал галерею образов выдающихся представителей русской общественной мысли, науки и культуры. В лучших своих портретах – писателей Л.Н.Толстого, Л.Н.Андреева, Н.В.Гоголя и др. – художник достигает потрясающей жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой –либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» — осанкой, темпераментом – портретируемого лица.

3. Заочная экскурсия в музей Леонида Андреева в Орле.

В 1874 году отец Андреева построил большой деревянный дом, украшенный резьбой, в десять комнат, с террасой, выходящей в сад.

В 1991 году в доме открылся музей. Экспозиция посвящена детским и юношеским годам писателя. Дом сохранился до наших дней почти в своем первозданном виде.

Все начиналось именно здесь: и увлечение драматическим действом, вылившееся в создание своего театра, с особым художественным миром; первые рисунки – и интереснейшие работы Андреева-художника, высоко оцененные В.Серовым, великолепные цветные стереофотографии (автохромы), его провидческая мечта о превращении «великого немого» в широкоэкранный кинематограф. Именно на этих улицах и в слободах поселил писатель своих героев. Судьба многих из них напоминает и судьбу самого Леонида Андреева. В письмах, интервью, дневниках последних лет жизни он по-прежнему вспоминал «домашнюю Пушкарную», «пахучую ракиту», безводный Орлик с местечком Вавилон, и прежде всего родной дом, отцовский сад.

III. Итоги урока.

Обращение к таблице, обмен мнениями.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "ПОВЕСТИ БЕЛКИНА" 6 класс

— Каким вы представляете себе Л.Н.Андреева? Письменно ответьте на вопрос (3-4 предложения).

IV. Домашнее задание.

  1. Прочитать рассказ Л.Андреева «Петька на даче». Составить цитатный план рассказа.

  2. Индивидуальное задание.

Лексическая работа.

Объяснить значение слов: потешный, подмастерье, апатичный.

Подготовить сообщение «искусствоведа» о картине В.Е.Маковского «Свидание».

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: