Конспект урока литературы В 5 КЛАССЕ «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»


12


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Е.В.Камышева»

г. Гагарин Смоленской области









Конспект урока

литературы В 5 КЛАССЕ

«МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»











Автор работы:


заместитель директора по УВР

Наталья Николаевна Покровкова




2014г.



ЦЕЛЬ УРОКА:

1. Познакомиться с жанром святочного (рождественского) рассказа;

2. Проследить, как система художественных средств соответствует авторскому замыслу;

3. Подумать, что означают вечные категории милосердие, вера, сострадание.

ОБОРУДОВАНИЕ: на доске — два ангела, рождественская елка, записаны слова: Рождество, Иисус Христос, Вифлеем, вертеп, Ирод, Святое Семейство, рождественский рассказ.

ПЛАН УРОКА:

1.ОРГМОМЕНТ. СОБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.

2.СЛОВО ОБ АВТОРЕ.

3. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА.

4.ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Иосифа Бродского «Рождественская звезда».

5. Анализ рассказа «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

6. Анализ композиции, ее изобразительно — выразительных средств.

7.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

ХОД УРОКА:

  1. ОРГМОМЕНТ. СОБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.

— Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы вместе, рука об руку, взойти по ступенькам Храма Литературы и очутиться в волшебных владениях Русского слова — русской классики.

Наше путешествие посвящено творчеству Федора Михайловича Достоевского, а точнее его рассказу «Мальчик у Христа на елке».



  1. СЛОВО ОБ АВТОРЕ.

— Ф.М.Достоевский — взрослый писатель. Он автор больших и нелегких рассказов для чтения. Но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой — голод, страдания, грубость, грязь унижения и оскорбления.

Сегодня мы на уроке мы познакомимся с жанром рождественского рассказа; проследим, как система средств соответствует авторскому замыслу; подумаем, что означают вечные категории: вера, милосердие, сострадание.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА …

— Зимней ночью, за два тысячелетия до нынешней Рождественской ночи, в окрестностях Вифлеема, в завоеванной римлянами стране, под сводами вертепа родился Спаситель. Люди ждали столетиями: вот он сойдет с небес — в силе и славе, в образе Царя, окруженный ратью Ангелов…

3. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА.

— Золотая, ясная многокрылая звезда взошла на небо в час Рождества, просияла над всем миром. От восхода звезды-вестницы, от Рождества Христова отсчитываем мы века.

Правитель Иудеи, жестокий Ирод, узнал о приходе волхвов, ищущих в его стране новорожденного Царя Иудейского. Не властитель земли, а Спаситель мира родился в пещере-вертепе возле Вифлеема. А Ирод услышал и понял в ликующей речи волхвов одно — единственное: в Иудее родился Тот, кто отнимет у него, Правителя, власть над всей землей. Ирод послал ратников в Вифлеем, чтобы истребить всех мальчиков младше двух лет. И ратники Ирода выполнили его приказ.

Той же ночью, через пустыню, бежало в Египет Святое Семейство.

Самая тихая, самая светлая ночь в году — Рождественская. По старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердец.

— Русский поэт Иосиф Бродский соблюдал неукоснительно одно правило: старался на каждое Рождество писать по стихотворению. Большинство стихотворений составили книгу «Рождественские стихи». И вот одно их стихотворений поэта я предложила вам выучить…

4.ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Иосифа Бродского «Рождественская звезда» заранее подготовленным учеником

В холодную пору, в местности,

привычной скорей к жаре,

чем к холоду, к плоской поверхности

более чем к горе,

младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;

мело, как только в пустыне

может зимой мести.

желтый пар

из воловьих ноздрей,

волхвы — Балтазар, Гаспар,

Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.

Он был всего лишь точкой. И Точкой была звезда.

Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,

на лежащего в яслях ребенка издалека,

из глубины Вселенной, с другого его конца,

звезда смотрела в пещеру.

И это был взгляд Отца.


5. Анализ рассказа «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

— Рассказ, который вы прочитали дома, написан Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов. Святки — это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. И в конце концов даже самая безысходная ситуация изменяется к лучшему, а финал рассказа, как правило, хороший. Популярность рождественского рассказа, особенно среди детской аудитории, объясняется тем, как и в волшебной сказке, на страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом.

Запишем определение.

Рождественский рассказ — это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал — хороший.

Вы, наверное, заметили, что автор с первых же строк предупреждает читателя о том, что » все это могло случиться действительно».

— А почему Достоевскому так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях? (Автор считает так потому, что все описанное им мало правдоподобно.)

— Достоевскому важно дать читателям возможность поверить в то, о чем он написал.

— В рождественском рассказе наиболее традиционна и ожидаема стихия авторского вымысла, что определяется особенностями жанра, поэтому автор с первых же строк «отказывается» от вымысла.

6. Анализ композиции, ее изобразительно — выразительных средств.

— Обратимся к сюжету рассказа. Попытаемся вместе выстроить последовательность событий, происходящих в рассказе.

1.Знакомство с мальчиком, героем рассказа.

2.Мальчик в городе.

3.Чудо за большим стеклом.

4.Смело отворил дверь и вошел.

5.Копеечка выкатилась и зазвенела.

6.Куколки в окне.

7.Обидели.

8.Чужой двор.

9.»Пойдем ко мне на елку, мальчик». Шепот тихого голоса.

10.»Христова ёлка».

11.Маленький трупик.

— Такая последовательность событий дает право говорить, что у рассказа «Мальчик у Христа на ёлке» обычная композиция, свойственная жанру рассказа. Попытаемся вспомнить и вычленить композиционные элементы.

— Что такое композиция? Что образует композицию данного рассказа?

( Композиция — это построение словесного произведения. Композиционные части рассказа — завязка, развитие действия, кульминация, и развязка.)

-Итак, завязкой в данном рассказе служит эпизод… ( Знакомство с героем рассказа)

-Развитие действия… ( Мальчик в городе. Картины, которые он там увидел.)

— Самым ярким эпизодом в рассказе является эпизод… ( Когда тихий голос приглашает мальчика на елку, и герой оказывается на Христовой елке.)

— Это кульминация рассказа. А развязка? ( Мальчик умирает.)

— Композиция обуславливает настроение рассказа (печальное, мрачное, угнетенное, но светлое, радостное, лучезарное), его «эмоциональное движение». УЧИТЕЛЬ показывает композиционную схему рассказа, ученики переносят её в тетрадь.

— Обратимся к началу рассказа и найдем описание главного героя ( «…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал).

— Достоевский очень коротко говорит о внешности главного мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и «маленький» рост, и возраст- «лет семь», и одежда — «какой-то халатик», а главное, что это «безликое существо» «хотело кушать». Когда мы впервые видим человека, то обращаем внимание на его внешний вид. По внешности человека делаем первые выводы о его характере.

— Что вы можете сказать по внешнему виду мальчика о его характере?

(Этот мальчик имеет довольно хороший характер; он спокоен, несуетлив, нетребователен. Можно сказать, решителен.)

— Чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события. Найдем описание места, где живет герой. ( «…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно).

— Какое чувство вызывают картины этого ужасного подвала? ( Чувство брезгливости, безысходности, тупика.)

— В рассказе Достоевский описывает не только подвал, где живет герой, но и город, улицу, шикарную залу за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик. Описания эти разные. Город нарисован так… ( «Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз…Все так толкаются…»). А прекрасная зала за большим стеклом…(«Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то»).

— Как вы думаете, почему автор сопоставляет в рассказе эти картины, убогие, серые и- празднично нарядные? (Для того, чтобы показать настроение героя, его отчаяние.)

— Запишем в тетрадь определения, что такое «портрет» и «пейзаж».

Портрет — изображение в произведении внешности персонажа; служит для характеристики героя.

Пейзаж — изображение в художественной литературе картин живой и мертвой природы; создает определенное, нужное автору настроение.

— Кроме портрета и пейзажа автор использует и другие приемы, помогающие понять героя. Например, художественная деталь.

Художественная деталь — изображенная или выразительная подробность художественного произведения; служит для выделения характерных черт героя. (Определение записывается в тетрадь).

— Вспомните, во что был одет мальчик? (В халатик.)

— Именно. Слово употреблено с уменьшительно- ласкательным суффиксом. И мы чувствуем, что автор жалеет ребенка, жалеет оттого, что ему холодно. Далее, когда мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку «копеечку». А «копеечка выкатилась и зазвенела».

— Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали? (Достоевский обращает внимание на это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки и он не мог сжать пальцы. Или эта копеечка ему была не нужна.)

— Доля правды есть в ваших ответах, но самое главное здесь, я думаю, денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. И конечно же, все, что дается не от души, — не нужно, мертво, обманчиво, ложно.

— Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло? (Чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался «деревом до потолка», т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку. Он позабыл, что голоден, что раздет, что он — изгой.)

-Но «пальчики на ножках уже болят», а » на ручках стали совсем красные, не сгибаются, ими больно пошевелить».

— Какие глаголы употребляет автор для дальнейшего описания поведения героя? («Вспомнил, заплакал, побежал».)

— Он убегал, как мне кажется. Не от боли физической, а от боли душевной, боли, которая пронзает сердце и душу мальчика, когда он увидел совсем иную картину жизни.

— Попробуйте описать «запах бедности» и «запах сытости», используя фрагменты рассказа. («Запах бедности»: душный сырой подвал, белый пар изо рта, пьяный смрад, духота, неуютность.

«Запах сытости»: аромат ели, яблок, французских духов.)

— Эти «запахи» дают не только узнать, но и почувствовать атмосферу среды обитания мальчика. Обратимся к главному эпизоду рассказа «Мальчик у Христа на ёлке».

— Что удивляет героя, что ему кажется неправдоподобным? ( Мальчик услышал тихий голос. Он подумал, что его зовет мама. Но нет… Он не видит, кто его позвал, ощущает только, что кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте. И вдруг он увидел свет, увидел ёлку. Все вокруг него блестит и сверкает. Вокруг него кружатся, летают мальчики и девочки, он видит маму. Мальчик удивляется, что это; ему дети отвечают: «Это Христова ёлка». Он также узнает, что девочки и мальчики были такие же, как он, что у них такая же трудная жизнь, как у него. Но здесь они — ангелы, и сам Христос благословляет их и их матерей. Ему здесь хорошо…)

— Мы провели с вами, ребята, так называемый сюжетно-композиционный анализ. Он необходим для понимания авторского замысла рассказа.

-Как вы думаете, для чего, с какой целью, Федор Михайлович Достоевский написал этот рождественский рассказ для детей? (Чтобы показать, как несправедливо устроена наша жизнь — есть в ней бедные, нищие, а есть — богатые. Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь.)

— Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее.

УЧЕНИК:

Святая Пречистая Дева

Вместила Создателя в плоть,

Чтоб в каменном сумраке хлева

На землю явился Господь.

И небо к земле преклонилось,

Звезда озарила восток,

Чтоб Новым заветом свершилось

Открыть людям Вечный Чертог.

Так Троица в Истинном свете

Явила любовь естеству.

Великое таинство это

Возносит хвалу Рождеству. (А.Афанасьев)


— В начале урока я вам сказала, что у святочных рассказов хороший конец, а ведь мальчик умер. Финал рассказа никак не назовешь счастливым.

— А вы как считаете? Найдите ответ на мой вопрос в тексте. ( «Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, т.е. то, что происходило в подвале, за дровами, а там у Христа-то уже и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет».)

— Это Достоевский предлагает тебе, читателю, решить, счастливый ли здесь финал или нет, Если веришь в ёлку у Христа — то счастливый, если нет — другое дело. Веришь или нет — вот что главное.

— Милосердие…Что означает это понятие? К кому их героев рассказа можно отнести это качество? (Милосердие — это делать что-то хорошее другому человеку, помогать ему. И это с полным правом можно отнести к герою рассказа — Христу («тихому голосу»).

Запишем в тетрадь, что такое «милосердие».

Милосердие — готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадать — жалеть, сочувствовать.

7.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

— ПОДВЕДЕМ ИТОГИ УРОКА.

1.Рождественский рассказ — это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие; в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал — хороший.

2.Портрет, пейзаж, интерьер, описание среды обитания, художественные детали — система средств, соответствующая авторскому замыслу.

3.Вера, милосердие, сострадание — вечные, непреходящие человеческие ценности.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

— Если вас заинтересовал жанр рождественского рассказа, то советую прочитать следующие художественные произведения: Х.Андерсен «Девочка со спичками», Л.Андреев «Ангелочек», А.Куприн «Чудесный доктор».

— У вас на столах лежат новогодние игрушки. На каждом написано слово. Выберите те шары со словами, которые, как вы считаете, определяют характер человека, собирающегося на Рождественскую ёлку. (Дети «украшают» ёлку).

Рождество — светлый праздник, а по праздникам принято дарить подарки. Я вам сегодня подарю сладкие подарки. В каждом из них — частичка моего сердца. Я хочу, чтобы у вас в жизни все было хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны.

С праздником Рождества!!!


Свежие документы:  Литературное чтение 2 класс. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…». УМК «Начальная школа ΧΧΙ века»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: