Конспект урока литературы В 5 КЛАССЕ «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»


12


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Е.В.Камышева»

г. Гагарин Смоленской области









Конспект урока

литературы В 5 КЛАССЕ

«МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»











Автор работы:


заместитель директора по УВР

Наталья Николаевна Покровкова




2014г.



ЦЕЛЬ УРОКА:

1. Познакомиться с жанром святочного (рождественского) рассказа;

2. Проследить, как система художественных средств соответствует авторскому замыслу;

3. Подумать, что означают вечные категории милосердие, вера, сострадание.

ОБОРУДОВАНИЕ: на доске — два ангела, рождественская елка, записаны слова: Рождество, Иисус Христос, Вифлеем, вертеп, Ирод, Святое Семейство, рождественский рассказ.

ПЛАН УРОКА:

1.ОРГМОМЕНТ. СОБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.

2.СЛОВО ОБ АВТОРЕ.

3. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА.

4.ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Иосифа Бродского «Рождественская звезда».

5. Анализ рассказа «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

6. Анализ композиции, ее изобразительно — выразительных средств.

7.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

ХОД УРОКА:

  1. ОРГМОМЕНТ. СОБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.

— Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы вместе, рука об руку, взойти по ступенькам Храма Литературы и очутиться в волшебных владениях Русского слова — русской классики.

Наше путешествие посвящено творчеству Федора Михайловича Достоевского, а точнее его рассказу «Мальчик у Христа на елке».



  1. СЛОВО ОБ АВТОРЕ.

— Ф.М.Достоевский — взрослый писатель. Он автор больших и нелегких рассказов для чтения. Но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой — голод, страдания, грубость, грязь унижения и оскорбления.

Сегодня мы на уроке мы познакомимся с жанром рождественского рассказа; проследим, как система средств соответствует авторскому замыслу; подумаем, что означают вечные категории: вера, милосердие, сострадание.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА …

— Зимней ночью, за два тысячелетия до нынешней Рождественской ночи, в окрестностях Вифлеема, в завоеванной римлянами стране, под сводами вертепа родился Спаситель. Люди ждали столетиями: вот он сойдет с небес — в силе и славе, в образе Царя, окруженный ратью Ангелов…

3. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА.

— Золотая, ясная многокрылая звезда взошла на небо в час Рождества, просияла над всем миром. От восхода звезды-вестницы, от Рождества Христова отсчитываем мы века.

Правитель Иудеи, жестокий Ирод, узнал о приходе волхвов, ищущих в его стране новорожденного Царя Иудейского. Не властитель земли, а Спаситель мира родился в пещере-вертепе возле Вифлеема. А Ирод услышал и понял в ликующей речи волхвов одно — единственное: в Иудее родился Тот, кто отнимет у него, Правителя, власть над всей землей. Ирод послал ратников в Вифлеем, чтобы истребить всех мальчиков младше двух лет. И ратники Ирода выполнили его приказ.

Той же ночью, через пустыню, бежало в Египет Святое Семейство.

Самая тихая, самая светлая ночь в году — Рождественская. По старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердец.

— Русский поэт Иосиф Бродский соблюдал неукоснительно одно правило: старался на каждое Рождество писать по стихотворению. Большинство стихотворений составили книгу «Рождественские стихи». И вот одно их стихотворений поэта я предложила вам выучить…

4.ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Иосифа Бродского «Рождественская звезда» заранее подготовленным учеником

В холодную пору, в местности,

привычной скорей к жаре,

чем к холоду, к плоской поверхности

более чем к горе,

младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;

мело, как только в пустыне

может зимой мести.

желтый пар

из воловьих ноздрей,

волхвы — Балтазар, Гаспар,

Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.

Он был всего лишь точкой. И Точкой была звезда.

Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,

на лежащего в яслях ребенка издалека,

из глубины Вселенной, с другого его конца,

звезда смотрела в пещеру.

И это был взгляд Отца.


5. Анализ рассказа «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

— Рассказ, который вы прочитали дома, написан Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов. Святки — это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. И в конце концов даже самая безысходная ситуация изменяется к лучшему, а финал рассказа, как правило, хороший. Популярность рождественского рассказа, особенно среди детской аудитории, объясняется тем, как и в волшебной сказке, на страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом.

Запишем определение.

Рождественский рассказ — это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал — хороший.

Вы, наверное, заметили, что автор с первых же строк предупреждает читателя о том, что » все это могло случиться действительно».

— А почему Достоевскому так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях? (Автор считает так потому, что все описанное им мало правдоподобно.)

— Достоевскому важно дать читателям возможность поверить в то, о чем он написал.

— В рождественском рассказе наиболее традиционна и ожидаема стихия авторского вымысла, что определяется особенностями жанра, поэтому автор с первых же строк «отказывается» от вымысла.

6. Анализ композиции, ее изобразительно — выразительных средств.

— Обратимся к сюжету рассказа. Попытаемся вместе выстроить последовательность событий, происходящих в рассказе.

1.Знакомство с мальчиком, героем рассказа.

2.Мальчик в городе.

3.Чудо за большим стеклом.

4.Смело отворил дверь и вошел.

5.Копеечка выкатилась и зазвенела.

6.Куколки в окне.

7.Обидели.

8.Чужой двор.

9.»Пойдем ко мне на елку, мальчик». Шепот тихого голоса.

10.»Христова ёлка».

11.Маленький трупик.

— Такая последовательность событий дает право говорить, что у рассказа «Мальчик у Христа на ёлке» обычная композиция, свойственная жанру рассказа. Попытаемся вспомнить и вычленить композиционные элементы.

— Что такое композиция? Что образует композицию данного рассказа?

( Композиция — это построение словесного произведения. Композиционные части рассказа — завязка, развитие действия, кульминация, и развязка.)

-Итак, завязкой в данном рассказе служит эпизод… ( Знакомство с героем рассказа)

-Развитие действия… ( Мальчик в городе. Картины, которые он там увидел.)

— Самым ярким эпизодом в рассказе является эпизод… ( Когда тихий голос приглашает мальчика на елку, и герой оказывается на Христовой елке.)

— Это кульминация рассказа. А развязка? ( Мальчик умирает.)

— Композиция обуславливает настроение рассказа (печальное, мрачное, угнетенное, но светлое, радостное, лучезарное), его «эмоциональное движение». УЧИТЕЛЬ показывает композиционную схему рассказа, ученики переносят её в тетрадь.

— Обратимся к началу рассказа и найдем описание главного героя ( «…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал).

— Достоевский очень коротко говорит о внешности главного мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и «маленький» рост, и возраст- «лет семь», и одежда — «какой-то халатик», а главное, что это «безликое существо» «хотело кушать». Когда мы впервые видим человека, то обращаем внимание на его внешний вид. По внешности человека делаем первые выводы о его характере.

— Что вы можете сказать по внешнему виду мальчика о его характере?

(Этот мальчик имеет довольно хороший характер; он спокоен, несуетлив, нетребователен. Можно сказать, решителен.)

— Чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события. Найдем описание места, где живет герой. ( «…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно).

— Какое чувство вызывают картины этого ужасного подвала? ( Чувство брезгливости, безысходности, тупика.)

— В рассказе Достоевский описывает не только подвал, где живет герой, но и город, улицу, шикарную залу за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик. Описания эти разные. Город нарисован так… ( «Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз…Все так толкаются…»). А прекрасная зала за большим стеклом…(«Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то»).

— Как вы думаете, почему автор сопоставляет в рассказе эти картины, убогие, серые и- празднично нарядные? (Для того, чтобы показать настроение героя, его отчаяние.)

— Запишем в тетрадь определения, что такое «портрет» и «пейзаж».

Портрет — изображение в произведении внешности персонажа; служит для характеристики героя.

Пейзаж — изображение в художественной литературе картин живой и мертвой природы; создает определенное, нужное автору настроение.

— Кроме портрета и пейзажа автор использует и другие приемы, помогающие понять героя. Например, художественная деталь.

Художественная деталь — изображенная или выразительная подробность художественного произведения; служит для выделения характерных черт героя. (Определение записывается в тетрадь).

— Вспомните, во что был одет мальчик? (В халатик.)

— Именно. Слово употреблено с уменьшительно- ласкательным суффиксом. И мы чувствуем, что автор жалеет ребенка, жалеет оттого, что ему холодно. Далее, когда мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку «копеечку». А «копеечка выкатилась и зазвенела».

— Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали? (Достоевский обращает внимание на это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки и он не мог сжать пальцы. Или эта копеечка ему была не нужна.)

— Доля правды есть в ваших ответах, но самое главное здесь, я думаю, денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. И конечно же, все, что дается не от души, — не нужно, мертво, обманчиво, ложно.

— Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло? (Чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался «деревом до потолка», т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку. Он позабыл, что голоден, что раздет, что он — изгой.)

-Но «пальчики на ножках уже болят», а » на ручках стали совсем красные, не сгибаются, ими больно пошевелить».

— Какие глаголы употребляет автор для дальнейшего описания поведения героя? («Вспомнил, заплакал, побежал».)

— Он убегал, как мне кажется. Не от боли физической, а от боли душевной, боли, которая пронзает сердце и душу мальчика, когда он увидел совсем иную картину жизни.

— Попробуйте описать «запах бедности» и «запах сытости», используя фрагменты рассказа. («Запах бедности»: душный сырой подвал, белый пар изо рта, пьяный смрад, духота, неуютность.

«Запах сытости»: аромат ели, яблок, французских духов.)

— Эти «запахи» дают не только узнать, но и почувствовать атмосферу среды обитания мальчика. Обратимся к главному эпизоду рассказа «Мальчик у Христа на ёлке».

— Что удивляет героя, что ему кажется неправдоподобным? ( Мальчик услышал тихий голос. Он подумал, что его зовет мама. Но нет… Он не видит, кто его позвал, ощущает только, что кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте. И вдруг он увидел свет, увидел ёлку. Все вокруг него блестит и сверкает. Вокруг него кружатся, летают мальчики и девочки, он видит маму. Мальчик удивляется, что это; ему дети отвечают: «Это Христова ёлка». Он также узнает, что девочки и мальчики были такие же, как он, что у них такая же трудная жизнь, как у него. Но здесь они — ангелы, и сам Христос благословляет их и их матерей. Ему здесь хорошо…)

— Мы провели с вами, ребята, так называемый сюжетно-композиционный анализ. Он необходим для понимания авторского замысла рассказа.

-Как вы думаете, для чего, с какой целью, Федор Михайлович Достоевский написал этот рождественский рассказ для детей? (Чтобы показать, как несправедливо устроена наша жизнь — есть в ней бедные, нищие, а есть — богатые. Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь.)

— Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее.

УЧЕНИК:

Святая Пречистая Дева

Вместила Создателя в плоть,

Чтоб в каменном сумраке хлева

На землю явился Господь.

И небо к земле преклонилось,

Звезда озарила восток,

Чтоб Новым заветом свершилось

Открыть людям Вечный Чертог.

Так Троица в Истинном свете

Явила любовь естеству.

Великое таинство это

Возносит хвалу Рождеству. (А.Афанасьев)


— В начале урока я вам сказала, что у святочных рассказов хороший конец, а ведь мальчик умер. Финал рассказа никак не назовешь счастливым.

— А вы как считаете? Найдите ответ на мой вопрос в тексте. ( «Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, т.е. то, что происходило в подвале, за дровами, а там у Христа-то уже и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет».)

— Это Достоевский предлагает тебе, читателю, решить, счастливый ли здесь финал или нет, Если веришь в ёлку у Христа — то счастливый, если нет — другое дело. Веришь или нет — вот что главное.

— Милосердие…Что означает это понятие? К кому их героев рассказа можно отнести это качество? (Милосердие — это делать что-то хорошее другому человеку, помогать ему. И это с полным правом можно отнести к герою рассказа — Христу («тихому голосу»).

Запишем в тетрадь, что такое «милосердие».

Милосердие — готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадать — жалеть, сочувствовать.

7.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

— ПОДВЕДЕМ ИТОГИ УРОКА.

1.Рождественский рассказ — это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие; в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал — хороший.

2.Портрет, пейзаж, интерьер, описание среды обитания, художественные детали — система средств, соответствующая авторскому замыслу.

3.Вера, милосердие, сострадание — вечные, непреходящие человеческие ценности.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

— Если вас заинтересовал жанр рождественского рассказа, то советую прочитать следующие художественные произведения: Х.Андерсен «Девочка со спичками», Л.Андреев «Ангелочек», А.Куприн «Чудесный доктор».

— У вас на столах лежат новогодние игрушки. На каждом написано слово. Выберите те шары со словами, которые, как вы считаете, определяют характер человека, собирающегося на Рождественскую ёлку. (Дети «украшают» ёлку).

Рождество — светлый праздник, а по праздникам принято дарить подарки. Я вам сегодня подарю сладкие подарки. В каждом из них — частичка моего сердца. Я хочу, чтобы у вас в жизни все было хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны.

С праздником Рождества!!!


Свежие документы:  Сочинение на тему: "Два брата — два характера, две судьбы"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: