Конспект урока литературы «Зимовье зверей» 2 класс


Урок литературного чтения

во 2 классе

«Зимовье зверей»

учитель: Криворотова С.Н.


Тема урока: Русская народная сказка «Зимовье зверей».

Цель:

— уточнение знаний учащихся о сказке, ознакомление обучающихся с произведением устного народного творчества «Зимовье зверей».

Задачи:

— формировать навык осознанного чтения текста с целью понимания прочитанного.

— развивать мышление, творческое воображение;

— воспитывать умение слушать и уважать мнение товарищей, учиться высказывать свои мысли, обосновывать свою точку зрения;

— уметь рассуждать о прочитанном, понимать позицию автора;

— уметь излагать идеи, чувства, представления в нескольких словах.

— создать условия для формирования УУД:

Предметные:

— познакомить учащихся с произведениями о животных;

— формировать читательские умения;

— сравнивать сказки, различать сказки авторские и народные.

Метапредметные:


Регулятивные:

— целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка,

-контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно – образным, словесно – образным и словесно – логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.


Познавательные:

— поиск и выделение информации, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;

-использование общего приёма решения учебных задач .


Коммуникативные:

— оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношение.


Личностные :

— принимать образ «хорошего ученика»;

— осознавать значение учебной деятельности.


 Оборудование:

— учебник “Литературное чтение. 2 класс” (автор-составитель Л.А. Ефросинина) – М., “Вентана-Граф”, 2013.

— рабочая тетрадь (автор-составитель Л.А. Ефросинина) – М., “Вентана-Граф”, 2013.

— словарь Ожегова,
— жетоны для самооценки.



Ход урока

  1. Организационно-мотивационный этап


-Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок литературного чтения. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и садитесь за парты.

-Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке!

II. Актуализация знаний.


Прочитайте стихотворение.

Чтоб умным человеком стать-

Учись читать, учись читать.

И помни: каждый ученик
Не может жить без добрых книг.

— Для чего нужны уроки литературного чтения в школе?

— Чему мы учимся на уроках литературного чтения? (Учимся плавному, красивому чтению, работать с текстом, выражать свои мысли)
— Итак, в добрый путь!



  1. Подготовительные упражнения

Дыхательная гимнастика


  1. -А сейчас, ребята, мы с вами сделаем гимнастику, которая поможет нам подготовиться к работе.

На счет 1-2

Вдох носом, выдох ртом.

Вдох носом, выдох ртом.

Медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох.

  1. — Речевая разминка.

Игра «Передай другому» (работа с скороговорками)


Какой раздел начали изучать? (сказки)

 

3. Поиграем в игру «Отгадай загадку».

Каждый из вас оценит свою работу.


Отгадывание загадок:

От кого я убегаю?

Ты не знаешь? Я — не знаю!

У него большие лапы,

По деревьям может лазать!

Я подумала немножко…

Если мышка я, она -…

(кошка)


Кто там хрюкает в сарае?

Это я сейчас узнаю!

Хрю — хрю — хрю, да хрю — хрю — хрю,

Баю — баюшки — баю…

Так поёт она для деток.

Погляжу, конечно! Где ты?

Да ведь это?! — Знаю я —

Это мамочка -…

(свинья)


Охраняет верно дом,

Не живёт он только в нём.

А живёт он в конуре,

Возле дома, во дворе.

«Кто же Он?» — такой вопрос!

Да, конечно, это -…!

(собака)


Зубовато, серовато,

по полю рыщет,

телят, овец ищет.

(Волк)


Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.

(Баран)


Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку тык-тык!

(Заяц)


Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)



Он в мундире ярком, шпоры для красы.

Днем он – забияка, поутру – часы.

(петух)

Оцените свою работу.


я внес большой вклад в работу;


я внес вклад в работу;


у меня не получилось.


4. Беседа:

— О ком мы отгадывали загадки?

— На какие 2 группы можно разделить этих животных?

— Чем они отличаются?

— Ребята, а в каких произведениях вам встречались перечисленные животные?

(ответы детей)

 5. Сообщение темы и цели урока.

— О ком мы будем сегодня читать? (о животных)

-Сегодня на уроке нам предстоит поработать ещё над одним жанром.

— Как называется этот жанр вы узнаете из учебника.

-О каком жанре пойдет речь? (сказка)


-Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы с уверенностью сказать, что я всё знаю об этом жанре? (что такое сказка, её цель, для чего она нужна в жизни, отличия от других жанров)

Молодцы!


— Сегодня мы познакомимся с произведением «Зимовье зверей».

— Что такое «зимовье»? (мнения детей)

— Если мы не можем ответить на этот вопрос, к чему можем обратиться?

(к словарю)

— Найдите в словаре Ожегова объяснение слова «зимовье».


Зимовье – место, где зимуют люди (здесь животные).


Оцените свою работу.


я внес большой вклад в работу;


я внес вклад в работу;


у меня не получилось.


Чтение сказки «Зимовье зверей» хорошо читающими учениками.

 

Работа над содержанием сказки.

Моделирование обложки. (выполняют задание в рабочей тетради.)


— Какое произведение прочитали?

— К какому жанру относится произведение?

— Определите тему сказки.


— Посмотрите на экран, какая из предложенных моделей соответствует прочитанной сказке? Обоснуйте свой выбор.

— Понравилась ли вам сказка?

— Вы волновались? Когда? Почему?


ФИЗМИНУТКА.

Работа с устаревшими словами.

— Какие непонятные слова или выражения встретились в тексте?

— Объясните или посмотрите в словаре значение слов: армяк, кафтан, избу рубить, осаживать, подполье, ухват.


Оцените свою работу.


я внес большой вклад в работу;


я внес вклад в работу;


у меня не получилось.


Выборочное чтение сказки.

— Перечислите героев сказки.

— Почему домашние животные оказались в лесу?

-Зачем их старик хотел зарезать?

— Какие чувства вы переживали в начале сказки?

-Как жилось зверятам в лесу?

-А что случилось дальше?

— Кто первый захотел строить избушку?

-Что можете сказать о быке, какой он герой?

— А остальные звери?

-Как попали они к быку в дом?

-Осуждаете ли вы их?

-Можно ли их назвать настоящими друзьями в этот момент?

— А когда они ими стали?


— Подумайте, кто из героев сказки умный, трудолюбивый, добрый? Подтвердите словами текста.


— А что вы скажите о медведе и волке?

— Почему для них все закончилось плохо?

— Какой можно сделать вывод, чему учит сказка нас?


Итак, для чего народ придумал сказку, ваше мнение?


Оцените свою работу.


я внес большой вклад в работу;


я внес вклад в работу;


у меня не получилось.


Сравнение сказки «Зимовье зверей» и «Плутишка кот» К.Ушинского.

— Ребята, с каким прочитанным произведением схожа сказка «Зимовье зверей»?

— Чем? (жанр, тема)

— В чём различие? (народная и авторская).

Работа в группах.

1 группа

Какая из пословиц подходит к нашей сказке? Обоснуйте свой выбор.

Старый друг лучше новых двух.

Без друга на сердце вьюга.
Без беды друга не узнаешь.
Дружбу помни, а зло забывай!

Не мил и свет, когда друга нет.

Какову дружбу заведешь, такову и жизнь проведешь.
Легко друзей найти, но трудно сохранить.

2 группа

Приготовит отрывок на выразительное чтение.

3 группа

Работа с иллюстрациями.

— Найдите в тексте слова, которые соответствуют иллюстрациям.

— Выстроите иллюстрации в правильной последовательности.

— Какая иллюстрация лишняя, почему? (третья)


Оцените свою работу в группе.


я внес большой вклад в работу группы;


я внес вклад в работу группы;


у меня не получилось сотрудничество.


Рефлексия.

— Над каким жанром мы работали на уроке?

— Задайте друг другу вопрос по содержанию сказки. (Дети задают вопрос выбранному однокласснику).


Итог

-Скоро прозвенит звонок

Подведем скорей итог.


— Над чем нам помогла задуматься эта сказка?


Домашнее задание.

Пересказать сказку от первого лица.

Свежие документы:  Тест по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: