«А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый»
Цели:
Образовательные: познакомить с биографией и произведениями А. С. Пушкина, формировать умение выразительно читать, анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.
Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё
отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание,
артистические способности.
Воспитательные: воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии.
Ход урока
Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!
а) Развитие артикуляционного аппарата.
— Вращение языком (маятник)
— Вытягиваем губки за ниточку (трубочка), растягиваем (широкий рот), в разные стороны (улыбка)
б) Развитие дикции: работа со скороговоркой.
Карась, в лаз не лазь.
Застрял в лазе карась.
— прочитать
— тихо→ громко.
— медленно-быстро-быстрее
Предварительная беседа.
Величайший русский поэт А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Начальное образование, воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу читать и писать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту много замечательных сказок. Окончил Царскосельский Императорский лицей и был принят на государственную службу. Основное время посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок, которые до сих пор любят взрослые и дети».
— Всего сказок у А. С. Пушкина пять: ·«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке». Еще сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».
— Кто слышал эту сказку? О чем она?
(О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана — Людмилу.
О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об
их приключенuяx и счастливом конце.)
— Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней — в 1824.
Но прежде, чем начать читать, давайте сделаем небольшую гимнастику для глаз.
Закройте глаза. Отдых 10-15 сек. Откройте глаза. Повторить 2-3 раза.
Движение глазными яблоками:
— глаза вправо –вверх;
— глаза вправо — вниз;
— глаза влево – вверх;
— глаза влево – вниз.
Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 секунд.
2. Чтение статьи на с. 84 учебника.
— Какие сказки и стихи А. С. Пушкина вам читали дома?
— Какие вы прочитали самостоятельно?
— Как всегда называли Пушкина?
— А теперь давайте немного отдохнем и поиграем. На доске у меня есть изображения к самым известным сказкам Пушкина, я вам буду читать отрывки из сказок, а вы вспомните и попытаетесь мне ответить как называются эти сказки.
Чтение отрывков с. 85
Первая физминутка.
Руки у груди поставим.
Три рывка назад локтями.
Руки в замочек за спинкой сожми,
Вверх поднимай, сильно спинку согни.
И головой теперь покрути –
Лень и усталость скорей прогони.
— Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислушивайтесь,
делайте легкие пометки карандашом в тексте, если встретятся
непонятные слова.
Чтение стихотворенья учителем
— Скажите, можно ли по этому вступлению к знаменитой поэме Пушкина догадаться, что в ней будет много сказочного, волшебного?
Словарная работа.
— Что такое Лукоморье? Кто знает?
— Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута: то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря — Лукоморье. Получается залив (учитель рисует на доске).
Слова — «златая», «песнь», «брег», «чредой» — старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова.
(Золотая, песня, берег, чередой — по очереди.)
Неведомые дорожки — те, которые никто не знает, не ведает.
— Что означает слово «дол»? Как бы Противоположность лесу, но это и не горы.
Что же это? (Пространство без деревьев — долина.)
Как вы понимаете слова «видений полны»?
О заре — на заре.
— Почему воды названы ясными? (Прозрачные.)
Пленяет — берет в плен.
Тужит — грустит, тяжело ей, туго ей Приходится .
Чахнет — сохнет.
Прослушивание поэмы «Руслан и Людмила»
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгали как зайки.
Стоп. Немножко отдохнем.
И домой пешком пойдем.
Давайте немножко отдохнем!
Реснички опускаются….
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем….
Сном волшебным засыпаем….
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают….
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают …. Засыпают…
Шея не напряжена…
А расслаблена…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Пауза 2 минуты
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулаки сжимаем.
Их повыше поднимаем!
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и тихонько сесть!
Выразительное чтение детьми.
— чтение по цепочке.
— О каких сказочных чудесах рассказал кот учёный?
— Найдите в тексте строки, где упоминается о витязях морских и их дядьке.
— Произведение какого писателя читали?
— Как называется произведение?
Выучить наизусть отрывок до слов « И с ними дядька их морской….»