Конспект урока на тему «А.С.Пушкин — великий русский поэт. Чтение отрывков из произведений А. Пушкина. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»


Кошевая Оксана Николаевна, учитель начальных классов Донецкой ОШ № 97.

Тема А. С. Пушкин — великий русский поэт. Чтение отрывков из произведений А. Пушкина. А. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”.

Цель: познакомить учащихся с творчеством А. С. Пушкина; продолжить работу над развитием навыка беглого чтения; развивать речь, память, внимание, воображение, познавательный интерес учащихся, умение быстро находить нужное слово; формировать коммуникативные навыки работы в группах, в парах; воспитывать интерес к чтению, трудолюбие, чувство дружбы.

Ход урока

I.Организационный момент

На уроке наши глаза внимательно

Смотрят и все … (видят).

Уши внимательно слушают

И всё …(слышат).

Голова хорошо … (думает).

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

II. Работа над темой урока

1.Работа над загадкой.

Рыбка приплыла из сказки,

С золотистою окраской.

Можешь ей желанье молвить —

Вдруг попробует исполнить?

Что это за рыбка?

2. Сообщение темы урока.

Ребята, сегодня на уроке мы начнём знакомство с творчеством известного русского поэта А. С. Пушкина, прочитаем его “Сказку о золотой рыбке”.

3. Рассказ учителя.

Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Родился А.С.Пушкин в городе Москве. С раннего детства был окружен заботой вниманием своих родителей. Маленький Саша научился рано читать. Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими ему людьми. Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном валит снег, поёт в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. А поэт гусиным пером торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок Пушкин использовал при создании своих сказок.

Сейчас потолкуем о сказке такой:

Тут синее море, тут берег морской.

Старик выйдет к морю, он невод забросит

Кого — то поймает и что — то попросит.

О жадной старухе рассказ здесь пойдёт.

А жадность, ребята, к добру не ведёт

4. Подготовка речевого аппарата. Игра “Поезд”.

Рыбу ловит рыболов.

В реку весь ушел улов.

5. Работа над “Сказкой о рыбаке и рыбке”.

  • Словарная работа.

Печатный пряник — пряник с отпечатанными рисунками или буквами;

бояре — богатые, знатные люди, которые служили царю;

светёлка — небольшая светлая комната в верхней части дома;

простофиля — несмышленый, глуповатый человек;

чупрун — прядь волос, спадающая на лоб, чуб;

невод – большая рыболовная сеть;

пуще – сильнее;

землянка – выкопанное в земле жилище;

откуп – плата, которой откупаются, выкуп;

очи – глаза.

  • Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися.

6. Физкультминутка.

Рыбки плавали, ныряли

В чистой светленькой воде.

То сойдутся-разойдутся,

То зароются в песке.

7. Беседа по содержанию.

  • Где жил старик со старухой?

  • Чем занимались главные герои?

  • Как старик поймал золотую рыбку?

  • Сколько раз он закидывал невод?

  • О чем попросила старика рыбка?

  • Чему удивился и чего испугался старик?

  • Какое “ласковое слово” он молвил рыбке?

  • Каким вам представляется старик?

  • Чему учит нас эта сказка?

8. Работа в парах “Доскажи фразу”.

  • На пороге сидит его старуха,

А перед ней разбитое…

  • Он в другой раз закинул невод,-

Пришел невод с травой…

  • Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба…

  • Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое…

  • Вот пошел он к синему морю;

Видит,- море слегка…

  • Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий …

  • Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три…

9. Работа в группах. Игра “Путаница.”

  • Соедините стрелочками все желания старухи по порядку.

1 изба

2 стать царицей

3 стать столбовой дворянкой

4 стать владычицей морской

5 корыто

  • Соедините стрелочками как менялось море.

1 не спокойно синее море

2 почернело синее море

3 помутилося синее море

4 на море черная буря

5 море слегка разыгралось

  • Сопоставь литературного героя с его словами.


Золотая рыбка “Дурачина ты, простофиля”

Старуха “Смилуйся, государыня рыбка”

СтарикЧего тебе надобно

10. “Моё желание”.

Ребята, представьте, что вы сами поймали золотую рыбку, чтобы вы у неё попросили? Запишите своё желание.










III. Итог урока

Шелестят волшебные странички

Все быстрей нам хочется узнать

Вздрагивают детские ресницы

Верят в чудо детские глаза

Даже если мы уже не дети

В 20, 30 лет и в 45

Убегаем мы порою в детство

Убегаем к Пушкину опять.

Продолжите фразу

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса "We can do it"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: