Конспект урока на тему «Д.Н.Мамин — Сибиряк «Серая Шейка»


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 93

Барабинского района Новосибирской области


Таскаева Юлия Владимировна

учитель начальных классов

Iквалификационной категории


Тема: «Д.Н.Мамин — Сибиряк «Серая Шейка»


Цель: формирование умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста

Задачи:

обучающие — продолжить работу с текстом большого объема: ознакомить с содержанием II главы сказки Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»;

развивающая — развивать творческие способности, мышление, речь.

воспитывающая — способствовать развитию у учащихся чувства сострадания, сопереживания.

здоровьесберегающие — сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.


Оборудование: компьютер как средство обучения (использование мультимедиа на уроке); портрет Д.Н. Мамина – Сибиряка; карточки-подсказки: лексическое значение слов, «Словарь настроений»; учебник; карточки самооценки учащихся.

Тип урока: изучение новой темы.

Технологии



Ход урока.

Орг. момент (Звучит музыка «В мире много сказок»)

Эмоциональный настрой на урок.

Здравствуйте дети.

Со сказкой всегда интересно

Сказки все любят читать

Сегодня попробуем вместе

Смысл авторской сказки понять.


2. Поверка домашнего задания.

Посмотрите на иллюстрации. С каким из этих героев вы познакомились на предыдущем уроке литературного чтения. (Серая Шейка)

Посмотрите на фрагмент сказки «Серая Шейка» и предположите дальнейшее развитие событий (видеозапись)

Кто такая Серая Шейка?

Серая шейка была взрослой уткой или ребенком? У неё были родители? Одинаково ли родители относятся к своей дочери? Дайте характеристику этим героям, пользуясь опорными словами. (доска)

утка

селезень

Доброта

Эгоизм

Забота

Равнодушие

Любовь

Не способность к жертве

Храбрость


Не тревожит себя грустными мыслями

Посмотрите на их жизненные позиции. Одинаковы ли они? Объединитесь в группы. Составьте синквейн, который поможет нам раскрыть взгляд на жизнь селезня, утки. Подсказка на слайде. (слайд Правило написания синквейна.) Работаем 3 минуты. Зачитайте.

Ваше мнение мне ясно, а вот на чьей стороне автор? Докажите свою точку зрения текстом.

Обратимся к последнему абзацу первой части. Почему для Серой шейки, по мнению Селезня было бы лучше, если бы её съела лиса?

Как вы думаете, приходила ли такая мысль Серой Шейке? (слайд)

3.Работа по теме урока.

(Музыка, слайд со снегом) Представьте. Первый снег. Он засыпал ваши парты. Давайте подуем, чтобы убрать его. Теперь можем работать дальше.

Свежие документы:  Урок литературного чтения по теме «Устное народное творчество» Тема: «Матушка – Весна всем людям красна»

(Дыхательная гимнастика)

Прочитаем вторую часть цепочкой и узнаем, о чём думала Серая Шейка.


Словарная работа (слайды со словосочетаниями)

Какие слова нуждаются в пояснении консультанта?

Роковой день – неизбежный, в данном случае, драматический для Серой Шейки. Рок- понятие греческой мифологии – означает неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже боги.

А, что вы можете сказать о слове ключ?

Ключ2 – (многозначное слово) вытекающий из земли источник, родник

Ребята, вы можете объяснить, что обозначает слово поросль.

Поросль – молодые побеги растений.

Подберите синоним к слову курлыкали.

Курлыкали – о журавле: издавать характерные звуки, напоминающие «курлы-курлы».

Бывалые — опытные, много видавший и испытавший.

Партии- группы лиц объединяющихся с какой-нибудь целью.

Косяк – стая рыб, птиц.


Почему же сама Серая Шейка тоже пришла к мысли о том, что лучше было бы, если бы Лиса ее съела? Что ей пришлось пережить, чтобы прийти к такому страшному выводу?

Найдите отрывки, в которых показывается, как меняется настроение Серой Шейки.

Так почему же она пришла к такому страшному выводу?

(Её пугали одиночество и неизвестность, т.к. никто не мог объяснить, что такое зима)


Представьте, что мы с вами маленькие утята, которым предстоит долгий трудный перелет в теплые края. Подготовимся к нему.


Динамическая пауза.

На носочки встанем

Облачко достанем

На корточки присели

Травушку погладим

Руками- крыльями взмахнем

Как утята поклюём

В стайки соберемся

Друг другу улыбнемся

Мы сумели отдохнуть

И готовы в дальний путь.



Обратимся к описанию природы во второй части. Послушайте отрывок из произведения. (аудиозапись )

Какое настроение у вас вызывает это описание.

Что чувствует Серая Шейка с приближением зимы? Используйте карточку – подсказку (показываю) (работа в парах)


Чаще всего у нас повторяется, какое настроение? (грустное, тоскливое, печальное)

Сравните состояние природы и состояние Серой Шейки.

Обратимся к тексту.

«…и сама река казалась больше…» Каково сейчас Серой Шейке? (страшно, одиноко, жутко) Большая река и маленькая серая шейка одна. Посмотрите, какой контраст!


«…берега оголились…» – она одна. Куда прячутся утки в случае опасности? ( в камыши) Есть где спрятаться Серой Шейке? Получается, она беззащитна.


«…ветер обрывал листья и уносил их…» Листья улетают, и так же улетает кто? Улетают родные Серой Шейки. Значит, сейчас она осталась совсем одна.


«…мелкий осенний дождь…» Дождь плачет. А кто плачет вместе с ним? Серая Шейка плачет, её мама-утка.

Свежие документы:  Разработка урока "Образ памятника в стихотворении А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»"


— А теперь скажите, с какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы?

— Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму.

Автор сам подводит итог.

«Вообще, хорошего было мало…»

Автор хороший психолог? Да, потому что через описание природы показывает переживания главной героини.

На слайде: психолог – человек, который умеет анализировать переживания других людей.

КАРТОЧКА-ПОДСКАЗКА

Бодрость

Спокойствие

Возмущение

Тоска

Восторг

Тревога

Грусть

Любовь

Нежность

Счастье

Ожидание

Скорбь

Печаль

Страх

Радость

Волнение

Одиночество

Удивление

Восхищение

Сочувствие

Беспокойство



Как вы думаете, почему автор во второй части ни разу не упомянул селезня, но так много говорил о старой утке?

Перечитайте моменты, описывающие переживания матери и её действия по отношению к Серой Шейке.

Кого вам больше жалко: старую утку или Серую Шейку?


Итог урока.

Какой же основной итог этой части?

Серая Шейка осталась одна на реке, уточке страшно, она не знает, что её ждет зимой

(Дети вытягивают по одному листочку с буквами, складывают и получают слово СКАЗКА)

Сейчас она одна, но как любому сказочному герою ей предстоит выдержать испытания. На следующих уроках вы узнаете, через что пройдет Серая Шейка для того, чтобы обрести счастье.


Домашнее задание.

Обратите внимание. Для домашней работы я вам предлагаю несколько вариантов заданий. Предоставляю вам возможность выбора.

Ребята, к следующему уроку вам нужно подготовить пересказ описания природы на с. 32 близко к тексту.

Попробовать написать хокку по классической формуле. Тема – осень.

Найти интересные сведения о жизни уток.

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.



САМООЦЕНИВАНИЕ

А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными — желтый цвет, если вы были артистичными — зеленый.

Пожалуйста, покажите свой выбор.

Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.













скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: