муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №106
г. о. Самары
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР Директор школы №106
(подпись) (подпись)
« » 200 г « » 200 г
Программа
факультативного курса по литературе
«Духовно-нравственные ценности в русской и зарубежной литературе»
Автор:
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №106 г.о. Самара
Рутнер Татьяна Леонидовна
Самара, 2012
Введение
Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы системы образования. Само образование рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвития личности. В этих условиях появляется новый идеал образованного человека – человека, обладающего духовной культурой.
Развитие педагогических технологий оказывает заметное влияние на подход преподавателей к самому объекту и субъекту воздействия по-новому. С переходом современной школы на проектный метод меняется образовательная цель: важным становится обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности. Обучающийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия; результатом — активная, творческая деятельность обучающегося. Гуманитарное образование помогает человеку найти самого себя, создает его культурное поле, то есть берет на себя груз проблем мировоззренческого, общекультурного, духовного и интеллектуального развития личности. Не перестаёт быть актуальной проблема духовно-нравственного воспитания современного школьника. Школьный возраст – время, когда закладываются основы духовной личности. Со времён К. Ушинского школа является местом, где ребёнок не только учится читать, писать, считать и рассуждать, но и приобретает нравственно-этические устои. Воспитать ребёнка в соответствии с нормами нравственности, а также приобщить к добру его разум и душу – задача не из лёгких. Искажённые духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, эротики, алчности в средствах массовой информации, тяжёлые социальные условия, разрушение семейного уклада тяжёлым грузом ложатся на детские души. Повышенная нервность, возбудимость, эмоциональная неустойчивость, склонность к конфликтам, жестокость –типичные симптомы, встречающиеся у восьми из десяти детей. Следовательно, современная школа должна найти способы противостоять внедрению в души детей вирусов жестокости и эгоизма. Говоря словами о. Василия Зеньковского «Основная задача нашего времени – дать возможность всем детям пережить нормально своё детство».
Факультативный курс «Духовно-нравственные ценности русской и зарубежной литературы» зародился из потребности помочь учащимся не просто послушать о нравственности, а через переживание ситуации усвоить принципы добра, справедливости, душевной чистоты.
Пояснительная записка
Цель и задачи курса.
Воспитание подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре является сверхзадачей курса
Целью проведения факультативных занятий является воспитание высоконравственной, ответственной, творческой, инициативной личности, свободно ориентирующейся в современном мире, способной к принятию ответственных самостоятельных решений, высокогражданственной на основе общечеловеческих нравственных ценностей, а особенно ценностей отечественной православной культуры через рассмотрение произведений отечественных и зарубежных авторов с точки зрения нравственной проблематики произведений
Основные задачи:
раскрытие и углубление понятий о нравственной проблематике произведений, об общечеловеческих ценностях;
овладение приёмами анализа художественного произведения, ведущими к глубокому пониманию и осознанию нравственной проблематики ;
развитие эстетических суждений и вкусов в области нравственных ценностей;
привитие потребности в чтении качественной художественной литературы;
развитие духовно-нравственных потребностей школьников
Ожидаемый результат
В конце изучения программы курса школьники должны:
уметь выделять в произведении духовно-нравственную проблематику, рассматривать проблематику через систему образов, сюжет , пространственно-временную организацию произведения и т.п.;
ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей;
иметь представление о русской духовной литературе, её традиционных жанрах, приёмах передачи нравственной проблематики через текст;
определять композиционную и стилистическую структуру текста;
мотивировать идейным смыслом и художественной структурой произведения эмоциональное впечатление от него и картины, возникающие при чтении в воображении читателя;
от анализа одного аспекта (духовно-нравственной проблематики) текста подниматься до концепционного осмысления художественного произведения в целом.
Методы и приёмы обучения.
Занятия построены на основе технологии критического мышления и игровых технологий. Текст изучается совместно с учителем через прием чтения с остановками. Затем перед учащимися ставится проблемный вопрос, касаемый нравственной проблематики. Рассмотрение материала происходит как в традиционной форме в виде эвристической беседы, так и в нетрадиционной форме в виде игр, викторин, соревнований между группами, уроков-судов, дискуссий.
Факультативный курс по литературе «Духовныо — нравственные ценности русской и зарубежной литературы» 6 — 7 классы
6 класс
Тема урока | Дата | Примечание | |
| Введение. Нескучный разговор о нравственности |
|
|
Проблема добра и зла в авторской сказке | |||
| Непростой мир сказок В. Гауфа |
|
|
| Противостояние жестокости в сказке «Маленький Мук» |
|
|
| Проблема толерантности в сказке «Карлик Нос» |
|
|
| Проблема человеческого счастья в сказке «Холодное сердце» |
|
|
| Проблема милосердия и сострадания в сказке О. Уайлда «Мальчик- звезда» |
|
|
| Проблема милосердия и сострадания в сказке О. Уайлда «Мальчик- звезда» |
|
|
| Проблема ответственности за окружающий мир в сказке А.Сент-Экзюпери «Маленький принц» |
|
|
| Г.-Х . Андерсен – великий датский сказочник. Сказка о человеческом достоинстве «Тень» |
|
|
| Г.-Х . Андерсен – великий датский сказочник. Сказка о человеческом достоинстве «Тень» |
|
|
| Великий русский сказочник В. Жуковский. Непереводные самобытные сказки Жуковского – нравственный урок детям |
|
|
| Отвага и мужество в сказке В. Жуковского «Иван-царевич и серый волк» и в балладе «Кубок» |
|
|
| Саша Черный – сказочник-рыцарь |
|
|
| Тема сострадания в сказке «Отчего Моисей не улыбался, когда был маленький» |
|
|
| Конфликт приводит к беде (сказка «Мирная война» ) |
|
|
| Игра- обобщение по изученным сказкам |
|
|
Русская житийная литература | |||
| Житие как жанр духовной литературы |
|
|
| Нравственные принципы в «Сказании о Борисе и Глебе» |
|
|
| Трудовой подвиг монаха в «Житиии Феодосия Печерского» |
|
|
| Трудовой подвиг монаха в «Житиии Феодосия Печерского» |
|
|
| Путь праведника в «Житии Сергия Радонежского» |
|
|
| Путь праведника в «Житии Сергия Радонежского» |
|
|
| Образ идеальной женщины в «Повести об Ульянии Осорьиной» |
|
|
| Образ идеальной женщины в «Повести об Ульянии Осорьиной» |
|
|
| Юшка – святой человек, живший по законам праведника. Черты житийной литературы в рассказе А.Платонова «Юшка») |
|
|
| Юшка – святой человек, живший по законам праведника. Черты житийной литературы в рассказе А.Платонова «Юшка») |
|
|
| Урок-обобщение по традициям житийной литературы |
|
|
Праздничные рассказы | |||
| Рассказ к празднику со счастливым концом |
|
|
| Святочный рассказ «Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенса |
|
|
| Название как отражение идеи в рассказе Н.Лескова «Зверь» |
|
|
| Нравственная проблематика рассказа «Зверь» |
|
|
| Несчастливый ли конец у святочного рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» |
|
|
| Несчастливый ли конец у святочного рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» |
|
|
| Заключительный урок. Итоги года |
|
|
7 класс
Тема урока | Дата | Примечание | |
| Введение. Общечеловеческие ценности в литературе |
|
|
Праздничные непраздничные рассказы | |||
| Л. Андреев – автор рассказов с нравственной тематикой |
|
|
| Общечеловеческие ценности в рассказе Л. Андреева «Баргамот и Гараська»» |
|
|
| Мечта и реальность в рассказе «Ангелочек» |
|
|
| Печальный рассказ «Гостинец» о хрупкости бытия и человеческого счастья |
|
|
| Проблема веры и безверия в рассказе «Жизнь Василия Фивейского» |
|
|
| Проблема веры и безверия в рассказе «Жизнь Василия Фивейского» |
|
|
| Святочный рассказ-антиутопия «Не может быть» Н. Колосова |
|
|
| Рассказ И. А. Бунина «Чистый четверг» |
|
|
Духовная поэзия | |||
| Библия – источник вдохновения поэтов |
|
|
| Псалтирь — песни Давидовы |
|
|
| Переложение Псалмов М. Ломоносовым |
|
|
| Псалтирь и поэзия Г.Р. Державина |
|
|
| Псалтирь и поэзия Г.Р. Державина |
|
|
| Псалтирь и поэзия Г.Р. Державина |
|
|
| Духовная поэзия П.П. Ершова |
|
|
| Духовная поэзия П.П. Ершова |
|
|
| Тема нравственности и христианства в поэзии А.С. Пушкина |
|
|
| Тема нравственности и христианства в поэзии А.С. Пушкина |
|
|
| Поэтический мир И.Бродского – размышление о нравственности |
|
|
| Представление о Божественном в поэзии К.Кедрова |
|
|
| Представление о Божественном в поэзии К.Кедрова |
|
|
Нравственная проблематика в повести | |||
| И. Шмелев – возвращенный писатель |
|
|
| Образ русского художника в повести «Неупиваемая чаша» |
|
|
| Образ русского художника в повести «Неупиваемая чаша» |
|
|
| Ощущение радости в повести «Лето Господне» |
|
|
| Ощущение радости в повести «Лето Господне» |
|
|
| Нравственная проблематика в повести «Богомолье» |
|
|
| Нравственная проблематика в повести «Богомолье» |
|
|
| Проблема сострадания и бессердечия в повести В. Троепольского «Белый Бим – Черное ухо» |
|
|
| Проблема сострадания и бессердечия в повести В. Троепольского «Белый Бим – Черное ухо» |
|
|
| Противостояние подростковой жестокости в повести В. Железнова «Чучело» |
|
|
| Противостояние подростковой жестокости в повести В. Железнова «Чучело» |
|
|
| Заключительный урок. Итоги года |
|
|
Список литературы
Басовская Е.Н. Личность – общество – мироздания в русской словесности. Экспериментальный учебник — М.: Интерпракс, 1994 –432с.
Библия. Книги Священного Писания Ветхаго и Новаго Завета канонические. В русском переводе с параллельными местами.
Ботникова А.Б. У истоков жанра немецкой романтической сказки.// Поэтика литературы и фольклора. – Воронеж: Воронежский ГУ, 1980.- С.5 – 23.
Брангис Е. П.Сказки В. Гауфа//От Эзопа до Джани Родари. — М.:Просвещение, 1965.-С. 62-65.
Герцен А. И. Былое и думы. – М.: Художественная литература, 1988.
Гудзий Н. К. История древней русской литературы.- М.: Просвещение, 1966. – 356 с.
Державин Г.Р. Сочинения. – М.: Правда, 1985. – 576 с.
Древнерусская литература. – М.: Дрофа: Вече, 2003.—476 с.
История средних веков: Учебник./ Авт.- сост. Гуревич А.Я.,
Кирякова Л.В. «Мальчик у Христа на елке» Ф.М. Достоевского и «Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенса // Литература в школе. – 2003. –№ 5. – С. 37.
Копытцева Н.М. Святочный рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» // Литература в школе. – 2003. – № 5. – С. 35–36.
Кретова А. Дядя Скрудж и дядя Страх в «Рождественской песни в прозе» Ч. Диккенса и в святочном рассказе Лескова «Зверь» // Литература. – 2001. – № 1 (янв.). – С. 2–4.
Кретова А. Ночь под Рождество с Лесковым // Литература. – 1996. – № 2. – С. 8–9.
Лихачёв Д. С. Избранные работы: В 3 тома . Л.: Наука, 1987.
Морозов Н.Г. Традиции святоотеческой духовности в повести И.С. Шмелева «Лето Господне».
Осанова Н.Н. Урок внеклассного чтения по рассказу А.И. Куприна «Тапер» // Литература в школе. – 2001. – № 1. – С. 76–79.
Псалтирь в староотеческом изъяснении. / Сост. Житомирский женский монастырь святой Анастасии Римляныни – Житомир: НИ-КА, 2005. – 593 с.
Романов Б. Поэты, пророки, цари. Ветхий Завет в русской поэзии.// Лепта. – 1994 — №20 – С. 156—161.
Федотов Г. Святые Древней Руси. М.: Вече, 1998. – 435 с.
Харитонович Д.Э. — М.: Интерпракс, 1995 –352 с.
Чередниченко М.В. Духовная лирика XVIII века.// Открытый урок по литературе / Сост. Карпов И.П., Старыгина Н.Н. – М.: Московский лицей, 2001. – С. 145-155.