Конспект урока на тему: «Духовно-нравственные ценности в русской и зарубежной литературе»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №106

г. о. Самары

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР Директор школы №106

(подпись) (подпись)
« » 200 г « » 200 г





Программа

факультативного курса по литературе

«Духовно-нравственные ценности в русской и зарубежной литературе»


Автор:

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №106 г.о. Самара

Рутнер Татьяна Леонидовна








Самара, 2012

Введение

Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы системы образования. Само образование рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвития личности. В этих условиях появляется новый идеал образованного человека – человека, обладающего духовной культурой.

Развитие педагогических технологий оказывает заметное влияние на подход преподавателей к самому объекту и субъекту воздействия по-новому. С переходом современной школы на проектный метод меняется образовательная цель: важным становится обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности. Обучающийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия; результатом — активная, творческая деятельность обучающегося. Гуманитарное образование помогает человеку найти самого себя, создает его культурное поле, то есть берет на себя груз проблем мировоззренческого, общекультурного, духовного и интеллектуального развития личности. Не перестаёт быть актуальной проблема духовно-нравственного воспитания современного школьника. Школьный возраст – время, когда закладываются основы духовной личности. Со времён К. Ушинского школа является местом, где ребёнок не только учится читать, писать, считать и рассуждать, но и приобретает нравственно-этические устои. Воспитать ребёнка в соответствии с нормами нравственности, а также приобщить к добру его разум и душу – задача не из лёгких. Искажённые духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, эротики, алчности в средствах массовой информации, тяжёлые социальные условия, разрушение семейного уклада тяжёлым грузом ложатся на детские души. Повышенная нервность, возбудимость, эмоциональная неустойчивость, склонность к конфликтам, жестокость –типичные симптомы, встречающиеся у восьми из десяти детей. Следовательно, современная школа должна найти способы противостоять внедрению в души детей вирусов жестокости и эгоизма. Говоря словами о. Василия Зеньковского «Основная задача нашего времени – дать возможность всем детям пережить нормально своё детство».

Факультативный курс «Духовно-нравственные ценности русской и зарубежной литературы» зародился из потребности помочь учащимся не просто послушать о нравственности, а через переживание ситуации усвоить принципы добра, справедливости, душевной чистоты.



























Пояснительная записка

  1. Цель и задачи курса.

Воспитание подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре является сверхзадачей курса

Целью проведения факультативных занятий является воспитание высоконравственной, ответственной, творческой, инициативной личности, свободно ориентирующейся в современном мире, способной к принятию ответственных самостоятельных решений, высокогражданственной на основе общечеловеческих нравственных ценностей, а особенно ценностей отечественной православной культуры через рассмотрение произведений отечественных и зарубежных авторов с точки зрения нравственной проблематики произведений

Основные задачи:

  • раскрытие и углубление понятий о нравственной проблематике произведений, об общечеловеческих ценностях;

  • овладение приёмами анализа художественного произведения, ведущими к глубокому пониманию и осознанию нравственной проблематики ;

  • развитие эстетических суждений и вкусов в области нравственных ценностей;

  • привитие потребности в чтении качественной художественной литературы;

  • развитие духовно-нравственных потребностей школьников


  1. Ожидаемый результат

В конце изучения программы курса школьники должны:

  • уметь выделять в произведении духовно-нравственную проблематику, рассматривать проблематику через систему образов, сюжет , пространственно-временную организацию произведения и т.п.;

  • ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей;

  • иметь представление о русской духовной литературе, её традиционных жанрах, приёмах передачи нравственной проблематики через текст;

  • определять композиционную и стилистическую структуру текста;

  • мотивировать идейным смыслом и художественной структурой произведения эмоциональное впечатление от него и картины, возникающие при чтении в воображении читателя;

  • от анализа одного аспекта (духовно-нравственной проблематики) текста подниматься до концепционного осмысления художественного произведения в целом.


  1. Методы и приёмы обучения.

Занятия построены на основе технологии критического мышления и игровых технологий. Текст изучается совместно с учителем через прием чтения с остановками. Затем перед учащимися ставится проблемный вопрос, касаемый нравственной проблематики. Рассмотрение материала происходит как в традиционной форме в виде эвристической беседы, так и в нетрадиционной форме в виде игр, викторин, соревнований между группами, уроков-судов, дискуссий.






















Факультативный курс по литературе «Духовныо — нравственные ценности русской и зарубежной литературы» 6 — 7 классы


6 класс

№ урока

п/п

Тема урока

Дата

Примечание

Введение. Нескучный разговор о нравственности



Проблема добра и зла в авторской сказке

Непростой мир сказок В. Гауфа



Противостояние жестокости в сказке «Маленький Мук»



Проблема толерантности в сказке «Карлик Нос»



Проблема человеческого счастья в сказке «Холодное сердце»



Проблема милосердия и сострадания в сказке О. Уайлда «Мальчик- звезда»



Проблема милосердия и сострадания в сказке О. Уайлда «Мальчик- звезда»



Проблема ответственности за окружающий мир в сказке А.Сент-Экзюпери «Маленький принц»



Г.-Х . Андерсен – великий датский сказочник. Сказка о человеческом достоинстве «Тень»



Г.-Х . Андерсен – великий датский сказочник. Сказка о человеческом достоинстве «Тень»



Великий русский сказочник В. Жуковский. Непереводные самобытные сказки Жуковского – нравственный урок детям



Отвага и мужество в сказке В. Жуковского «Иван-царевич и серый волк» и в балладе «Кубок»



Саша Черный – сказочник-рыцарь



Тема сострадания в сказке «Отчего Моисей не улыбался, когда был маленький»



Конфликт приводит к беде (сказка «Мирная война» )



Игра- обобщение по изученным сказкам



Русская житийная литература

Житие как жанр духовной литературы



Нравственные принципы в «Сказании о Борисе и Глебе»



Трудовой подвиг монаха в «Житиии Феодосия Печерского»



Трудовой подвиг монаха в «Житиии Феодосия Печерского»



Путь праведника в «Житии Сергия Радонежского»



Путь праведника в «Житии Сергия Радонежского»



Образ идеальной женщины в «Повести об Ульянии Осорьиной»



Образ идеальной женщины в «Повести об Ульянии Осорьиной»



Юшка – святой человек, живший по законам праведника. Черты житийной литературы в рассказе А.Платонова «Юшка»)



Юшка – святой человек, живший по законам праведника. Черты житийной литературы в рассказе А.Платонова «Юшка»)



Урок-обобщение по традициям житийной литературы



Праздничные рассказы

Рассказ к празднику со счастливым концом



Святочный рассказ «Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенса



Название как отражение идеи в рассказе Н.Лескова «Зверь»



Нравственная проблематика рассказа «Зверь»



Несчастливый ли конец у святочного рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»



Несчастливый ли конец у святочного рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»



Заключительный урок. Итоги года



7 класс

№ урока

п/п

Тема урока

Дата

Примечание

Введение. Общечеловеческие ценности в литературе



Праздничные непраздничные рассказы

Л. Андреев – автор рассказов с нравственной тематикой



Общечеловеческие ценности в рассказе Л. Андреева «Баргамот и Гараська»»



Мечта и реальность в рассказе «Ангелочек»



Печальный рассказ «Гостинец» о хрупкости бытия и человеческого счастья



Проблема веры и безверия в рассказе «Жизнь Василия Фивейского»



Проблема веры и безверия в рассказе «Жизнь Василия Фивейского»



Святочный рассказ-антиутопия «Не может быть» Н. Колосова



Рассказ И. А. Бунина «Чистый четверг»



Духовная поэзия

Библия – источник вдохновения поэтов



Псалтирь — песни Давидовы



Переложение Псалмов М. Ломоносовым



Псалтирь и поэзия Г.Р. Державина



Псалтирь и поэзия Г.Р. Державина



Псалтирь и поэзия Г.Р. Державина



Духовная поэзия П.П. Ершова



Духовная поэзия П.П. Ершова



Тема нравственности и христианства в поэзии А.С. Пушкина



Тема нравственности и христианства в поэзии А.С. Пушкина



Поэтический мир И.Бродского – размышление о нравственности



Представление о Божественном в поэзии К.Кедрова



Представление о Божественном в поэзии К.Кедрова



Нравственная проблематика в повести

И. Шмелев – возвращенный писатель



Образ русского художника в повести «Неупиваемая чаша»



Образ русского художника в повести «Неупиваемая чаша»



Ощущение радости в повести «Лето Господне»



Ощущение радости в повести «Лето Господне»



Нравственная проблематика в повести «Богомолье»



Нравственная проблематика в повести «Богомолье»



Проблема сострадания и бессердечия в повести В. Троепольского «Белый Бим – Черное ухо»



Проблема сострадания и бессердечия в повести В. Троепольского «Белый Бим – Черное ухо»



Противостояние подростковой жестокости в повести В. Железнова «Чучело»



Противостояние подростковой жестокости в повести В. Железнова «Чучело»



Заключительный урок. Итоги года













Список литературы

  1. Басовская Е.Н. Личность – общество – мироздания в русской словесности. Экспериментальный учебник — М.: Интерпракс, 1994 –432с.

  2. Библия. Книги Священного Писания Ветхаго и Новаго Завета канонические. В русском переводе с параллельными местами.

  3. Ботникова А.Б. У истоков жанра немецкой романтической сказки.// Поэтика литературы и фольклора. – Воронеж: Воронежский ГУ, 1980.- С.5 – 23.

  4. Брангис Е. П.Сказки В. Гауфа//От Эзопа до Джани Родари. — М.:Просвещение, 1965.-С. 62-65.

  5. Герцен А. И. Былое и думы. – М.: Художественная литература, 1988.

  6. Гудзий Н. К. История древней русской литературы.- М.: Просвещение, 1966. – 356 с.

  7. Державин Г.Р. Сочинения. – М.: Правда, 1985. – 576 с.

  8. Древнерусская литература. – М.: Дрофа: Вече, 2003.—476 с.

  9. История средних веков: Учебник./ Авт.- сост. Гуревич А.Я.,

  10. Кирякова Л.В. «Мальчик у Христа на елке» Ф.М. Достоевского и «Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенса // Литература в школе. – 2003. –№ 5. – С. 37.

  11. Копытцева Н.М. Святочный рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» // Литература в школе. – 2003. – № 5. – С. 35–36.

  12. Кретова А. Дядя Скрудж и дядя Страх в «Рождественской песни в прозе» Ч. Диккенса и в святочном рассказе Лескова «Зверь» // Литература. – 2001. – № 1 (янв.). – С. 2–4.

  13. Кретова А. Ночь под Рождество с Лесковым // Литература. – 1996. – № 2. – С. 8–9.

  14. Лихачёв Д. С. Избранные работы: В 3 тома . Л.: Наука, 1987.

  15. Морозов Н.Г. Традиции святоотеческой духовности в повести И.С. Шмелева «Лето Господне».

  16. Осанова Н.Н. Урок внеклассного чтения по рассказу А.И. Куприна «Тапер» // Литература в школе. – 2001. – № 1. – С. 76–79.

  17. Псалтирь в староотеческом изъяснении. / Сост. Житомирский женский монастырь святой Анастасии Римляныни – Житомир: НИ-КА, 2005. – 593 с.

  18. Романов Б. Поэты, пророки, цари. Ветхий Завет в русской поэзии.// Лепта. – 1994 — №20 – С. 156—161.

  19. Федотов Г. Святые Древней Руси. М.: Вече, 1998. – 435 с.

  20. Харитонович Д.Э. — М.: Интерпракс, 1995 –352 с.

  21. Чередниченко М.В. Духовная лирика XVIII века.// Открытый урок по литературе / Сост. Карпов И.П., Старыгина Н.Н. – М.: Московский лицей, 2001. – С. 145-155.



Свежие документы:  Сочинение на тему: "Жизнь прожить - не поле перейти"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: