Конспект урока на тему «Е. И. Чарушин «Сорока». Повторение изученного»


Тема:  Е. И. Чарушин «Сорока». Повторение изученного.

Цель: познакомить детей с особенностями творчества Е.И.Чарушина – писателя и художника

Задачи: расширять кругозор учащихся; вырабатывать навыки работы с книгой; развивать память, внимание, мышление; прививать любовь к книге; воспитывать доброе отношение к животному миру

Ход урока.

1.Орг.момент.

Ежедневно по утрам заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз, а учитель учит нас.

2.Вводная беседа о писателе.

     Евгений Иванович Чарушин не только писатель, но и художник. Он делал иллюстрации не только к своим книгам, но и к книгам других авторов, писавших о животных.

     Отец Евгения Ивановича очень хорошо рисовал. Он и научил сына рисовать. Рисовал начинающий художник по его собственным словам «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях». Живой натуры для юного художника вполне хватало. Она была повсюду. Во-первых, сам родительский дом с огромным заросшим садом был густо населён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк — кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица — чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками. Чаще всего в своих рисунках Чарушин изображал животных. Художников, которые рисуют только животных называют «анималистами», от английского слова «энимал» — животное.Став писателем, он иллюстрировал все свои произведения.

Ребята, как вы думаете, каким должен быть человек, который описывает, изображает животных? (Добрым, внимательным…)

— Как вы понимаете слово “природолюб”?

На всю жизнь художник сохранил детское мироощущение и какой-то ребячий восторг перед красотой природы: “Я очень благодарен моим родным за мое детство. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству”.

3.Подготовка к восприятию художественного произведения.

Посмотрите на доску.

-Понравились вам рисунки?

-Как вы думаете о ком мы сегодня будем читать рассказ?

-Я буду читать рассказ, а вы должны внимательно слушать и запоминать.

4.Ознакомительное чтение учителем, анализ прочитанного

-О чем стрекочет сорока?

-Что её интересует?

-Какой у неё характер?

-Есть ли у неё друзья?

-Какой должен быть друг?

5. Повторение изученного.

-Разделите слово СОРОКА на слоги. Сколько? Почему?

Свежие документы:  Конспект урока музыки «РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

-Назовите слова-предметы. На какие вопросы отвечают?

-Назовите слова, которые отвечают на вопрос Что? Кто?

6.Обобщение и закрепление знаний.

  • Игра «Родители и дети»

Давайте  вспомним, как  зовут  звериных  детёнышей. Я  буду  называть  маму  или  папу, а  вы детёныша.


Кот- котёнок

Лис-лисёнок

Корова-телёнок

Медведь-медвежонок

Кабан-поросёнок

Олень-оленёнок

Белка-бельчонок

Лошадь-жеребёнок

Собака-щенок

Тигр-тигрёнок


  • Игра «Узнай мой дом»

О  природе  нужно  всё  знать, кто как  живёт, у  кого  какой  дом:

Лиса-нора

Медведь-берлога

Сорока-гнездо

Дятел-дупло

Бобр-хатка

Волк-логово

  • Назовите  маму, таким  образом  обучающую  своего  малыша?

«Ходит  не  слышно, ступает  мягко:  у  тебя  лапы  с  подушечками. Ты  зверь  лесной, должен  таиться, в  засадах  лежать,  добычу  добывать»

Жёлтые  глаза — ночью  видят

Чёрные  уши — далеко  слышат

Длинные  ноги — осторожно  ступают

а) медведь; б) волк;  в) рысь

Как  зовут  эту  родительницу?

«Копай  нору — подземный   дом-  глубокую-глубокую, хитрую-прехитрую, с  ходами  -выходами; один  выход  под  кустом; другой  —  под  корнём,  третий —  за  камнем, четвёртый  в  густой  траве  ,  пятый-  в  частом  ельничке.

Станут  собаки  тебя  догонять  —  ты  скорей  в  нору!»

а) кролик;  б) лисица;  в)барсук

Как  зовут  маму  этого  малыша?

«  Смотри  на  меня!  Скачи,  как  я!  Где  кусты  и  густая  трава,  там  выше  скачи  -ногами  не  зацепись! Где  ровное  место  над  землёй — ровно  беги, как  птица лети. У  тебя  шкура  рябенькая, тоже  в  пятнышках»

а) лось; б) олень;  в) заяц

  • Игра «Ладошки»

А  теперь  немного  отдохнём  и  похлопаем  в  ладоши. Игра  так  и  называется  «Ладошки», услышите  правильный  ответ, хлопайте  в  ладоши:

1. У  этих  животных  есть  рога:

Корова, бык, козёл, кошка, жираф, носорог, бегемот, баран, заяц, олень, лось, белка.

2.Эти  птицы  умеют  плавать:

Утка, лебедь, пингвин,  воробей, пеликан,  гусь,  дятел,  аист.  

7.Итог урока

— Что нового узнали на уроке?

— Для кого писал Чарушин?

— О ком писал?

— Чему учат книги Чарушина?



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: