Конспект урока на тему «Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится»


Тема урока.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…»

Цель:

знакомство учащихся со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…»

Задачи:

формировать у детей навык осознанного чтения;

формировать навык работы над поэтическим произведением

расширить знания об окружающем мире;

воспитывать чувства прекрасного на примерах произведений поэтов

КРЗ: развитие выразительности, памяти, выбора правильной интонации, используя игру-расчитку, обогащение словарного запаса.

УУД:

Уметь:

— находить в произведении красочные средства изображения;

-объяснять поступки героев, анализировать их

Уметь:

-видеть необычность произведения;

-объяснить, выразительно прочитать

Знать значение непонятных слов.

Уметь:

-находить образные средства;

-читать стихотворения выразительно

Уметь:

-объяснять непонятные слова в тексте;

-дать характеристику героям, оценить их поступки

Уметь подготовить словесную иллюстрацию фрагментов текста

Знать смысл редко употребляемых слов.

Уметь делать анализ сравнений в тексте

Уметь соотносить содержание произведения с языковыми средствами, с помощью которых оно выражено автором.

Ход урока

I Организационный момент.

— Поприветствуйте друг друга.

Прозвенел звонок весёлый…

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

II Речевая разминка. Подготовка к изучению нового материала.

— С чего начнём урок? (с речевой разминки)

— Для чего мы её проводим? (чтобы рассчитаться перед чтением, научиться выбирать нужную интонацию, тренируемся в выборе настроения)

— Но речевая разминка сегодня необычная – это загадка.

Слайд №1 Дети разгадывают загадку.

Весело шагает красавица.

Её рука всего касается.

Снежок тает на полях.

Нет метелей во дворах.

А ей все радуются. (Зима)

— Что это за жанр? (Стихотворение)

— Как вы догадались? (небольшой текст, запись в столбик, строчки рифмуются)

— Прочитайте это четверостишие:

* весело

* грустно

* со злостью

* вопросительно

* восклицательно

— А какое бы настроение выбрали вы для чтения этого стихотворения? (радостно)

— А как ещё можно найти отгадку?

Слайд №2

На экране появляется изображение с выделенными первыми буквами каждой строки.

— А может кто-то знает, как называется прием, при помощи которого вы отыскали отгадку в обеих загадках?

— Этот приём называется акротекст — видимые стихи. (слово вывешивается на доску)

(работают в листах самооценки)

— Как вы догадались, что речь идёт о весне?

Слайд №3

— Какие признаки весны вы ещё знаете?

— А какие народные пословицы или поговорки о весне вы знаете?

— Я хочу познакомить вас ещё с некоторыми народными приметами весны.

На доске вывешиваются народные приметы:

  • Март – водоток, протальник.

  • Март – утро года.

  • Апрель с водою – май с травою.

  • Май – листвень.

Обсуждение примет.


(работают в листах самооценки)



IV Сообщение темы и постановка задачи урока.

— Как вы думаете, почему мы начали урок с этой беседы. (выслушиваются ответы детей).

— Правильно сегодня мы начинаем новый раздел. Откройте с.146 учебника и прочитайте название раздела.

— О чём будем читать в данном разделе? (о весне). А почему это раздел авторы включили именно сейчас? (потому что на дворе весна)

— Многие знаменитые художники, композиторы, поэты и писатели посвятили этому прекрасному времени года свои произведения. Сегодня я хочу показать вам несколько картин известного русского художника А.К. Саврасова, на которых он изобразил весну.

Слайды № 4,5,6

Показ картин по слайдам. Обсуждение:

— Ребята, а какая весна изображена на этих картинах: ранняя или поздняя? По каким признакам вы догадались? (ответы детей).

Слайд № 7

— А теперь посмотрите небольшую выставку книг о весне. Прочитайте автора этих книг. Знакома вам эта фамилия? (ответы детей).

— А что писал Фёдор Иванович Тютчев? (стихи о природе)

— Как вы думаете. Почему я вам показала подборку книг именно этого автора? (Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением этого автора)

Слайд № 8

— Какую задачу ставим перед собой на этом уроке? (Вспомнить о творчестве Тютчева и познакомиться с его стихотворением «Зима недаром злится…»)

V. Работа над новым материалом.


— Сегодня на уроке вы понаблюдаете, как передаёт своё настроение известный русский поэт Ф.И. Тютчев в стихотворении «Зима недаром злится…», но сначала мы вспомним немного биографию автора.

Слайд № 9.

С сообщением выступает Копайгородская Ксения.
Сообщение об авторе.

Тютчев, Фёдор Иванович

(1803 — 1873 г. г.) Поэт

Биография

Родился 5 декабря 1803 года в Орловской губернии. Отец Тютчева, Иван Николаевич, был помещиком среднего достатка. Детство будущий поэт провёл в Орловской губернии, а затем в Москве и Подмосковье. С четырёх лет Тютчева воспитывает его дядя Н. Хлопов, бывший крепостной. Мать Тютчева — Екатерина Львовна Толстая оказала большое влияние на воспитание своего сына.
Тютчев получил прекрасное домашнее образование, с 12 лет занимался переводами и писал собственные стихотворения.
С 1819 года Фёдор Иванович поступает в Московский университет на словесное отделение, где изучает литературу, историю, искусства, археологию.



VI. Знакомство с текстом стихотворения (чтение стихотворения учителем)

Беседа по прочитанному:
— О чём это стихотворение? (О борьбе Зимы и Весны)


— Ребята, поэт показал два образа – два настроения. Какие это образы и какие настроения они передают нам? (Зима и Весна, злая и добрая)

— Какими вы представляете Зиму и Весну?

— Давайте нарисуем их словами.
Зима – злая ведьма, некрасивая, старая, в белом платье. Вокруг неё снег, метель.
Весна – красивая девушка, румяная, весёлая, в зелёном платье, за ней птицы летят.

Слайд № 10.

— Такими примерно вы их представляли?


— А как вы, думаете, на чьей стороне автор?
(Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить)

— А какое время года больше нравится вам? Почему? (выслушиваются ответы ребят).

— В своем стихотворении поэт использует прием контраста. (слово вывешивается на доске)

-Что такое контраст? (Контраст- это резкая противоположность).

Слайд № 11.

Что описывается в контрасте?

Зима и Весна.

На доске – таблички:  «Зима», «Весна».

Найдите в тексте слова характеризующие зиму.

Злится.

— Почему Зима злится?

Какое слово написано про весну в контрасте у поэта?

Хохочет.

На доске появляются два столбика из слов, доказывающих применение Тютчевым приема контраста:

Зима
злится
хлопочет
ворчит
ведьма
злая
взбесилась

Весна
хохочет
гонит
шумит
дитя
прекрасное
горя мало

— Доказали, что автор использует в своём стихотворении приём контраста? (да)

(работают в листах самооценки)

V II . Физкультминутка

Давайте немного отдохнем.

Электронная физминутка.

VIII Работа над выразительным чтением стихотворения и над содержанием.

— Какой художественный приём использовал автор при изображении Зимы и Весны? (олицетворение).

— Докажите словами из текста. (Весна: стучит, гонит, хохочет, умылась, стала румяней. Зима: злится, хлопочет, ворчит, взбесилась, пустила)

— Почему Тютчев называет Весну прекрасным дитём, а Зиму – злой ведьмой?

— Как вы думаете, в какой части стихотворения выражена главная мысль? (1 – пришла её пора).

Работа над каждой частью:
а) 1 часть:
— Почему Зима злиться?
— Как понимаете «недаром»?
— Как понимаете две последние строчки?
— Какие слова в этой части являются главными?


2 часть:
— О каких признаках весенней природы можете сказать словами автора?
(Всё засуетилось, жаворонки в небе…)
— Как понимаете «всё засуетилось»?
— Как надо читать вторую часть?
(Ускоренно)
— Какие слова здесь главные?


3 часть:
— Найдите слова, которые передают настроение Зимы и Весны?
(Хлопочет, ворчит, хохочет, шумит)
— Как шумит Весна? Что значит «пуще»?


4 часть:
— Найдите слова, которые доказывают, что Зима так просто не уйдёт?
(Взбесилась, пустила)
— Как вы представляете, что Зима взбесилась?
(Погода меняется: то солнце светит, то снег пойдёт и т.д.)


5 часть:
— Как Весна отреагировала на проказы Зимы?
(Она не переживает и не обращает внимания на неё)
— Что значит «наперекор»?
— Прочитайте, изображая голосом, что Весна не унывает.
— Ребята, каким тоном надо читать всё стихотворение?
(Бодрым, так как Весна всё равно побеждает)

Работа по слайду №12

— Выберите и отметьте верные варианты обозначения логического ударения при чтении.

— Попробуйте прочитать это стихотворение выразительно. Следите за голосом и дыханием.

Физминутка для глаз

(Чтение стихотворения детьми вслух)

(работают в листах самооценки)

— Ребята, вы очень старались и у вас получилось хорошо прочитать это стихотворение. А теперь давайте послушаем, как читают это стихотворение артисты. (слушание фонограммы)

Творческая работа- работа в парах.

-А сейчас я предлагаю вам составить стихотворение «Я».

-Оно пишется от лица героя, прочитанного произведения.

-Работать будем по вариантам.

1 ряд: пишет от имени Зимы.

2 ряд: пишет от имени Весны.

— Вы можете работать карандашом в учебнике. (работают в прах самостоятельно)

-Прочитайте получившиеся стихи.

(чтение детьми)

(работают в листах самооценки)

IХ. Подведение итогов, разбор домашнего задания

— А теперь подведём итог нашей работы.

— Ребята, справились мы с поставленной в начале урока задачей задачей?

— С какими понятиями сегодня мы работали? (Акротекст, контраст). Какие из них для вас сегодня оказались новыми? (акротекст)

— Кто сможет объяснить, что это такое? (объясняют)

— Оцените урок и свою работу на данном уроке.

Самооценка и самоанализ работы на уроке.

Объявление оценок отдельным учащимся.

— А понравилось вам само стихотворение?

Дома выучите это стихотворения наизусть и сделайте иллюстрацию к нему в тетрадях.


— Так же, я хочу предложить вам ещё одно задание творческого характера — стихотворение по метафоре. Попробуйте его выполнить. Но сначала давайте узнаем, что такое метафора. В словаре даётся объяснение: (слово вывешивается на доске)

Слайд № 13

Метафора — оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле, на основе какого — то сходства, сравнения.

Слайд № 14

Оно состоит из 6 характеристик и располагается в такой последовательности:



———цвет.

———вкус.

———запах.

———внешность.

———звук.

———качество переживаний.



На экране появляется пример:



Мама – это белокурые волосы,

Мама – это вкус любимой еды,

Мама – это запах свежего хлеба

Мама – это самая красивая женщина в мире

Мама – это нежный звук колыбельных песен,

Мама – это самый дорогой человек на земле!

— Я раздам вам карточки, одни из вас будут писать о весне, другие – о зиме. Попробуйте выполнить это задание. И если у вас получится, то мы с удовольствием послушаем вас на следующем уроке.

Карточка – задание для1 группы:

Напишите стихотворение по метафоре о зиме.

Зима ( цвет) — это

Зима (вкус) — это

Зима (запах) — это

Зима (внешность) — это

Зима (звук) —

Зима (качество переживаний) — это

Карточка – задание для 2 группы:

Весна ( цвет) — это

Весна (вкус) — это

Весна (запах) — это

Весна (внешность) — это

Весна (звук) —

Весна (качество переживаний) — это

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Деление текста на предложения"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: