Конспект урока на тему «И.З. Суриков Зима»


Тема: «И. З. Суриков Зима»

Цели  урока: 1. Знакомить  с  творчеством  и биографией Сурикова;

                          формировать навыки  чтения,  следить  за  культурой  речи

                          учащихся;  учить  работать  с  текстом.

                       2. Развивать  фонематический  слух,  память,  внимание;

                          наблюдательность,  умение  замечать  прекрасное  рядом  с 

                           собой.

                       3. Воспитывать  любовь  к  природе,  умение  выслушивать

                           своего  товарища.

Оборудование:  мультимедиа,  портрет  Сурикова,  распечатки – карточки.

Ход урока 

1. Орг. момент. 
Прозвенел звонок? (Да.) 
Уже кончился урок? (Нет.) 
Только начался урок? (Да.) 
Хотите учиться? (Да.) 
Значит можно всем садиться. 
Урок литературного чтения 
Я всем желаю хорошего настроения

2. Речевая разминка. 

  • Скороговорка: «У маленькой Сани, санки едут сами»

а) медленное чтение с логическим ударением на 1 слово; 
б) с логическим ударением на 2 слово; 
в) с логическим ударением на 3 слово;  и т д.

* Чтения предложения с разными оттенками. ( Наступила холодная снежная зима . ? !).

1 часть.1. Как поэт описывает снег? Какой он?2. Как снег движется в воздухе? 3. Каким мы видим поле? С чем сравнивается снег на поле? 4. В каком состоянии зимний лес?5. Какими словами Суриков описал наступление зимы?2 часть.1. Как ребятишки встречают зиму? 3. А как крестьянин готовился к наступлению зимы?





3. Сообщение темы, цели урока.

Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе,





3












2.






1.


Р


К

О

4.




















1. Выгляну в оконце

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит.

3. Деревянные дощечки

Мчат меня по полю к речке,

По сугробам — выше, ниже —

Что скользит по снегу? (Лыжи)



4. Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,

Да не птица.

2. Белый дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму —
Никто не поднимает.
Весна придёт —
Он сам уйдёт.


— Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством русского поэта Ивана Захаровича Сурикова. (Портрет.) 

Дети выходят к доске и читают биографию Сурикова.

Учитель показывает слайд-шоу.


Поэт очень любил родную природу, землю и воспел её в стихах. Сегодня мы прочитаем одно его стихотворений, которое называется «Зима». Румяная, полная ярких, искрящихся красок русская зима вдохновляла на творчество не только поэтов, но и художников и композиторов. Пётр Ильич Чайковский посвятил зиме три музыкальные композиции, которые включил в цикл « Времена года». Давайте послушаем его произведения «Декабрь. Святки». (Звучит музыка)

— Какие впечатления вызвала у вас музыка?

— Какое настроение попытался передать композитор?

— Если бы вы были художниками, какие краски использовали бы, изображая эту зимнюю весёлую картину?

Рассматривание репродукций картин.

В. Д. Поленов « Зима». Это пейзаж. Яркость цвета, мягкость света, ощущение воздуха, окутывающего дали. Кругом тишина и покой.

Итак, ребята, композитор с помощью семи нот, переплетённых в гармонию звуков, рисует зимний пейзаж. Художник с помощью палитры красок передаёт зимнее настроение.

А вот поэт создаёт свой яркий узор, используя обычные слова, но окрашивая их при этом в эмоциональные, выразительные тона, поэтому мы восторгаемся музыкой стиха.


4. Знакомство со стихотворением И. Сурикова « Зима».

Сегодня на уроке мы должны научиться выразительно читать лирическое стихотворение, находить красивые слова, узнать для чего автор употребил их в тексте, попытаемся подобрать к словам яркие и образные представления, определения.. В дальнейшем эти умения потребуются для того, чтобы красиво и правильно говорить.

а) Первичный синтез: Чтение учителем на фоне музыки.

— Ребята, вы попытайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

— Какое настроение поэта вы почувствовали?

-Какие чувства возникали в вашем сердце?

— Что представили?


— Прочитайте стихотворение самостоятельно. Читайте внимательно, старайтесь точнее представить себе картины, изображенные в тексте. И отмечайте непонятные слова в тексте.


б) работа над непонятными словами:

После самостоятельного чтения проводится анализ описания и чтение вслух.

Одело точно пеленою – точно белым туманом.

Санишки – старые сани.

Покоен – находится в состоянии покоя.

.Пелена-сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон.
.
Стужа — сильный холод, мороз.
.Изба — деревянный крестьянский дом.
Крестьянин —  сельский житель, основным занятием которого является обработка земли.

Физминутка

в) анализ:


Учитель задает вопросы, дети отвечают:


— О чем говорится в стихотворении?

— Каким словом можно заменить слово «пеленою»?

— Как вы понимаете выражение «лес заснул»?

— Прочтите строки, показывающие, как шел снег.


В стихотворении присутствуют такие образные элементы, которые нельзя изобразить на рисунке, как тишина, запах свежего снега.


— Почему снег можно сравнить с белым пухом? (он мягкий, белый, легкий)

— У кого мы видели белый пух? (у зайчика, у кролика, у козленка)

— Как изменился лес?


— Прочтите строчки, показывающие, как наутро изменилось поле, строчки о солнце, зимних днях.


Учащиеся еще раз обращаются к тексту стихотворения, воссоздают в воображении картинку наступившей зимы.


— Найдите понравившиеся вам строчки. Почему они вам понравились?


У: Как вы думаете, зима это центральный образ или второстепенный? На сколько логических частей можно поделить это стихотворение? На каком основании?

уч: Зима – центральный образ. Всё стихотворение можно разделить на две части. В первой части раскрываются отношения зимы и природы, а во второй зимы и человека. Для природы зима время года, к которому она готовится. Человек тоже ждёт зиму, утепляет жилище, укрывая его снаружи, чтобы спастись от злого и сердитого мороза.


II. Работа по картинке.

— Рассмотрите имеющуюся в книге картинку к тексту.

— Расскажите, что мы видим на картинке.

— Выделите из текста слова, относящиеся к этой картинке.

IV. Работа с деформированным текстом. В группе:

На доске написаны 3 предложения.

— Расставьте их по порядку. Подумайте и скажите, с какого предложения вы начнете рассказ, каким закончите.

«По снегу прыгают воробышки», «Загляни зимним утром во двор», «Они прыгают, крошки подбирают». Дети записывают рассказ.


7. Выразительное чтение стихотворения детьми в паре. Оценивание друг друга.


8. Работа в группе: 2 части – смысловые; каждая группа работает – ставит логическое ударение в своей части.

Проверка.


9. Прослушивание композиции П. Чайковского «Времена года. Зима». И в это время дети изображают зиму на альбомных листах под музыку.


VI. Кроссворд «Снежные» слова.

— Заполни кроссворд и раскрась картинку.

Придумай как можно больше «снежных» слов.

VII. Подведение итогов урока.

— С каким стихотворением И. Сурикова мы сегодня познакомились?

— О чем говорится в стихотворении?

Рефлексия (смайлики)






Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "пути, которые выбирает человек" (по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель») 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: