Конспект урока на тему «К. Ушинский «Спор деревьев»


.

ТЕМА УРОКА : К. Ушинский «Спор деревьев»

ЦЕЛЬ УРОКА: — формировать понятие « рассказ» , «сказка»; сравнивать рассказ со сказкой; совершенствовать навык чтения ; развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному; развивать воображение , логическое мышление ,речь, расширять кругозор ; воспитывать интерес к литературному творчеству и чтению ;

учить детей анализировать произведения .

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет К.Д Ушинского,(под ним цитата: «Любовь к родной природе-один из вернейших признаков любви к родной стране», презентация к произведению К.Д.Ушинского «Спор деревьев».

ХОД УРОКА:

I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Речевая разминка.

Есть на свете старичок.

Старичок — Лесовичок.

Носит он из пёстрых листьев

Разноцветный колпачок.

Каждый день , и в дождь ,и в зной

Сторожит он мир лесной .

Лесовичок — гость нашего урока. Он приготовил для вас загадку.

Нам в дождь и в зной

Поможет друг ,

Зелёный и хороший .

Протянет он десятки рук

И тысячи ладошек.



II. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА.

— О чём мы сегодня будем беседовать на уроке ?

-Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением К.Д.Ушинского «Спор деревьев».

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

  1. Знакомство с биографией К.Д.Ушинского.

Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1824 г. В Туле в небогатой дворянской семье. Отец его, Дмитрий Григорьевич Ушинский был образованным человеком. Обучением и воспитанием мальчика занималась мать — Любовь Степановна. Любовь Степановна умела бережно относиться к природной любознательности ребенка, поддерживать и развивать его пытливую мысль. Любовь к родной природе, ставшая затем частью более глубокого и осознанного чувства – любви к родине – одно из самых характерных устремлений Ушинского.

  1. «Экскурсия» на лесную полянку.

— Ребята, я приглашаю вас на лесную полянку. Закройте глаза, представьте себе, что вы попали в заколдованный лес, в котором стоят деревья разных пород. По правую руку от вас берёза, по левую – дуб, впереди ель, а за ним – ива, сосна и ещё много – много других деревьев.

Представили?

Теперь откройте глаза и послушайте, о чем они могли говорить:

3.Подготовительная работа перед чтением текста.

(стр. 66)

* Читай целыми словами

Спор – спорили – заспорили

Смотр –смотрит – смотрится

Хвала – хвалят – похвалят – похваляться

*Читай слова слитно

Вы- рез –ны –е ——-вырезные

Вер – хуш – ка ——верхушка

По – го – ди – те ——-погодите

Го – ле – нё – шень – ки ———голенёшеньки

*Читай внимательно

Выпиты – вылиты

Хватает – хвастает

  1. Чтение текста учителем

( стр. 60 -67)

— Как вы думаете , это сказка или рассказ ? Почему ?

4. Чтение текста учащимися

— О чём говорится в этом произведении ?

5. Выразительное выборочное чтение сказки.

— Подумайте , какой «характер» у дуба?

— Чем хвастается дуб ?

— Каким тоном будем читать слова дуба ?

— Прочитайте слова дуба , передавая при чтении его «характер».

— Чем отличается яблоня от дуба ?

— Как она относилась к рассказу дуба ?

— Прочитайте слова яблони , передавая при чтении её «презрение» к дубу.

— Что вы можете сказать о «характере» сосны ? Как она выражает своё отношение к дубу и яблоне ?

— Прочитайте слова сосны.

6.Чтение сказки по ролям . Работа над содержанием.

-Как называется разговор, который проходил между деревьями?

Спорсловесное состязание, обсуждение чего-нибудь в котором каждый отстаивает свое мнение.

-Что можете сказать о трёх деревьях?

К какому жанру относится эта сказка ??

— Кого можно подразумевать под дубом, сосной, яблоней?

7.Описание деревьев.

Яблоня

Осень! Cладкий запах яблок,
Небывалый урожай,
Много их под сенью яблонь
,
Наклоняйся , собирай.
Детки яблони довольны,
Низко ветки свесились,
Деткам яблони не больно,
Близко падать, весело.
И рассыпались ковром,
Не пройти по саду,
Яблоня своим добром
Поделиться рада.



Сосна


Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.


Дуб


Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится .

Кто сказал , что дубу

Страшно простудиться ?

Ведь до поздней осени

Он стоит зелёный.

Значит , дуб выносливый ,

Значит , закалённый.

8.Работа с пословицами

Не хвали сам себя, жди . когда люди тебя похвалят.

Каковы дела , такова и польза

Не ищи красоты , а ищи пользы.

Как вы понимаете смысл этих пословиц ?

IV. ИТОГ УРОКА . РЕФЛЕКСИЯ.

V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Стр. 66 – 68, читать , нарисовать рисунок дерева.

































Свежие документы:  Конспект урока литературы для 11 класса «Душа, не знающая меры»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: