Конспект урока на тему «КОЛОБОК»


Алексеева Ирина Сергеевна

воспитатель

Пшенникова Ольга Валерьевна

педагог-психолог

Тихонова Ольга Александровна

учитель-логопед

ГБДОУ детский сад №34 компенсирующего вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект интегрированного занятия “Колобок”

для детей средней группы с тяжёлыми нарушениями речи


Аннотация: В данном конспекте представлена интегрированная непосредственно образовательная деятельность учителя-логопеда совместно с воспитателем и педагогом-психологом с детьми среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Данное направление выбрано в связи с тем, что дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, неустойчивость и истощаемость психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), недостаточно развитая мелкая и общая моторика. Поэтому коррекционная работа предполагает не только исправление речевых расстройств, но и в развитии детей в целом. Соответственно возникла необходимость проведения комплексной коррекционной работы с данными детьми с использованием здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, упражнение в развитии высших психических функций и мелкой моторики, снятие психоэмоционального напряжения).

Тематическое занятие с элементами театрализованной деятельности направлено на развитие у детей связной речи, эмоциональной отзывчивости, бережного отношения к природе, развитие творческих способностей, воображения через использование элементов песочной терапии.

Ключевые слова: дикие животные, лес, сказка, отзывчивость. Цель: Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов и их детенышей с использованием театрализованной деятельности и элементов песочной терапии.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие».

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Систематизация знаний детей о диких животных наших лесов и их детенышей;

  2. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных от существительных, обозначающих животных; формировать умение согласовывать слова в родительном, творительном, предложном падеже; согласование существительных с прилагательными, с числительными в роде, числе, падеже).

  3. Закрепление количественного и порядкового счета в пределах 5.

  4. Развитие умения соотносить одинаковые предметы по высоте.

  5. Развитие умения упорядочивать предметы по величине (самый высокий, пониже, еще ниже, самый низкий).

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развитие связной речи.

  2. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений, координации движений.

  3. Развитие творческих способностей, воображения.

  4. Упражнение в согласовании речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Закрепление правил безопасности (не убегать от родителей, быть осторожным с незнакомыми людьми).

  2. Воспитание бережного отношения к природе.

  3. Развитие эмоциональности, выразительности.

Методы и приемы:

— беседа

— игровой метод, сюрпризный момент, совместная деятельность с детьми

— элементы песочной терапии

— наблюдение

— театрализация

Оборудование:

— маленький мячик «Колобок»;

— настольный плоскостной театр из дерева (заяц, волк, медведь, лиса, бабка, дед);

— световой стол или песочница с сухим песком;

— ёмкости с «живым» песком или «жвачкой» для рук;

— загадки о диких животных;

— мячи — «колобки» (по количеству детей);

— предметные картинки с изображением животных и их жилища;

— игрушки: растения, кусты, деревья.

Предварительная работа:

-чтение сказки “Колобок”.

рассматривание иллюстраций, с изображением диких животных и их детенышей.

-беседы на темы: «Животные нашего леса», «Как животные помогают людям? »

-составление альбома из рисунков детей «Дикие животные».

Планируемые результаты:

  1. Совершенствование навыка работать со сверстниками, отвечать на вопросы и давать развернутые ответы.

  2. Совершенствование грамматического строя речи.

  3. Развитие диалогической формы речи.

  4. Самостоятельное пересказывание сказки.

  5. Выполнение взаимосвязанных ролевых действий, понимание и называние своей роли.

  6. Совершенствование выразительности речи.

  7. Свободное владение количественным и порядковым счётом в пределах 5.

  8. Совершенствование умения соотносить предметы по величине.

Виды детской деятельности:

— Художественно-эстетическое развитие (лепка).

— Восприятие художественной литературы.

— Игры — экспериментирование с песком.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Ребята, посмотрите, перед вами сундучок (с фасолью), в котором что то спрятано. Что это? (дети находят деревянные фигуры лисы, зайцев, медведя, волка).

II. Развитие мышления (отгадывание загадок).

Логопед:

Угадайте кто это?

Это что за зверь лесной –

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы? (Заяц.)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк.)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь.)

Рыжая и хитрая … (Лиса).

III. Игра «У кого кто?»

Логопед: У каждого животного есть семья. Как называются детеныши зайца (медведя, волка, лисы).

IV. Игра «У кого какое жилище?» (упражнение в употреблении существительных в предложном падеже единственного числа (с помощью картинок).

Логопед: Где живут дикие животные? Как называются домики этих животных? Ребята, все эти животные живут в лесу. А какие там есть растения? (дети получают фигурки ёлок, лиственных деревьев, кустов, которые предлагается расставить в песочнице).

Педагог-психолог: Вот мы с вами и посадили лес. Давайте в нём поселим ваших животных. Зайчика под кустик, волка за низкую ёлку, медведя около дерева, лису за высокую ёлку.

https://pp.vk.me/c622817/v622817362/d7dc/IQr9PrMt32A.jpg https://pp.vk.me/c622817/v622817362/d7e6/zD-YbCUc_Cc.jpg

V. Физкультминутка «Дикие животные».

Логопед: Наши дикие животные любят погулять со своими детенышами. Давайте и мы погуляем и вспомним, какие еще дикие животные живут в лесу.
Как-то раз лесной тропой Дети идут по кругу
Звери, шли на водопой. Дети идут по кругу
За мамой – лосихой топал лосёнок, Идут, громко топая
За мамой – лисицей крался лисёнок, Крадутся на носочках
За мамой – ежихой катился ежонок, Передвигаются вприсядку
За мамой – медведицей шёл медвежонок, Идут вперевалку
За мамою – белкой скакали бельчата, Скачут вприсядку
За мамой – зайчихой косые зайчата, Скачут на прямых ногах
Волчица вела за собою волчат Крадутся
Все мамы и дети напиться хотят. Лицо вкруг, лакательные

движения языком

VI. Проигрывание сказки «Колобок».

Педагог-психолог: Ребята, а давайте мы с вами расскажем сказку. (Дети снова подходят к песочнице, где с краю уже стоит избушка). Как вы думаете, какую сказку можно рассказать с этими героями? Дети берут на себя роли тех животных, которых они спрятали в «лесу», а один получает роль Колобка.

Педагог-психолог: Жили-были дед и баба. И говорит как-то дед: «Испеки-ка ты мне, бабка, колобок»

«Из чего же я тебе его испеку?» — спрашивает бабка.

Логопед: Ребята, из чего испечён колобок? А вы умеете тесто месить? Ну-ка пойдём, попробуем.

Дети садятся на ковёр, им даются мисочки с «живым» песком. Они разминают его, перетирают, мнут, катают колобок, кладут на тарелочку. Отмечают свои ощущения (песок холодный, мягкий или твёрдый и т.д.). Отряхивают руки, подходят к песочнице.

Педагог-психолог: Поставила бабка колобок в печь и испекла. Какой он стал? (румяный, зажаренный, горячий). И положила студиться на окно (кладётся маленький мячик). А Колобок полежал-полежал и … (дети дуют на «Колобка» так, чтобы он скатился из окна в «лес») покатился в лес. Ребёнок катит Колобка по песку, перебирая пальчиками. Световой стол включается в режим зелёного цвета.

Во время рассказывания сказки, дети рисуют на песке дорожку, по которой и катится Колобок к зайчику, волку, медведю, лисе. Дети говорят за своих героев, пытаются передать его характерные черты (движениями рук, изменением голоса, выразительностью). Дети сами строят диалог:

— Колобок, колобок я тебя съем!

— Не ешь меня, я тебе песенку спою!

Песенку Колобка поют все вместе.

https://pp.vk.me/c622817/v622817362/d796/tCuTYD_Uluw.jpg

Можно импровизировать: «катился Колобок, и вдруг пошёл дождик». Дети берут песок щепоткой и посыпают деревья, кусты, животных. Можно включить синий цвет. «Когда дождик закончился, выглянуло солнце». Дети рисуют на песке солнышки, и цвет переключается на жёлтый. Когда Колобок встречает лису свет можно переключить на красный: цвет опасности, тревоги.

После встречи с лисой можно задать следующие вопросы:

— Почему поверил Колобок лисе?

— Каким она говорила голосом?

— Как она его хвалила?

— А почему Колобок убежал из дома?

— Можно так поступать? Почему нельзя убегать от родителей?

— Что будут чувствовать мама и папа?

Давайте, не будем и мы огорчаться и ещё поиграем.

Колобок похож на мячик?

Держите, вот вам по маленькому «колобку» – мячику.

VII. Самомассаж кистей рук.

Логопед: Дети берут мячи и выполняют движения со словами:

Я мячом круги катаю (движения соответствуют тексту)

Взад – вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку

Будто я сметаю крошку

И сожму его немножко

Как сжимает лапу кошка

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну

А теперь последний трюк –

Мяч летает между рук.

VIII. Игра «Посчитай. Сравни». Познавательное развитие (ФЭМП-формирование элементарных математических представлений).

Воспитатель: Ребята сегодня к нам в гости приходили разные животные. Где они живут?

Воспитатель: А давайте с вами посмотрим, какие по высоте деревья и кустарники растут в нашем лесу (высокие — низкие, елки, березы и т.д.) сколько елок растет в нашем лесу (кустов, других деревьев)?

Воспитатель: А какое дерево самое высокое, а какое низкое. Сколько высоких деревьев, сколько низких? Кого первым из сказки встретил колобок? (вторым, третьим и т.д.) (числительные).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, лесу нужна наша помощь? А как мы можем помочь лесу? (не ломать ветки и кусты, не мусорить, уходя тушить костры и т.д.)

Спасибо, вам ребята за участие в сказке!

Список литературы:

  1. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 448 с.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 года № 1155.

  3. Грабенко Т.М., Зинкевич — Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2010. — 69 с.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: