Конспект урока на тему «Л.Н.Толстой»


Комитет администрации Зонального района по образованию

МОУ «ЗОНАЛЬНАЯ СРЕДЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


Л.Н.Толстой

Игнатьева Елена Константиновна,

учитель русского языка и литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

ЗОНАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Зонального района Алтайского края



с. Зональное

2014г.

Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодо­го человека, не различающего, где добро, а где зло, где красота, а где уродство, и жи­вущего, по сути, в плену ложных ценно­стей («Не плоть, а дух растлился в наши дни». Ф.Тютчев), — сегодня как никогда важно обратиться к ценностному потен­циалу классической литературы и с помо­щью великих художников — гуманистов-мыслителей дать ценностные ориентиры новому поколению читателей.

Эта высокая педагогическая цель сов­падает с основной функцией литературы силой художественного слова очищать и облагораживать человека, формировать его ценностное сознание.

Вообще русская классическая литера­тура потому и великая, что она в полной мере удовлетворяет человеческую потреб­ность в идеале. «Всякая ценность или сполна идеальна, или, по крайней мере, заключает в себе идеальный аспект». Чи­тая одного только Толстого, «можно пре­восходным образом воспитать в себе чело­века».

В любом художественном произведе­нии цели жизни героев, стремления, реше­ния, поступки определяются их личной иерархией ценностей, а симпатии и анти­патии автора обусловлены соответствием или несоответствием ценностей героя ав­торским представлениям об истинных и ложных ценностях. «Война и мир», «Анна Каренина» — это художественно-этиче­ский кодекс Л.Н.Толстого. Вспомним, с какой иронией пишет автор о правилах Вронского: «Правила эти, несомненно, оп­ределяли, — что нужно заплатить шулеру, а портному не нужно, — что лгать не на­до мужчинам, но женщинам можно, — что обманывать нельзя никого, но мужа мож­но, что нельзя прощать оскорблений и можно оскорблять и т.д. Все эти правила могли быть неразумны, нехороши, но они были несомненны, и, исполняя их, Врон­ский чувствовал, что он спокоен и может высоко носить голову». Ан­на Каренина любовь плотскую, физиче­скую, бездуховную предпочла всему: се­мье, сыну, обществу. Этой ложной ценно­сти в романе противостоит любовь Леви­на и Кити, тоже чувственная, земная, но исполненная гармонии и одухотворенная. Это любовь-семья. И в романе «Война и мир» семья — понятие ценностного ряда. Почему автор привел Наташу Ростову к материнству? У многих молодых читате­лей такой конец романтической героини вызывает разочарование. Но в том-то и дело, что женщина-мать, как и семейный очаг, — это высшие ценности для Л.Тол­стого (что подтверждается фактами био­графии писателя — Софья Андреевна Толстая родила 13 детей).

Свежие документы:  Конспект урока по литературе в 4 классе «Коррекционные упражнения на развитие памяти»

Восстановить истинное представление о добре и зле, высоком и низком можно более успешно, подходя к изучению лите­ратуры с ценностных позиций. Приоритет ценностного подхода в наше время очеви­ден. Сегодня жизнь человека заполнена поиском средств к жизни, которые стали самоцелью. «В нашем мире иерархия цен­ностей опрокинута, низшее стало высшим, высшее задавлено… Иерархия ценностей определяется но принципу пользы, при совершенном равнодушии к истине» (Бердяев Н.А.)

Это всеобщее нравственное помраче­ние отразилось и в современной литерату­ре, где авторские ценности обнаружить бывает просто невозможно. Не случайно современный поэт Тимур Кибиров сказал: «Сейчас гораздо легче описать историю кровосмешения, чем любовь матери к ре­бенку». Значит, вечные ценности продолжают жить. А дело литературоведения — их на­ходить.

Ценностный подход в изучении лите­ратуры предполагает не только нахожде­ние в художественном произведении ав­торских ценностей высшего порядка в разных сферах человеческой жизни (ду­ховной, социальной, морально-этической), но и отношение к самому произведению как ценности эстетического уровня.

Идеал для Толстого – это итоговое совершенство человеческого рода. Идеал – высшая, последняя цель постепенного нравственного совершенствования.

Творчество Толстого стало выражением реального движения, с необходимостью ведущего к установлению социально справедливого общественного строя, обеспечивающего всестороннее гармоническое состояние каждого человека.

Чтобы спасти себя, свою душу, чтобы придать жизни смысл -человек должен перестать делать зло, совершать насилие, перестать раз и навсегда и прежде всего тогда, когда он сам становится объектом зла и насилия. Не отвечать злом на зло, не противиться злу насилием – такова основа жизнеучения Льва Николаевича Толстого.

Религии и теме непротивления в той или иной форме посвящено все творчество Толстого после 1878 года. Соответствующие произведения можно подразделить на четыре цикла:

  • исповедальный – “Исповедь” (1879–1881), “В чем моя вера?”(1884);

  • теоретический – “Что такое религия и в чем сущность ее?” (1884), “Царство Божие внутри вас” (1890–1893), “Закон насилия и закон любви” (1908);

  • публицистический – “Не убий” (1900), “Не могу молчать” (1908);

  • художественный – “Смерть Ивана Ильича” (1886), “Крейцерова соната” (1887–1879), “Воскресение” (1889–1899), “Отец Сергий” (1898).

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: