Конспект урока на тему «Н.А. Прайс «


Роль семьи

в воспитательно-образовательном процессе

Н.А. Прайс


Есть вечные темы нетеряющие своей актуальности, не только в педагогике, но и в обществе в целом.

Одна из таких тем «Взаимодействие семьи и школы».

Права и обязанности родителей определены:

в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации;

главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации;

в Законе Российской Федерации «Об образовании».

В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится:

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте».

Понятие «воспитание» сегодня рассматривается с разных позиций, даются разнообразные определения воспитательной концепции, у каждого автора есть своё видение. Тем не менее, в Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности.

Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения — семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.


Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила. «Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны»

(В.А. Сухомлинский).

Сотрудничество педагога с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. А задача учителя, классного руководителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка. Эффективное воспитание возможно только тогда, когда происходит доверительное, личностное, деловое общение и взаимодействие взрослых и детей. Поэтому огромное значение в работе с родителями имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Формирование сотруднических отношений между педагогами и семьёй — длительный процесс, успешность которого зависит от реализации следующих принципов:

  • обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса;

  • организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей;

  • гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьёй;

  • интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей;

  • управление взаимодействием школы и семьи.

Необходимые условия взаимодействия семьи и школы:

  • дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают её цели и находят в ней личностный смысл;

  • осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности – с учётом желания и возможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности;

  • отсутствует навязывание, давление на детей и родителей – действия, стиль педагога способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.

Строить систему отношений с родителями надо начинать ещё тогда, когда их дети посещают детский сад. Для этого в школе организуют встречи: «День открытых дверей», «Давайте познакомимся». Они знакомят родителей со школой, с её традициями и программами обучения, а это даёт им возможность выбора и программы, и учителя. Кроме того, дети имеют возможность посещать подготовительные занятия, на которых учитель организует в игровой форме работу по обогащению словарного запаса, работает над развитием памяти, воображения, мышления. Но самое главное – ребёнок проходит адаптацию в новом коллективе и учреждении, а родителям даются советы, которые помогут успешнее начать обучение в первом классе.

Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Ничего страшного и обидного для учителя в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать, много думать, как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания.

Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Педагоги призваны не судить семью, а всеми возможными путями помогать, беречь гуманизм отношений, учиться вместе, жить и воспитывать, поддерживать друг друга, оставаться людьми в любой ситуации. Строить взаимодействие с родителя на основе таких идей-принципов, как:

— обращение к чувству родительской любви;

— умение разглядеть в каждом ученике положительные черты;

— уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности.

Никто не может учесть в какой мере своим обликом, образом мыслей, поведением, богатством души влияет на ребёнка его родители – самые близкие для него люди. Школа может дать многое для духовного роста родителей. Прежде всего, помочь родителям убедиться в достоинствах их ребёнка, признаться самим себе в том, чем богат их ребёнок, в чём их родительская заслуга, чем в ребёнке они сильны, что надо беречь и укреплять.


Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями

включает три основных направления:

— психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей;

— вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

— участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:

— родительские лектории;

— конференции;

— индивидуальные или тематические консультации;

— родительские собрания.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

— дни творчества детей и их родителей;

— открытые уроки и внеклассные мероприятия;

— помощь в организации и проведении внеклассных дел, в укреплении материально-технической базы школы и класса.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

— участие родителей класса в работе Совета школы; Управляющего совета;

— участие родителей в работе общешкольного и классного родительского комитета.

Самой распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Родительское собрание проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей. Если подбор родителей класса таков, что это люди, уже имеющие старших детей, то в таком случае они знают и практически, и теоретически, что значит иметь ребёнка – школьника.

Если в составе родителей в основном молодые люди, то им необходимо гораздо чаще встречаться и с педагогами, и со специалистами для приобретения своего родительского педагогического опыта.

Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители чётко знали сроки проведения родительских собраний, заранее получили расписание всех видов сотрудничества на учебный год. Это очень дисциплинирует родителей и даёт понять, что школа целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание.

По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми. Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

Тематические родительские собрания – это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть. Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники, костры, походы, торжественные собрания.

Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог его планирует, пишет своеобразный сценарий. Этот сценарий может разрабатываться самим педагогом или с помощью родительского комитета класса и учащихся (приложение 1). И накануне родительского собрания каждый родитель должен получить приглашение на собрание, на котором написано – дата, время, место, форма проведения и план собрания. Родители должны знать, что их ждёт на собрании, заинтересовать их. К родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса, анкеты, памятки, притчи (приложение 2). Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Предварительная диагностика проводится уже с первого класса. Она начинается с изучения коллектива родителей и детей задолго до того, как дети сядут за парты. Такая диагностика позволяет будущему классному руководителю увидеть отношение родителей к поступлению ребенка в школу, отношение к школе, степень заинтересованности родителей в сотрудничестве со школой и классным руководителем, родителями и учащимися класса. В процессе исследований, которые проводятся в школе, используются такие методы, как интервью, беседы, анкетирование, изучаются протоколы родительских собраний. Результаты исследований являются основой школьного мониторинга работы с родителями.

— «Изучение удовлетворенности родителей работой ОУ»

— Родительский заказ – прогноз «Наша школа в ближайшие годы»

— «Школа глазами родителей»

— «Тайное мнение»

— «Умеете ли вы быть счастливыми?»

— «Какой вы родитель?»

— «Как у вас соотносится сердце и разум»

— «Родительская позиция»

Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально. Поэтому в содержание родительского собрания можно ввести следующие традиционные рубрики:

— «Из истории воспитания детей в семье»;

— «Великие педагоги мира»;

— «Крылатые фразы о воспитании»;

— «Азбука воспитания детей в семье»;

— «Советуем прочесть»;

— «Книжная полка родителей»;

— «Обсудите вместе с ребенком»;

— «Шкатулка мудрости»;

— «Творческая мастерская семьи».

Такие рубрики позволят сделать родительское собрание необычным; рейтинг родительских собраний изменится, будет способствовать изменению взаимоотношений в лучшую сторону в системе «учитель – ученик – родитель». Большое внимание классный руководитель должен уделить формированию традиций в проведении родительских собраний. Это позволит вызвать у родителей интерес к собраниям, ответственность и потребность участия в делах классного коллектива. Например, традиция поощрения родителей, активно участвующих в жизни класса. Она осуществляется в различной форме. Это может быть награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками учащихся. В честь родителей – помощников может быть подготовлена концертная программа, выпущены именные поздравительные газеты, медали. Огромное значение для родителей имеют благодарственные письма, которые классный руководитель может отправить, как домой ученику, так и на работу его родителям.

Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании мам и пап, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей.

К психолого-педагогическому и здоровьесберегающему просвещение родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: психологов, логопедов, врачей, уполномоченного милиции и других.

Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей должно носить ярко опережающий характер. К примеру, поздно говорить родителям о подростковом возрасте, когда возраст детей уже наступил и принес свои проблемы.

Формы проведения собраний разнообразны – круглый стол, диспут, дискуссия, мозговой штурм, беседа – практикум и многие — многие другие.

Правила подготовки классного родительского собрания.

1.Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

2.Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

3. План проведения родительского собрания должен быть известен родителям.

4. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

5. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

6. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Советы психолога:

— перед началом собрания лучше оставить за дверью плохое настроение;

— отведите на собрание не более 1,5 часов;

— самый приятный звук для человека – его имя6 положите перед собой список с именами и отчествами родителей;

— не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;

— предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;

— поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов);

— дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться;

— в личной беседе оценивайте успехи относительно их потенциальных возможностей;

— доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»;

— родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания;

— сравнивать успехи отдельных учащихся;

— давать негативную оценку всему класса;

— переоценивать значение отдельных предметов;

— использовать а общении с родителями назидательный тон.

Конференция одна из форм работы с родителями. Конференции уместно проводить как обмен опытом по воспитанию детей или как обмен мнением по определенной проблеме. Предметом обсуждения родительской конференции могут стать документы по реформированию школьного образования (10 балльная оценка знаний учащихся и ее содержание или, к примеру, документы Конвенции о правах ребенка). Конференция, как и любая встреча с родителями, заранее планируется и тщательно готовится. К конференции необходимо готовить выставку литературы по обсуждаемой проблеме, изучить мнение взрослых и детей, ученых. В ходе конференции может быть принято решение в рамках обсуждаемой проблемы, которое невозможно без участия родителей.

Предметом обсуждения родительской конференции могут быть и насущные проблемы учебного заведения: оформление и ремонт школьного здания, результаты организации сотрудничества семьи и школы, нравственные и эстетические аспекты организации школьных праздников, аттестация учебного заведения и ее результаты, и многое другое.

В начале учебного года конференция проводится для того, чтобы продемонстрировать представителям родительских комитетов классов готовность школы к новому учебному году, рассказать о достигнутых успехах, поделиться планами на будущее, в которых особая роль отводится сотрудничеству с родителями. Значение такой встречи состоит в том, что родительские комитеты смогут затем компетентно общаться с остальными родителями класса на родительских собраниях.

В конце учебного года конференция необходима, чтобы подвести итоги, отметить вклад родительских комитетов в сотрудничество со школой, очертить круг проблем, которые требуют помощи родителей.

Большое значение в работе классного руководителя имеет индивидуальная работа с родителями: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.

Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдений педагога за ребенком, проблемы в общении ребенка с классом и педагогами, конфликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией. Существует определенная этика общения с родителями при подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей:

1.Необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации.

2.Родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме.

3.Время консультации или беседы должно быть четко оговорено.

4.Родители не должны ждать под дверью своей участи.

5.Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече.

6.Необходимо четко формулировать цели консультации, ее актуальность.

7.Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.

8.Все доводы родителей, их аргументы «за» и «против» должны быть внимательно выслушаны.

9.В ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения по обсуждаемой проблеме.

10.Если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка.

11.Если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.

Посещение ребенка на дому. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома, поэтому лучше предупредить родителей о своём визите. Классный руководитель должен не только познакомиться с условиями жизни ученика, но и может поздравить с днем рождения, навестить больного ребенка вместе с его одноклассниками, вместе с ребятами помочь по хозяйству, если в этом есть необходимость. Такие приемы возможны только в том случае, если они связаны с определенными обстоятельствами в жизни ученика. Однако в последнее время мы встречаемся с такой ситуацией, что ребята в собственных семьях подвергаются насилию со стороны взрослых, матери забывают о своем предназначении. Дети в таких семьях чувствуют себя изгоями и при этом далеко не всегда школа и классный руководитель знают о том, что происходит в семье ученика. Если родительский комитет знает о тех проблемных ситуациях, которые есть в семьях учащихся класса, необходимо бывать в семьях таких ребят, не оставляя его без поддержки и помощи.

Каждая консультация или беседа должна классным руководителем тщательно анализироваться. Результаты посещения на дому, консультации фиксируются в дневнике классного руководителя, они являются руководством к действию для последующих встреч с семьей.

Многие родители никогда не имели возможности принять участие, в каких – либо делах, не связанных с их профессиональной или чисто родительской деятельностью. Нужно предоставлять им такую возможность, например, через:

— выступление на родительском собрании;

— контроль организации питания школьников;

— участие в научно – исследовательской деятельности вместе со своими детьми;

Родители, вместе с детьми, как правило, младшими школьниками, выполняют несложные исследования по родному краю, городу, по наблюдению за выращиванием растений, по составлению родословной семьи и другие, а потом вместе с ребенком представляют свои работы на школьной научно – практической конференции. Главное, что получается из такого интересного задания, — это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Как известно, люди очень любят поговорить, особенно тогда, когда тема разговора касается их лично. Но вот убедительно и аргументировано может не каждый, да и не всегда находится благодарный слушатель. В школе можно предоставляем родителям такую возможность. В День открытых дверей проводим игру «Дебаты». Технология этой игры предполагает развитие у человека критического мышления, умения толерантно относится к мнению другого человека. Темы выбираются актуальные, злободневные, например « Семейное воспитание влияет на поведение школьников в обществе»

Такие интерактивные игры, в которых участвуют подростки и родители позволяют и тем и другим взглянуть на вопросы нравственного воспитания с разных позиций, сформировать или пересмотреть свои взгляды на природу межличностных взаимоотношений со своими детьми, а главное – высказаться и быть услышанным.

Интересной формой взаимодействия школы и родителей является совместное проведение досуга, где родители становятся непосредственными участниками праздников, конкурсов, соревнований, походов готовят различные атрибуты. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки, внеклассные мероприятия, гордятся участием родителей в жизни класса, школы. У ребенка, который постоянно чувствует поддержку, понимание родителей, повышается самооценка. Международный День Семьи, который отмечается в мае месяце, должен стать Традиционным большим праздником школы.

Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно–воспитательного процесса. Родительский комитет может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов – проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям. Большое значение имеет участие родительского комитета в дне открытых дверей класса, в дне самоуправления. Еще одна важная функция родительского комитета класса – оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе. Прежде всего, это организация и проведение родительских уроков в классе. Родительские уроки – это возможность творчества, импровизации каждой семьи. Во время родительского урока ребята знакомятся с увлечениями семьи, узнают об интересных традициях и обычаях, развивают свой кругозор.

Кроме таких уроков, родительский комитет может помочь классному руководителю в организации праздников, экскурсий, поездок. Без помощи родителей учителю трудно организовать посещение театров, музеев, выставок. Польза родительского комитета в решении этого вопроса огромна, все эти мероприятия интересны не только детям, но и самим родителям – увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми. Многое может сделать родительский комитет по решению хозяйственно – бытовых вопросов в классе. Ремонт кабинета, мебели, питание детей в школьной столовой, соблюдение санитарно – гигиенических и профилактических мер учащимися и школой – это и многое другое может быть в компетенции родительского комитета. По просьбе классного руководителя или по просьбе родителей учащихся родительский комитет может и должен внести свой вклад в работу школы с неблагополучными и проблемными семьями. Это посещения учащихся в семье, профилактические беседы, защита прав учащихся в различных инстанциях.

Родительский комитет выбирается общим собранием родителей. В ходе выборов учитываются предложения классного руководителя, инициатива самих родителей. Срок полномочий родительского комитета – один год, но если назрела острая необходимость, родительский комитет может быть переизбран в срочном порядке или может продолжить свои полномочия.

Примерное положение о родительском комитете класса

1.Родительский комитет класса – это объединение родителей, деятельность которых направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, в организации сотрудничества семьи и школы.

2.Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года сроком на один учебный год.

3.В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класс по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.

4.Председатель родительского комитета выбирается из числа избранных членов родительского комитета на первом заседании.

5.О своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием.

6.Собрание родителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчёта, если сомневается в его действиях.

7.Родительский комитет класса участвует в заседаниях Совета школы, в школьных конференциях, встречах родительских комитетов классов со школьной администрацией.

8.Заседания родительского комитета класса проходят 3-4 раза в учебную четверть. Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.

9.Положение о родительском комитете принимается на заседании родительского комитета школы или на заседании Совета школы.

Родительский комитет класса обязан:

— помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;

— вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;

— влиять на формирование культуры родительского общения;

— стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;

— выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;

— соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями.

Родительский комитет имеет право:

— активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;

— посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;

— присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;

— воздействовать совместно с классным руководителем на тех родителей, которые не занимаются воспитанием своих детей;

— проводить беседы с проблемными учащимися;

— поддерживать тесный контакт с правоохранительными организациями и общественными организациями в защиту прав и интересов ребёнка и семьи.

Чёткая и хорошо отлаженная работа родительского комитета приносит свои плоды.

Для комфортного пребывания родителей в школе необходимо создание «Семейной комнаты», где родители могут пообщаться друг с другом, получить консультацию педагога, психолога и других специалистов, познакомиться с новинками литературы или просто встретить своего ребенка.

К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести:

— родительские чтения;

— родительские вечера;

— родительские тренинги;

— презентации семейного опыта.

Родительские чтения – очень своеобразная форма работы с родителями, которая даёт им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. Учитель определяет вопросы педагогики и психологии, которые волнуют родителей. С помощью школьного библиотекаря определяются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги и через определённый промежуток времени участвуют в родительских чтениях по книгам, которые прочитали. Особенность таких мероприятий является то, что, анализируя педагогическую проблему, родители могут высказать своё собственное понимание вопроса. Родительские чтения – это прекрасная возможность знакомства родителей с интересной детской литературой, новыми именами, которые на слуху у детей, но неизвестны их родителям.

Родительские вечера – интересная и достаточно новая форма работы с родителями. Их уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только-только переступили порог школы. Родительские вечера – это праздник общения с родителями друзей твоего ребёнка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь. Какими могут быть темы родительских вечеров? Самыми разнообразными. Главное, в ходе вечера родители должны учиться слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Они собираются не для того, чтобы выяснить отношения друг с другом, а для того, чтобы понять друг друга и, самое главное, помочь друг другу, поделившись опытом воспитания своего ребёнка с другими родителями.

Родительские тренинги – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё воздействие собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.

Огромно значение родительских тренингов для тех родителей, которые только начали приобретать опыт воспитания ребёнка-школьника. В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставят себя долго ждать. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы или педагогом, который имеет право проводить тренинговую работу.

В ходе тренинговых занятий с большим интересом родители выполняют такие задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры». Такие задания позволяют по – новому взглянуть на взаимоотношения в своей семье, на собственную авторитетность в своих глазах. Каждое тренинговое занятие должно анализироваться, и только после тщательного анализа классный руководитель вносит свои коррективы в план проведения будущих занятий. Если тренинг ведет психолог, то уместно обсудить с ним полученные результаты и определить набор заданий для нового тренинга.

Презентация семейного опыта – это передача положительного семейного опыта воспитания детей посредством рассказа родителей о своих приемах, методах и формах воспитания, традициях, семейных праздниках, об организации совместного досуга. Данный материал о семье располагается на сайте школы «Родительская страничка» и печатается в местной прессе.


Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.

Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:

— в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;

— в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;

— в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;

— в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;

— в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

Взаимодействие школы и семьи, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.

Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и должны стремиться.

Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.






Список литературы


  1. Дереклеева, Н. И. Новые родительские собрания [Текст]: учебное пособие для классных руководителей / Н. И. Дереклеева.- М.: ВАКО, 2006. — 336 с.

  2. Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя [Текст]: методическое руководство для классных руководителей / Н. И. Дереклеева.- М.: ВАКО, 2007. — 267 с.

  3. Ивлева, Э. И. Формы взаимодействия учителя и семьи [Текст] / Э. И. Ивлева Профессиональная компетентность педагога начальных классов как условие успешной реализации национального проекта в сфере образования [Текст]: материалы региональной научно-практической конференции, г. Кемерово, 8-9 июня 2006 г.: в 2 т. / ред. коллегия:Т. Н. Семенкова, Н. А. Заруба, В. В. Курчуганова, М. В. Корнилова, Н. И. Приходько, Е. Ю. Командирова – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2006. – Т. — 1. — 281 с.

  4. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст]: учебно – методическое. пособие / М. И. Рожков. – М.: ВЛАДОС, 2001 – 216 с.

  5. Саляхова, Л. И. Родительские собрания 1-4 классы [Текст]: учебное пособие для классных руководителей / Л. И. Саляхова — М.: Глобус, 2007 – 315 с.

  6. Стружко, В. А. Сотрудничество с семьёй – важное направление деятельности школы [Текст] / В. А. Стружко // Образование в современной школе. – 2005. — № 5. – С. 14.

  7. Филиппова, Г. Ребёнок для родителей и родители для ребёнка [Текст] /Г. Филиппова // Семья и школа. – 2001. — № 7,8. – С. 30-35.





Свежие документы:  Тема: Рынок

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: