Конспект урока на тему «Н. Богданов «Солдатская каша»


Тема: Н. Богданов «Солдатская каша».

Цели:

Образовательные:

Продолжить знакомство учащихся с произведениями о войне из раздела “ наша планета Земля” на примере рассказа Н. Богданова “Солдатская каша”.

Развивающие:

Способствовать развитию речи, творческого воображения учащихся, умение анализировать, высказывать собственное мнение, умение письменно выражать свои мысли.

Воспитывающие:

Содействовать воспитанию патриотизма; культуры общения при работе в парах и группах.

Оборудование: ноутбук, презентация , словари, запись песни «Журавли», листы для оценивания.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I. Организационный момент. Психологический настрой.

—  Какое у вас сейчас настроение?

—  Повернитесь друг к другу и поделитесь своим настроением с товарищем.

II. Мотивационно-целевой этап.

1 Актуализация знаний..

—  Дома вы писали синквейн используя слова солдат, враг, голод. Я прошу вас сейчас прочитать их.

( Читают пятистишья, составленные дома).

Солдат.

Смелый, мужественный.

Защищает, воюет, погибает.

Спасает свою Родину.

Воин.

.

Голод.

Жестокий, мучительный.

Истощает, мучает, убивает.

Может довести человека до смерти.

Муки.

.

Враг.

Безжалостный, сильный.

Убивает, воюет, пытает.

Губит невинных людей.

Противник.


— Хорошо, молодцы все справились с заданием.

2. Целеполагание.

—  Какая тема объединяет все эти слова? ( тема войны) ( Слайд 1)

Для чего нужно изучать произведения о войне? ( Чтобы больше знать о событиях тех дней, о подвигах и героях войны.)

— Как вы думаете о чём сегодня мы будем читать? ( тоже о войне)

III. Операционно-исполнительский этап.

Прочитайте название произведения, которое мы сегодня будем читать. ( Слайд 2)

(«Солдатская каша»)

—  Кто автор рассказа? ( Николай Богданов).

— Запишите в тетрадь число и тему урока.

—  О чем может быть рассказ с таким названием?

Дети высказывают свои предположения).

Ребята, сегодня на уроке мы будем работать в группах.

— Что мы должны сделать? ( разделиться на группы)

— Я предлагаю это сделать следующим образом . У меня на столе лежат звёзды разного цвета. Каждый из вас выберет себе ту звезду которая вам больше нравится. У кого красные звёзды -это 1 группа, у кого оранжевые звёзды — это 2 группа. Выберите в каждой группе лидера. Он будет отвечать за работу всей группы и отмечать плюсами вашу работу в группе.

1. Мини – рассказ.

—  Я предлагаю вам написать мини-рассказ из 3-4 предложений , используя следующие ключевые слова: ( Слайд 3)

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Юмористические рассказы Саши Чёрного: «Кавказский пленник» и «Игорь-Робинзон»" 5 класс

грохот орудий

мирная картина

солдатская каша

голодные дети

( В течение 6–7 минут дети придумывают сюжет по ключевым словам).

—  Составьте предложения в группе, выберите наиболее удачные. Составьте из них мини -рассказ.

 — Давайте послушаем ваши мини- рассказы . ( выступают группы по очереди)

— Понравились вам рассказы ? Все ли ключевые слова вы использовали?

— Лидеры оцените работу в группе. Кто принимал участие в составлении рассказа поставьте «+».



— А вы хотите узнать, что написал в своем рассказе Н. Богданов? ( да)

2. Словарная работа. ( Слайд 4)

—  В процессе чтения нам встретятся слова: штурм, Берлин, жутковато, половник, горстка, муттер, рейхстаг. Сейчас вам предстоит найти объяснение лексических значений этих слов из словаря С. И. Ожегова и из словаря в вашем учебнике.

1 группа: штурм, Берлин, жутковато, половник

2 группа : горстка, муттер, рейхстаг.

— Давайте послушаем.

( Несколько детей объясняют значения слов):

Штурм. Приступ, решительная атака укрепленной позиции, крепости.

Берлин. Город. Столица Германии.

Жутковато, жутко. То же, что и страшно.

Половник. Большая разливательная ложка.

Горстка, горсть. Ладонь и пальцы, сложенные так, чтобы ими можно было что-нибудь зачерпнуть.

Муттер. В переводе с немецкого языка означает “мать”.

Рейхстаг. Здание, где заседал парламент Германии до 1945 года.

3. Знакомство с текстом рассказа.

— Сейчас мы прочитаем текст. Вы сравните его со своими рассказами, а потом обсудим, чьи же версии совпали и в чём.

а) Чтение текста с остановками ( читает учитель)

До слов «самый храбрый не выдержал..»

— Как вы думаете что произошло дальше? ( ответы детей)

б) Чтение рассказа дальше до конца.

4 Анализ рассказа..

—  Итак, кто же был близок к тексту писателя 1 группа или 2 группа? ( 2 группа, т. к солдат накормил не своих , а чужих голодных детей)

— Как вы считаете, в чем основная идея этого рассказа?

Показать, что советский солдат добр, даже по отношению к детям своих врагов.)

—  Найдите и прочитайте диалог солдата и немецкого гражданина. Ответьте на вопрос, почему солдат совершил такой поступок?

(  В тексте: “Сердце приказывает, — вздохнул солдат. – У меня дома тоже остались мал мала меньше…”)

5. Физминутка ( минутка тишины)

— Я хочу чтобы вы сейчас закрыли глаза и послушали песню о солдатах не вернувшихся с поля боя. ( ЗВУЧИТ песня « Журавли»)

Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Как получают этилен и углеводороды ряда этилена?" 9 класс

6. Работа в группах.

 Сейчас в группах вы составите литературный портрет солдата – кашевара.

— Что значит словестный портрет? ( описание внешности, характера, одежды и т.д.)

 ( Дети составляют словесный портрет солдата.)

(Слушание ответов групп)

— Лидеры оцените работу в группе. Поставьте плюсы тому, кто принимал участие в обсуждении.

—  Как вы считаете, автор Н. Богданов описал реальные события военных лет? ( да)

7. Работа со снимками. ( Лидеры групп не забывайте ставить «+» тем, кто отвечает на вопросы.

—  Посмотрите на снимок. На нем изображено как советские солдаты раздают обед мирному населению города Берлина. Найдите в тексте строки, которыми можно описать этот снимок.

(Слайд 5)

https://festival.1september.ru/articles/313670/img1.gif

( “И тут подвал словно прорвало…”.)

 Рассмотрите рисунок. Мог ли этот малыш быть тогда в подвале? ( Слайд 6)

https://festival.1september.ru/articles/313670/img2.gif

—  Загляните в его глаза. Как вы думаете, что чувствует этот ребенок? ( страх, ужас, горе, боль, голод)

( Дети делятся своими ощущениями).

—  Найдите в тексте строки, описывающие глаза детей.

“За его мирной работой наблюдает множество детских глаз…”)

 Ребята, знаете ли вы еще истории о том, как советские солдаты помогали немецким детям или спасали их?

— Об этом нам расскажет Червонюк Кристина. (Слайд 7)

8. Опережающее задание.

Кристина: В Берлине, в Трептов-парке, установлен памятник советскому воину – освободителю. Его создатель – скульптор Е. В. Вучетич.https://festival.1september.ru/articles/313670/img3.gif

Сюжет памятника не придуман. Во время штурма Берлина на ничейной полосе возле груды кирпичей девочка трех-четырех лет, плача, ползала вокруг убитой матери. В редкие мгновения тишины с обеих сторон был отчетливо слышен жалобный детский плач. Солдата – белоруса Трифона Андреевича Лукьяновича никто не посылал под пули. Он дополз до девочки, взял ее на руки, но обратно ползти по-пластунски уже не мог. На некоторое время выстрелы прекратились. Пуля вражеского снайпера настигла солдата, когда тот передавал ребенка в протянутые руки и через силу сказал: “Возьмите ребенка, а я, кажись, готов”.

 Посмотрите на этот рисунок. Что символизирует меч в руке солдата?

Солдат готов дать отпор любому, кто посмеет обидеть слабого и беззащитного.)

—  Прочитайте последнее предложение рассказа.

(В тексте: “Дети ели кашу и, поглядывая на солдата, удивлялись: разве солдаты плачут?”)

—  Как вы ответите на этот вопрос: “Разве солдаты плачут?” (да)

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе «Идея Дома в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» 9 класс

9. Индивидуальная работа. Сочинение – эссе «Почему плачут солдаты»

—  Я предлагаю вам написать сочинение эссе, в котором вы попытаетесь объяснить, почему плачут солдаты. ( 2-3 предложения в тетрадь )

( В течение 5-6 минут дети пишут эссе на тему “Почему плачут солдаты?”)

Слушание ответов учащихся.

Выслушиваются 3- 4 сочинения.

— Молодцы, очень хорошие сочинения. Лидеры поставьте всем по одному «+» за сочинение.

— На этом наш урок подошёл к концу.

IV. Рефлексивно-оценочный этап.

— Вам понравился сегодняшний урок?

— Чем понравился?

— Какие чувства вы испытывали сегодня на уроке и почему?

— Какие еще произведения о войне вы хотели бы прочитать?

— А теперь дадим слово нашим лидерам, которые озвучат оценки за работу на уроке. Сколько «+» получил каждый участник вашей группы? Добавьте к ним ещё по 1 «+» за домашнее задание.

У кого 5 «+» и больше — оценка «5», у кого 4 «+» — оценка 4, у кого 3 «+» — оценка 3.

Домашнее задание ( дифференцированное)

1 задание для всех учащихся.

1. Прочитать и пересказать текст

2 и 3 задания на выбор

2. Нарисовать портрет солдата – кашевара.

3. Найти произведения о подвигах русских солдат и принести на следующий урок



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: