ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
по дисциплине ЛИТЕРАТУРА
Раздел: Литература второй половины XX века
Тема: Обзор зарубежной литературы XX века
Специальность: 060501 Сестринское дело Курс: 1
Купино
2015
Автор-составитель: Папшева Марина Артуровна, преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Учебно-методическая характеристика занятия
Хронологическая карта занятия
Ход занятия
Раздаточный материал
Дополнительный материал
Материалы для текущего контроля
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная методическая разработка предназначена для организации аудиторной работы студентов при изучении зарубежной литературы XX века.
В методическом пособии представлены различные формы заданий. Пособие включает материал, дополняющий материал учебника, раздаточный материал, материалы для текущего контроля.
В результате изучения темы Обзор зарубежной литературы XX века
Студент должен:
знать/понимать:
— основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX века
— содержание изученных литературных произведений;
— основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
уметь:
— воспроизводить содержание литературного произведения;
— сопоставлять литературные произведения;
— анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
— соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
— выявлять авторскую позицию.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
— участия в диалоге или дискуссии;
— самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Обзор зарубежной литературы XX века
Тип учебного занятия: комбинированное
Место проведения аудитория
Продолжительность проведения занятия: 90 минут
Мотивация темы: активизация познавательной деятельности и интереса студентов к изучению данной темы, постановка цели и задач занятия
Цели занятия:
1. Образовательная: знать/понимать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX века; содержание изученных литературных произведений; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
выявлять авторскую позицию; воспроизводить содержание литературного произведения; сопоставлять литературные произведения;
2. Развивающая: формировать умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.
3. Воспитательная: раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.
Междисциплинарная интеграция: история
Формы и методы осуществления и организации учебно-познавательной деятельности: диалог, самостоятельная работа в малых группах, лекция
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый;
наглядные – мультимедиа презентация с демонстрацией наглядного материала; печатно-словесные — учебник, дидактические материалы, методическая разработка занятия для преподавателя, тексты произведений.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, выставка книг
Перечень литературы:
Основная:
— Литература. 10 кл.: учебник для общеобразоват. уреждений /Т.Ф.Курдюмова, С.А. Леонов и др.; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2008
— Литература. 11 кл. В 2ч.: учебник для общеобразоват. учреждений/Т.Ф.Курдюмова и др.; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2011
Дополнительная:
— Лебедев Ю.В. Литература.10 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2006
— Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс. Книга для учителя. М., 2006
— Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс. — СПб., 2008
— Словарь литературных персонажей в 8 т.- Составитель и редактор Мещеряков В.П. — М.: Московский лицей, 1997
— Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы.- М.: Эксмо, 2007
Интернет ресурсы:
— https://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
— Сеть творческих учителей https://www.it-n.ru/
— https://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия | Цель | Время | |
1 | Организационный этап (проверка готовности аудитории и студентов к занятию, отметка отсутствующих на занятии) | Организация начала занятия, настраивание студентов на учебную деятельность | 2 мин |
2. | Целевая установка. Мотивация учебной деятельности (сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости) | Раскрыть теоретическую и практическую значимость темы | 3 мин |
3 | Актуализация опорных знаний | Выявление имеющихся знаний, оценка степени подготовленности студентов к занятию | 5 мин |
4. | Усвоение новых знаний (организация внимания; сообщение преподавателем нового материала; систематизация и обобщение этого материала студентами) | Формирование теоретических знаний | 30 мин
|
5. | Физкультминутка | Снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей | 5 мин |
6. | Осмысление и систематизация полученных знаний и умений. Закрепление нового материала (проверка преподавателем глубины понимания студентами учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий, закрепление полученных знаний и умений)
| Закрепить у студентов те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по данной теме | 40 мин |
7. | Домашнее задание, инструктаж по его выполнению (объяснение содержания работы, приемов и последовательность ее выполнения)
| Сообщить студентам о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения | 2 мин |
8. | Рефлексия (подведение итогов занятия) (Самооценка и оценка работы группы)
| Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее | 3 мин |
Ход занятия
Организационный момент: приветствие группе, выявление отсутствующих, оценка гигиенических условий подготовки аудитории к занятию.
Мотивация учебной деятельности
Обозначение темы занятия, формирование цели занятия, обозначение плана предстоящей работы на занятии.
3. Актуализация опорных знаний
— чтение творческой работы по творчеству А.В. Вампилова
4. Усвоение новых знаний
Лекция- беседа (презентация) –
Эпоха 20 века в литературе сложна и противоречива, она отразила в себе весь трагизм этого времени. И реализм, и романтизм из 19 века шагнули в 20, так и идут параллельно, изменяясь во времени и пространстве, приобретая новые черты. Романтизм и реализм – продуктивные творческие методы, они создают целые художественные системы.
Важнейшим для литературы 20 века является провозглашение принципа гуманизма – отношения к человеку как к величайшей ценности. Это объяснимо: весь 20 век планету сотрясали кровопролитные войны.
Из блестящей плеяды европейских и американских писателей 20 века яркими звездами выделяются произведения У.Голдинга и Э. Хемингуэя.
Уильям Голдинг тоже лауреат Нобелевской премии, полученной им в 1983 году за «романы, которые с ясностью реалистического повествования помогают постигнуть условия человеческого существования в современном мире».
Голдинг- английский писатель, перепробовавший множество профессий, был актером и режиссером, школьным учителем, матросом и морским офицером во время Второй мировой войны, но литература взяла верх. Однажды ему в голову пришла идея написать книгу о детях на необитаемом острове. Так появился роман «Повелитель мух». Роман сразу стал бестселлером, а Голдинг- знаменитым.
Творчество Голдинга включает 12 романов, несколько пьес, книгу очерков о Египте, много эссе и журнальных статей. В 1955 году он был избран в Королевское общество литературы, а в 1966 году посвящен в рыцари.
В своих произведениях Голдинг всесторонне исследует человека и показывает, что в самом человеке с самого рождения заложены разрушительные силы, что нечего пенять на любые обстоятельства – человечество поражено страшной болезнью – любовью к власти и насилию.
Лауреат Нобелевской премии Эрнест Миллер Хемингуэй прожил не очень долгую жизнь, необыкновенно насыщенную удивительными событиями и глубокими человеческими переживаниями. Он участник первой мировой войны 1914-1918 годов, гражданской войны в Испании и второй мировой. Он рыбачил в Атлантическом океане и изведал счастье «большой охоты» в Африке, был крупнейшим знатоком испанской корриды, увлекался боксом, альпинизмом, плаванием Был отличным яхтсменом, горнолыжником и снайпером. Он тонко понимал природу и людей, был на удивление наблюдателен и восприимчив, честен, бескомпромиссен и мужественен, трудолюбив и работоспособен.
Это был неповторимый и талантливый человек, перешагнувший через пространства и свое время.
Э.Хемингуэй родился в пригороде Чикаго 21 июля 1889 г. в семье врача. Отец много ездил по вызовам больных и видел нищету и горе своих пациентов. Это были простые люди- труженники. Отец с детства прививал сыну любовь к труду, выносливость, настойчивость, умение постоять за себя. Он также воспитал в сыне наблюдательность и уважение к природе.
Писать Хемингуэй начал рано. С 18 лет он старательно овладел основами журналистского мастерства. Стремится в Европу. полыхающую пожарами первой мировой.23 мая 1918 года счастливый молодой журналист, преисполненный здоровья и молодости, уверенный в себе, отплывает в составе санитарной бригады из Нью-Йорка во Францию, а затем в Италию. В первые дни военной службы юноша увидел ужасы и трагедию.9 июля ночью он был ранен.За несколько операций из него извлекут 227 осколков и заменят перебитую чашечку металлической. К молодому человеку пришло понимание войны как обмана солдат и издевательства над всем человеческим в человеке. Хемингуэй возненавидел войну. Но именно война сформировала Хемингуэя-писателя, определив одну из основных тем его творчества — антивоенную.
Стиль писателя был обусловлен сложностью того времени, в которое он жил. В его лучших произведениях с необыкновенной глубиной отражены ведущие тенденции эпохи, показаны определенные условия существования, созданы типы всемирно-литературного значения.
— Вспомните, какими событиями отмечена история 20 столетия?
История 20 века отмечена глубочайшими потрясениями: 2 мировые войны, принесшие огромные жертвы и разрушения, революция, становление и крушение тоталитарных режимов, преступления гитлеризма и сталинизма, геноцид целых народов, создание атомного и водородного оружия, полоса «холодной войны»,распад колониальной системы, поражение социалистической системы, наметившийся с 1980 года решительной поворот в сторону мирного сосуществования, начавшееся общее движение многих государств в русле демократии и реформ.
Социальные конфликты развертывались на фоне величайших открытий в области науки, медицине, кибернетике и др. Все это существенно влияло на менталитет, образ жизни, сами условия человеческого существования и получило сложное, неоднозначное отражение в культуре и искусстве, которые характеризуются исключительным многообразием индивидуальностей, богатством художественных стилей, новаторскими поисками в области формы, средств выражения, содержания.
Весной 1936 года Хемингуэй опубликовал в журнале «Эсквайр» очерк, в котором рассказал об эпизоде рыбной ловле в Гольфстриме. Этот подлинный случай и стал основой для повести «Старик и море».Но только через 14 лет Э.Хемингуэй берется за перо. В сентябре 1952 года повесть была напечатана.
5. Физкультминутка
6. Осмысление и систематизация полученных знаний и умений. Закрепление нового материала
Обратимся к повести, которая принесла писателю Нобелевскую премию в литературе.
…Старик рыбачил совсем один на своей лодке в Гольфстриме. Вот уже 84 дня он ходил в море и не поймал ни одной рыбы. Первые 40 дней с ним был мальчик. Но день за днем не приносил улова, и родители сказали мальчику, что старик теперь самый что ни на есть невезучий, и велели ходить в море на другой лодке, которая действительно привезла три хорошие рыбы в первую неделю. Мальчику тяжело было смотреть, как старик каждый день возвращается ни с чем, и он выходил на берег, чтобы помочь ему отнести снасти, гарпун и обернутый вокруг мачты парус. Парус был весь в заплатах из мешковины и, свернутый, напоминал знамя разбитого полка.
Такова предыстория событий, которые развертываются в маленьком рыбачьем поселке на Кубе.
Композиционно повесть условно можно поделить на 3 части. К первой относятся диалоги старика Сантьяго и мальчика Манолина. Вторая описывает будни рыбака, его тяжелый и опасный труд, социальную незащищенность. Третьей частью можно считать возвращение на берег старика и его беседы с мальчиком.
Главный герой — старик Сантьяго. Сантьяго в Испании и во всех испаноязычных странах — очень популярное имя. Есть города Сантьяго в Испании, Чили, Панаме, этим же именем названы некоторые острова. провинции. Думается, что всем этим писатель придает уже значимость своему герою.
«Я необыкновенный старик» — говорит он о себе. И мы должны доказать это.
Описание внешности вызывает на первый взгляд жалость к его старости немощности: «худ, изможден, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожаного рака, который вызывают солнечные лучи, отраженные гладью тропического моря. Пятна спускались по щекам до бечевой, когда он вытаскивал крупную рыбу. Однако свежих шрамов не было. Они были стары, как трещины в давно уже мертвой безводной пустыне».Но это описание заканчивается оптимистично:»Все у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается. Это он научил мальчика рыбачить, и мальчик очень любил старика. Он готов наловить ему сардин в качестве насадки для его завтрашнего выхода в море. Вместе они поднимаются к бедной хижине Сантьяго, выстроенной из крепких трилистников королевской пальмы.
Старик одинок и беден — «в хижине были кровать, стол и стул и в земляном полу выемка, чтобы стряпать пищу на древесном угле. Жена давно умерла Его обычная трапеза — миска желтого риса с рыбой.
Старик беседует с мальчиком о рыбалке, о том, что ему обязательно должно повезти, а также о последних спортивных новостях. Когда утомленный старик ложится спать, ему снится Африка его юности, длинные золотистые её берега и белые отмели, высокие утесы и громадные белые горы. Ему не снятся более ни драки. ни женщины, ни великие события. Но часто в его снах возникают далекие страны и львы, выходящие на берег.»
Так заканчивается 1 часть произведения ( стр. 220 ).
…На следующий день рано утром старик отправляется на очередную рыбалку. Мальчик опять помогает ему снести парус, снасти, подготовить лодку.
Одна за другой рыбацкие лодки отчаливают от берега и уходят в море.
Гребя веслами, старик чувствует приближение утра. Он любит море, думает о нем с нежностью, как о женщине, которая «дарит великие милости».Любит он и птиц, и рыб, обитающих в бездонной зеленой толще.
Насадив на крючки приманку, он медленно плывет по течению. Старик мысленно общается с птицами, рыбами. Привыкший к одиночеству, вслух разговаривает сам с собой. Природа, океан воспринимаются им как живое существо. Он знает разных рыб и обитателей океана, их повадки, у него к ним своё нежное отношение.
— Продолжите мой рассказ, подтвердите текстом.
(Ответом могут быть слова — «…Переливающиеся радугой пузыри необычайно красивы…когда пойдет по-настоящему большая рыба» (стр.226).
Ну вот начинается серьезный лов, и все его внимание сосредотачивается на леске, ее состоянии. Он чутко улавливает, что происходит в глубине, как реагирует рыба на наколотую на крючок наживку. Наконец, один из зеленых прутьев дрогнул: это значит, что на глубине моря марлин стал пожирать сардин.
Разворачивается драматический многочасовой поединок между Сантьяго и огромной рыбой).
Анализируя повесть вслед за автором, мы познаем все больше о главном герое. И его портрет дополняют многие детали.
Нам известно, что этот человек — хороший навигатор, бывалый рыбак, знавший некогда удачу и счастье большого улова. Он вспоминает Африканское побережье,»большую рыбу», львов, а также экзотические эпизоды периода своей молодости (стр.238/241).Труд рыбака для старика «дело чести, славы, доблести и геройства». Труд для него все. Это и подвиг, и общение с природой, без которой он не может жить, и источник раздумий над смыслом жизни, и спортивно-игровой азарт, и профессиональное мастерство.
Сантьяго — сильный и волевой человек. Он с гордостью вспоминает, как в молодые годы одолел в спортивном состязании Негра-гиганта и заслужил прозвище «чемпион». Старик обладает способностью самовнушения, самоуспокоения и целеустремленности. Так, например, увлекшись философскими рассуждениями и мечтами, он решительно обрывает себя: «Не отвлекайся. Думай о том, что ты делаешь. Думай, чтобы не совершить какую-нибудь глупость».
— Дополните и подтвердите текстом эти качества героя.
Старика постоянно влечет чувство необходимости видеть рядом с собой мальчика, ощущать его поддержку: «Жаль, что со мной нет мальчика, он бы мне помог…».Тут у читателя может возникнуть мысль об одиночестве героя. Но автор создал образ так, что его нужно рассматривать во взаимосвязи: старик и мальчик, старик и рыбаки, старик и море. Таким образом, в произведении раскрываются вечные темы: человек и природа, человек и человек.
Даже название многозначно.»Старик и море» — это человек и природа, величие человека перед лицом могучей стихии.
«…Старик поглядел вдаль и понял, как он теперь одинок. Но он видел разноцветные солнечные лучи, преломляющиеся в темной глубине, натянутую, уходящую вниз бичеву и странное колыхание морской глади. Облака кучились, предвещая пассат, и, глядя вперед, он заметил над водою стаю диких уток, резко очерченных в небе: вот стая рассыпалась, потом опять обрисовалась еще четче, и старик понял, что человек в море никогда не бывает одинок» (стр.237)
Проводя много дней в океане, он не чувствует себя одиноким то рядом с маленькой птичкой, то под звездами вселенной.Сантьяго ощущает себя частью природы.
С возрастом у старика, как и у многих пожилых людей, появляется желание общаться, порой он ведет разговор с неживыми предметами. Старик находит собеседника даже в таком создании природы, как рыба.
Сантьяго обладает способностью к поэтическому грустно-нежному воспроизведению своих воспоминаний. Так .говоря об убитой некогда красивой рыбе, он обобщает: «Ни разу в море я не видел ничего печальнее…Мальчику тоже стало грустно мы попросили у самки прощение и быстро разделали её тушу».
Много в повести парадоксальных по содержанию, афористических по форме высказываний. Так, например, Сантьяго все время обращается к пойманной рыбе. Одно из таких высказываний: «Рыба, — позвал он тихонько, — я с тобой не расстанусь, пока не умру».
И дальше встречаем продолжение этой условной беседы: «Рыба, — сказал он, — я тебя очень люблю и уважаю .Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер…, — Худо тебе, рыба?
Видит бог, мне и самому не легче».
Поэтичность натуры старика можем представить по следующей цитате:»Рыба — она тоже мне друг, — сказал он. — Я никогда не видел такой рыбы и не слышал, что такие бывают. Но я должен её убить. Как хорошо, что нам не приходится убивать звезды».
Хемингуэй отвлекает читателя от его будничных мыслей. Подтверждением является отрывок (стр.243/244).
«Было темно: в сентябре темнота всегда наступает внезапно…до слов:»Достаточно того, что мы вымогаем пищу у моря и убиваем своих братьев…»
Мы можем заметить основу языческих верований в сознании Сантьяго. Он человек, не верующий в христианского бога, но готовый из благодарности даже помолиться, лишь бы удалось доставить большую рыбу к берегу:»Лучше, старик, сам забудь о страхе и побольше верь в свои силы», — сказал он.
Трое суток напряженной борьбы заставляют человека стать находчивым и изворотливым.
Измотанный непокорной и сильной рыбой, рыбак пытается склонить её к капитуляции:»Послушай, рыба! — сказал ей старик. — Ведь тебе все равно умирать. Зачем же тебе надо, чтобы и я тоже умер?»И дальше читаем:»Ты губишь меня, рыба, — думал старик. — Это, конечно, твое право. Ни разу в жизни я не видел существа более громадного, прекрасного, спокойного и благородного, чем ты. Ну что же, убей меня. Мне уже всё равно, кто кого убъёт».
И рыба, словно услышав рыбака, смирилась и сдалась. Довольный победой, Сантьяго привязал её к борту лодки и на какое-то мгновение расслабился: ещё немного, и он направит лодку к берегу. Но недолго длилась радость. Рыбацкое суденышко окружили акулы. Они почуяли добычу и стали рвать на части рыбу, которую Сантьяго добыл таким тяжким трудом. И вновь началось единоборство.
Зачитывается отрывок
» В полночь он сражался с акулами снова…до слов — Теперь она шла легко, и старик ни о чем не думал и ничего не чувствовал». Но и это не сломило старика. Сантьяго стоек в своих несчастьях.
«Но человек не для того создан, чтобы терпеть поражения, — сказал он. — Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Это главные слова всей повести, которые можно считать хрестоматийными.
То есть жизнь — это постоянная борьба. Только в борьбе, требующей невероятного напряжения, огромных физических и нравственных сил, мыслящее существо ощущает себя человеком.
«Кто же тебя победил, старик? — спросил он себя. — Никто» — ответил он. — «Просто я слишком далеко ушел в море».
Он непобедим. Он победил рыбу, победил себя, свою старость, слабость своих рук, свою боль. Старик вышел победителем.
Когда он входил в бухту, все уже спали. Усталый направляется Сантьяго домой. На мгновение он остановился и, оглянувшись, увидел в свете уличного фонаря, как высоко вздымается за кормой лодки огромный хвост рыбы. Он увидел белую обнаженную линию её позвоночника и темную тень головы с выдающимся вперед мечом.
Третья часть произведения представляет собой разговор мальчика и Сантьяго (стр.267).»Теперь мы опять будем рыбачить вместе…»
Повесть заканчивается умиротворенной нотой.
«Наверху, в своей хижине, старик опять спал. Он снова спал лицом вниз, и его сторожил мальчик. Старику снились львы» — эмблема мощи, силы, непобедимости. Это было лучшее, что он видел в жизни.
Этот образ счастья и непобедимости проходит через всю повесть, так она и заканчивается. Писатель и в последних строках не оставляет своего героя в одиночестве. Более того — присутствие Манолина символизирует смену поколений. продолжение жизни. Думается, что Сантьяго — это воплощение жизненных позиций самого Хемингуэя. То, как живет этот человек, как мыслит, чувствует, действует, заставляет задуматься о принципах человеческого существования.
7. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению:
— подобрать публикации в современной прессе о произведениях, получивших положительные отклики в печати, подготовить сообщение
8. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
1. Заключительное слово преподавателя.
Мировая литература – это величайшее достояние человечества. И для того, чтобы стать настоящей личностью, необходимо впитывать в себя это богатство, щедро завещанное нам многими эпохами и писателями – инженерами человеческих душ.
2. Комментарий оценок, поставленных в течение занятия
«5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
«4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
«3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа.
«2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Повесть Эрнеста Хемингуэя была написана в 1952 году, и с тех пор вызывает постоянные споры по поводу толкования основного смысла произведения. Сложность толкования заключается в том, что в повести одинаковое внимание уделяется мотивам страдания и одиночества человека и победа героического начала в нем.
А ведь эти темы необычайно важны в жизни каждого человека. Гениальность писателя состоит в том, что он показывает эти темы, как две стороны одной медали, и ключевой смысл повести заключается в том, что Хемингуэй позволяет читателю самостоятельно выбрать то, на какую из сторон смотреть. Именно это и можно назвать творческой философией Хемингуэя – противоречивость и двойственность его произведений. А «Старик и море» называют самым яркой и потрясающей повестью писателя.
Прежде всего, стоит обратить внимание на главный образ в повести – на старика Сантьяго, который терпит постоянные неудачи на протяжении всего повествования. Парус его лодки старый и недееспособный, а сам герой — это изнеможенный жизнью старик с веселыми глазами. Глазами человека, который не сдается. В этом и заключается философский символизм повести. Когда читатель наблюдает за тем, как старик борется с рыбой, в действиях и словах главного героя он видит фатализм извечной борьбы человека. Сантьяго напрягает все свои силы и несмотря ни на что продолжает поединок, в конце которого он побеждает. Именно в этом моменте раскрывается одно из основных философских задумок произведения, которая заключается в том, что «человека можно уничтожить, но его нельзя победить».
Поединком старого Сантьяго и большой рыбы Хемингуэй обращает наше внимание на истинную натуру человеческой души и смысл человеческой жизни. Символическая борьба личности Сантьяго продолжается тогда, когда акулы нападают на его рыбу. Герой не отчаивается, не сдается, и несмотря на усталость и изнеможенность, продолжает бороться, защищать то, что он добыл таким большим трудом. Ни раны на его руках, ни поломанный нож не мешает ему в этом. И в момент, когда становится очевидно, что Сантьяго не смог спасти рыбу, раскрывается ключевой символ философии писателя. Герой не сберег рыбу, но герой не проиграл, потому что – он боролся до последнего.
Обессиленный и ослабевший герой все-таки возвращается в порт, где его дожидается мальчик. Хемингуэй показывает нам старика, как победителя и раскрывает силу его характера. Ведь образ Сантьяго вобрал в себя черты настоящего героя, человека, который никогда не изменяет самому себя и своим принципам. Задумкой писателя было показать философскую сторону принципов человеческого существования, и он делает это на примере единственного персонажа и его отношении к жизни.
В этой повести отсутствует трагическая концовка, финал можно назвать полностью открытым для воображения читателей. В этом и заключена сокрушительная сила философии Хемингуэя, он предоставляет нам возможность самостоятельно подвести моральный итог повести. Личность Сантьяго – это символ силы героического начала в человеке и символ настоящей человеческой победы, которая не зависит от обстоятельств и событий. Используя этот образ, писатель раскрывает смысл человеческой жизни, которую можно назвать борьбой. Главный герой несокрушим, благодаря силе своего характера, духа и жизненных позиций, именно эти внутренние качества помогают ему побеждать, несмотря на старость, убыток физических сил и неблагоприятные обстоятельства.