Конспект урока на тему «Пересказ сказки К.Д.Ушинского «Петух да собака»



Конспект занятия по связной речи

в подготовительной к школе группе



Булгакова Ольга Борисовна

учитель-логопед первой категории

ГБОУ СОШ № 821







Тема занятия: «Пересказ сказки К.Д.Ушинского «Петух да собака»





















Москва



2013





Цели:

Коррекционно-образовательная:

— обучать детей выразительно пересказывать текст (отрывки текста)

Коррекционно-развивающие:

— активизировать словарь прилагательных;

— учить подбирать синонимы к прилагательным;

— учить подбирать антонимы к прилагательным;

— учить согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода

— увеличивать объем слухоречевой памяти

Воспитательная:

— воспитывать у детей понимание того, как важно иметь хороших и верных друзей, которые готовы помочь в трудную минуту, а также понимание того, что доброжелательность вызывает симпатию, а зло — ответную агрессию.

Оборудование и материалы: предметные картинки, сюжетные картинки, магнитола, диск, элементы костюмов для инсценировки.

Ход занятия:

1.Орг. момент: загадки о животных.

На овчарку он похож, что ни зуб – то острый нож, он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть.

(Волк)

У косого нет берлоги, не нужна ему нора, от врагов спасают ноги, а от голода кора.

(Заяц)

Говорят, она хитра, кур уносит со двора, но зато красавица – всем ребятам нравится.

(Лиса)

Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос.

(Медведь)

2. Логопед предлагает детям подобрать к словам волк, заяц, лиса и медведь слова-признаки (прилагательные). Вспоминаем перед выполнением задания, на какой вопрос отвечают слова-признаки.

Волк какой? (Дети отвечают: злой, голодный, страшный, серый и т.д.)

Заяц какой? (Дети отвечают: длинноухий, быстрый, пугливый, ловкий и т.д.)

Лиса какая? (Дети отвечают: рыжая, хитрая, смелая, хищная, красивая и т.д.)

Медведь какой? (Дети отвечают: сильный, неуклюжий, огромный, быстрый, бурый и т.д.)

3.Логопед предлагает детям подобрать слова, которыми можно заменить слова:

Быстрый (проворный, резвый)

Страшный (ужасный, чудовищный)

Красивая (привлекательная, роскошная, восхитительная, великолепная)

Сильный (мощный, могучий)

Неуклюжий (неловкий, неповоротливый)

(данное задание можно выполнять в рамках предыдущего).

4. Логопед предлагает детям поиграть в игру «Наоборот» со словами

Трусливый – храбрый

Сытый – голодный

Быстрый – медленный

Неуклюжий — ловкий

Злой – добрый

Большой – маленький

Толстый – худой

Веселый – грустный

Глупый – умный

Простодушный – хитрый

(Заяц быстрый, а медведь…наоборот; медведь неуклюжий, а лиса …наоборот и т.д.)

5. Физкультминутка под песню «Шишка» («Веселые зарядки с клоуном Плюхом»). Физкультминутка продолжается две с половиной минуты (детям очень нравится!)

Свежие документы:  Сочинение на тему "В здоровом теле здоровый дух"

Вышел Мишка из берлоги, (ноги на ширине плеч, руки слегка приподняты, топчемся на месте)

Чтоб макушку почесать, (остановились, одна рука на поясе, другая – на затылке)

Да и вспомнил на пороге: (поднимаем руки вверх)

Надо шишки посчитать. (синхронно загибаем пальцы обеих рук)

И пошел тропой лесною (ноги на ширине плеч, руки слегка приподняты, топчемся на месте)

Прямиком в еловый лес. (повторяем движение)

Шишки – это же святое, (колени пружинят, руки разводим в стороны)

А не просто интерес. (повторяем движение)

Бродит Мишка косолапый (ноги на ширине плеч, руки слегка приподняты, топчемся на месте)

Между веток и коряг, (повторяем движение)

Косолапой машет лапой, (колени пружинят, одна рука на поясе, взмах другой рукой над головой)

Шишки с ёлки – бряк, да бряк. (меняем руку)

Ну и Мишка, вот потеха! (ноги на ширине плеч, ладонями обхватываем голову)

Голова – пустой горшок. (качаем головой по направлению к плечу)

Шишки с ёлки, как орехи (делаем легкий наклон вперед, разводя руки в стороны)

С ветки прыгают в мешок. (повторяем движение)

И уселся наш Топтыжка, (приседаем на корточки)

Стал считать он шишки вслух, (синхронно загибаем пальцы обеих рук)

Посчитал, проверил в книжке – (сжимаем пальцы в кулаки)

Не хватает сразу двух. (вытягиваем вперёд ладони)

А на ёлке, словно мышка, (поднимаем руки вверх, медленно кружимся)

Высоко, ну просто страсть! (повторяем движение)

На ветру дрожала шишка (колени пружинят, покачиваем руками из стороны в сторону)

И не знала, как упасть. (колени пружинят, руками делаем плавное движение в сторону головы)

Рассердился жадный Мишка (руки на поясе, топаем ногами)

И ногой об землю топ, ( повторяем движение)

И упала с ёлки шишка

И попала Мишке в лоб. ( колени пружинят, пальчиком показываем на лоб, другая рука на поясе, слегка поворачиваем корпус, повторяем движение в другую сторону)

— Ну а где вторая шишка, (поднимаем и опускаем плечи)

Шишки, вас должно быть две! (протягиваем вперёд правую и левую ладонь)

Отвечает Мишке шишка:

«У тебя на голове!» ( колени пружинят, пальчиком показываем на лоб, другая рука на поясе, слегка поворачиваем корпус, повторяем движение в другую сторону)

6. Логопед предлагает детям послушать рассказ К.Д. Ушинского «Петух да собака»

Петух да собака.

Жил старичок со старушкой в большой бедности. Были у них только петух и собака, да и тех они плохо кормили. Вот собака и говорит петуху:

Свежие документы:  Конспект "Футуризм. Игорь Северянин" 11 класс

— Давай, брат Петька, уйдём в лес.

— Уйдём, — говорит петух, — хуже не будет.

Вот и пошли они, куда глаза глядят. Стало смеркаться – пора на ночлег приставать. Сошли они с дороги в лес и выбрали большое дуплистое дерево. Петух взлетел на сук, собака залезла в дупло и – заснули.

Утром петух закричал: «Ку-ка-ре-ку!»

Услыхала петуха лиса; захотелось ей петушиным мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать:

— Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красный, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик.

— А за каким делом? – спрашивает петух.

— Пойдём ко мне в гости, у меня сегодня новоселье, и про тебя много горошку припасено.

— Хорошо, — говорит петух, — только мне одному идти никак нельзя: со мной товарищ.

«Вот какое счастье привалило! – подумала лиса. – Вместо одного петуха будет два».

-Где же твой товарищ? – спрашивает она. – Я и его в гости позову.

— Там, в дупле, ночует, — отвечает петух.

Лиса кинулась в дупло, а собака ее за морду – цап!.. Поймала и разорвала лису.

7. Логопед беседует с детьми по содержанию текста. На все вопросы логопеда дети отвечают развёрнутым предложением.(ответы детей выделены)

— Почему петух и собака ушли из дома?

— Потому что петуха и собаку плохо кормили.

— Как говорила собака, когда предлагала уйти от хозяев в лес?

— Собака сказала: «Давай, брат Петька, уйдём в лес».

Давайте попробуем сказать ее слова сердито; печально.

-Что означает «пошли, куда глаза глядят»?

— Это означает, что они не знали, куда идти.

— Что означает «пора на ночлег приставать»?

— Друзья подумали, что пора искать место для ночёвки.

— Где остановились друзья на ночлег?

— Петух и собака нашли дуплистое дерево.

— Что это за дерево «дуплистое дерево»?

— Это дерево с большим дуплом.

— Где ночевал петух, а где собака?

— Петух ночевал на ветке дерева, а собака – в дупле.

— Кто услышал утром петушиный крик?

— Петушиный крик услышала лиса.

— Что сказала петуху лиса?

Лиса сказала: « Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красный, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик».

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса «Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

— Как вы думаете, как разговаривала лиса с петухом? Давайте попробуем произнести ее слова грубо. А теперь ласково.

— Что ответил петух?

— Петух ответил: «А за каким делом?»

Давайте попробуем произнести слова петуха грубо; простодушно.

— Что подумала лиса, когда узнала, что у петуха есть товарищ?

— Лиса подумала: «Вот какое счастье привалило! Вместо одного петуха будет два».

С какой интонацией она произнесла бы это вслух? Давайте попробуем сказать ее слова хитро; весело.

— Что сделала собака, когда увидела лису?

— Собака разорвала лису.

8. Логопед предлагает детям разыграть сказку по ролям.

9. Итог занятия

Кто оказался сильнее в сказке, лиса или друзья (петух и собака)? Почему?

— Потому что вдвоём друзья сильнее хитрого врага.

Что означает пословица «Одной рукой и узла не завяжешь», «На добрый привет добрый ответ»?





































Список использованной литературы:

Сказки / К.Д. Ушинский; ил. К. Павловой. — Москва: «Эксмо», 2008



Использованные материалы:

1) CD MP 3 Детский праздник. Веселые детские песни (Детский праздник с клоуном Плюхом) (2007)

2) https://www.teremoc.ru/ (загадки)


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: