Конспект урока на тему «Произведения А.Л.Барто»


Урок по литературному чтению 1класс Школа России

Тема «Произведения А.Л.Барто.»

Цели :

  • Познакомить с творчеством А.Л.Барто и её произведениями.

  • Произведение «Помощница»: воспринимать на слух художественный текст, передавая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе толкового словаря, рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним.

  • Развивать умение школьников анализировать средства выразительности, высказывать суждения о тех или иных нравственных качествах, формулировать собственное мнение и позицию.

  • Воспитывать у детей уважение к членам семьи, умение отвечать за свои поступки, стремление помогать им во всём.

Оборудование : портреты писателей о поэтов; карточки с заданиями; мультимедийный проектор- презентация, таблицы для оформления доски.

Ход урока.

  1. Включение в учебную деятельность.

Все мы знаем- чтение лучшее учение.

На уроке почитаем, много нового узнаем.

  1. Мотивация.

-Ребята, соедините начало и окончание каждой пословицы и прочитайте их.

С книгой жить- лучший друг.

Хорошая книга- тот много знает.

Кто много читает, век не тужить.

-Как вы понимаете смысл этих пословиц?

  1. Повторение пройденного материала.

Разгадывание кроссворда

-Назовите авторов этих произведений, тогда узнаете тему нашего урока. (Класс делится на 5 групп, каждой даётся по 1 отрывку, если не могут назвать произведение и автора, выбирают себе помощников с других групп или им помогает оставшийся часть класса.)

  • Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Тихонько к ней подкрался щенок, прыг- и ухватился за хвост. (Виталий Валентинович Бианки «Первая охота»)

  • Оглядел он всех сурово

И сказал ученикам:

-Не учи молчать другого,

А молчи побольше сам! (Самуил Яковлевич Маршак «Угомон»)

  • -Кушай, Лада, — повторил я и подвинул блюдце поближе. Она протянула нос к молоку и залакала. (Михаил Михайлович Пришвин «Глоток молока».)

  • Пришла мама, взяла коня, и стал конь ничей. (Лев Николаевич Толстой «Был у Пети и у Миши конь».)

  • Замяукали котята:

« Надоело нам мяукать!

Мы хотим как поросята.

Хрюкать!» (Корней Иванович Чуковский «Путаница».)

На доске:

Бианки

Маршак

Пришвин

Толстой

Чуковский

  1. Постановка целей и определение темы урока.

Презентация «Игрушки».(дети вместе с исполнителями со слайдов повторяют)

Учитель:

— Мы с вами прослушали стихотворения из цикла «Игрушки» для самых маленьких. Эти стихи вы знаете с самого раннего детства. Назовите автора этих стихов.

Дети: «Барто»

Учитель: «Кто догадался, какая тема урока?»

Дети: «Стихи Агния Львовны Барто.»

Учитель :

— Стихи А.Л. Барто знают не только ваши мамы и папы, но даже бабушки и дедушки. Потому, наверное, что в них есть маленький секрет – они запоминаются сразу и на всю жизнь.

  1. Физминутка.

Вместе проговаривая стихи А.Л.Барто — делаем подходящие движения.

  1. Работа по теме урока.

— О какой игрушке Агния Барто рассказала грустную историю?

— Кто может прочитать наизусть? («Зайка»)

— Как понимаете выражение «весь до ниточки промок»?

— Почему зайка остался на скамейке один?

— Как относится девочка к своей игрушке?

— Можно ли её назвать хозяйкой?

(Словарь Ожегова: хозяин, хозяйка – человек, владеющий чем- нибудь.)

Учитель вкратце рассказывает о поэтессе, вывешивая на доску дополнительные фотографии.

  • Работа на макбуках. (работа в парах)

А

Н

М

О

И

Ц

О

П

Щ

9

6

3

2

7

8

4

1

5












— Теперь вам надо узнать название стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке. Оно зашифровано в таблице. Расшифруйте слово с помощью ключа.

— Скажите, как называется стихотворение? («Помощница»)

-Как вы думаете, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей? ( Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами).

— Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идёт о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче.

Чтение стихотворения «Помощница» учителем.

Чтение стихотворения «Помощница» детьми.

Анализ стихотворения.

— Какое чувство вызвало у вас поведение Тани?

— Подумайте, что привлекло Таню : настоящие дела или лёгкие занятия?

— Чем вы это можете доказать? (выборочное чтение)

— Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом?

— Можно ли Таню назвать помощницей? Согласны вы или нет? Почему?

— Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать?

— Я согласна с вами. Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле. Это специальный литературный приём . Он называется ирония.

-Скажите, как автор относится к своей героине?

( при ответе используются подходящие по смыслу слова, которые написаны на доске: одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит).

Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он не доволен её поведением, но он её любит.

— Каково ваше отношение к Тане?

(обобщение ответов детей)

— Что бы вы посоветовали Тане?

— Кто из вас заботится о своих родителях? Молодцы!

  1. Рефлексия.

— Что узнали мы сегодня с вами нового?

— Что больше всего понравилось на уроке?

— Какие выводы вы для себя сделали?….

-Урок был интересен?



Свежие документы:  Статья "Поликультурное образование школьников на основе изучения гуманитарных дисциплин"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: