Конспект урока на тему «Стихотворение «Ф.И. Тютчева «Ещё земли печален вид». Анализ стихотворения»


Муниципальное казённое образовательное учреждение «Фёдоровская ООШ»















Методическая разработка урока по литературному чтению для 4 класса















Подготовил : учитель начальных классов Стёпина Л.В.



2014год





Тема:« Стихотворение Ф.И. Тютчева «Ещё земли печален вид…». Анализ стихотворения .

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: ознакомить детей со стихотворениями о весне Ф.И.Тютчева; научить анализировать произведения, воспринимать и понимать чувства и настроения стихотворений; развивать речь учащихся, развивать эмоциональное отношение к произведениям искусства; воспитывать любовь к природе.

Задачи урока: учить определять учебную задачу урока , планировать её выполнение , осуществлять самоконтроль .

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство.

Планируемые результаты

Предметные:

Читать стихи выразительно , отражая настроение автора;

Находить средства художественной выразительности, помогающие увидеть картины, созданные автором

Метапредметные :

Определять и выполнять учебную задачу урока;

Владеть приёмами анализа поэтического текста;

Находить в тексте ключевые слова, помогающие создать картину природы

Личностные :

Проявлять интерес к поэзии;

Получать эстетическое удовольствие от чтения стихов русских классиков

Оборудование: мультимедиа, интерактивная доска, учебник Климанова Л.Ф. 4 класс, «Литературное чтение» ,презентация «Ф.И.Тютчев»,аудиоприложение к учебнику, рабочая тетрадь к учебнику.













Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. Орг .момент. Актуализация необходимых знаний


Предлагает послушать муз.зарисовку «Песня жаворонка» из цикла П.И. Чайковского «Времена года».

Предлагает определить количество частей в музыкальном произведении и настроение. Проводит беседу

Слушают музыку, делятся впечатлениями


2. Мотивация необходимых знаний


Предлагает определить тему и цели урока

-О каком времени года мы будем говорить?

-Сегодня прекрасный солнечный день. А это эмблема нашего урока .

Показывает рисунок солнышка. А почему солнышко?

Дети, солнце будет показывать наши знания и настроение на сегодняшнем уроке. Перед вами жёлтые кружочки. Во время урока за каждый правильный ответ вы будете рисовать солнцу лучики. И в конце урока каждый из вас покажет свое солнце и получит оценку.


С помощью учителя формулируют учебные задачи

-О весне.





-Оно дарит свет и тепло всему живому. Дарит жизнь .

3. Организация познавательной деятельности

Предлагает определить тему урока.

-А чьи же стихи мы будем читать? Соедините стрелочками фамилию автора и название произведения. А потом вы мне прочитаете лишнюю фамилию.

И.А.Крылов «Живая шляпа»

Н.Н.Носов «Стрекоза и муравей»

Ф.И.Тютчев«Кот и лодыри»

С.Я.Маршак

— Молодцы! Это Фёдор Иванович Тютчев. Мы будем сегодня читать стихотворение Тютчева о весне.

Дети соединяют стрелками автора и произведение.

Выясняют о творчестве какого поэта на уроке пойдёт речь. Называют тему урока.

— Эпиграфом к уроку я предлагаю взять слова Льва Николаевича Толстого « Без Тютчева нельзя жить»

Предлагает послушать стихотворение в аудиозаписи и поделиться своими впечатлениями.

Предлагает перечитать текст .



Предлагает выполнить словарную работу (объяснить слова и выражения)


Слушают стихотворение в аудиозаписи. Высказывают свои мысли и чувства.







Читают текст, описывают возникшие в воображении картины.

Высказывают своё понимание данных олицетворений.




4. Зарядка для глаз. Физкультминутка.


5. Применение теоритических положений в условиях выполнения упражнений








Предлагает выписать в тетрадь слова, которые помогают эти картины представить.

Предлагает провести исследовательскую работу по заданию 3 учебника.

Предлагает вспомнить биографию Ф.И. Тютчева

«Он блистал, как сын природы,

Играя взглядом и умом,

Блистал, как летом блещут воды,

Как месяц блещет над холмом.»

Так о Тютчеве писал Рубцов. А что вы знаете о Тютчеве? Давайте вспомним его биографию.

Показывает презентацию и рассказывает о поэте.





Выписывают слова в тетрадь.





Выполняют задание.















Рассказывают, что помнят о биографии Ф.И. Тютчева






6. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков

Предлагает прочитать стихотворение под музыку

— Спасибо вам. Ребята, чтение под музыку называется – художественным.

Предлагает выполнить литературный диктант




Читают 1-3 ученика







Дети отвечают на вопросы. Правильно + ,

не правильно — .

7. Рефлексия

Предлагает оценить свою работу на уроке.

-А теперь вернемся к эпиграфу нашего урока « Без Тютчева нельзя жить». Почему?

— А теперь все поднимите и покажите мне свои солнышки?

Выставляет оценки.





-Он нас учит любить и видеть красоту природы, понимать слово



Показывают солнышки


8. Объяснение домашнего задания

Объясняет выполнение домашнего задания

-Выучить стихотворение , нарисовать иллюстрации

Записывают задание в дневник

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Тайна любви больше, чем тайна смерти»





Приложение 1.



И.А.Крылов « Живая шляпа»

Н.Н.Носов « Стрекоза и муравей»

Ф.И.Тютчев « Кот и лодыри»

С.Я.Маршак

Приложение 2. Литературный диктант

1. Тютчева зовут Федор Николаевич?(-)

2. Он родился в селе Овстуг?(+)

3. Его музей находится в селе, где он родился?(+)

4. Он пишет о детях.(-)

5.Его первого учителя звали Сергей Раич.( -)

6. С детства он хорошо знал французский язык.(+)

7. Мы сегодня читали его стихотворения о зиме?(-)



+ + + — — + —

— Рисуем лучики солнцу за каждый правильный ответ.



Использованные Интернет ресурсы:

https://gymn22.narod.ru/Systems/trof2.htm

https://www.tutchev.ru/book





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: