Конспект урока на тему «В.Гаршин «Лягушка – путешественница»


Тема: В.Гаршин « Лягушка – путешественница»

Цель: учить учащихся анализировать художественный текст;

— формировать читательский кругозор и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;-

Задачи: продолжить работу по формированию умения проводить анализ произведения

— учить пересказывать текст с опорой на план

— совершенствовать навык выразительного , вдумчивого, осознанного чтения;

— воспитывать нравственные черты характера, любовь к чтению.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Слайд №1.

1. Речевая разминка. Слайд №2.

Сегодня урок литературного чтения мы начнём с заучивания скороговорки.

Слышен шорох в камышах, от него шумит в ушах,

Сто бесстрашных лягушат, цаплю шепотом страшат.

II. Проверка домашнего задания.

— Как вы думаете, почему мы начали урок с заучивания скороговорки?

— Какое произведение читали на прошлом уроке? Кто автор?

— Сейчас проверим как вы запомнили сказку.

Загадка: В этой сказке ради шутки

Замечательные утки понесли с собой на юг

Позабывшую испуг

Как зовётся их подружка?

Ну, конечно, же, ….. ( лягушка) Слайд № 3-9

— В домашнем задании надо было нарисовать рисунки к понравившемуся эпизоду. Предлагаю вам посмотреть на выставку ваших рисунков. ( Несколько рисунков дети объясняют)

III. Физминутка. Подвигайте пальчиками рук…

Повертите головой по кругу медленно…

Пошевелите носиком…, а теперь глазками по кругу.

Ну а теперь у нас нет ничего, что могло бы двигаться. Сидим, смотрим, слушаем.

IV. Работа по теме урока. Постановка целей.

— Сегодня мы продолжим работу по сказке В.Гаршина « Лягушка – путешественница» . Цель нашего урока: разделить текст на части и составить план.

Сейчас вы будете работать в группах, выделять части текста. Давайте вместе попробуем определить количество частей. Запись в тетради.

— О чём рассказывается в сказке в самом начале? ( О жизни лягушки до встречи с утками)

— Что произошло потом? ( встреча с утками, замечательная идея)

— Полёт на юг. ( путешествие)

— Что случилось во время путешествия ? ( падение в грязный пруд)

— Загадка. А попала ли она  на далёкие юга? 
Нет иль да? Нет!

Отчего же упала лягушка? 
Оттого, что была та…
 Хвастушкой

— Что у нас получилось? ( план)

Самостоятельная работа . Дети делят текст на части. Готовят краткий пересказ.

Составление кластера.

— Ребята, какие у вас ассоциации , когда слышите слово ЛЯГУШКА?

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Коли семья вместе, то и душа на месте»

Лягушка – болото, мошки, лето, вода, кваканье, прыжок,

Физминутка

На болоте две подружки, две зелёные лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались

Ножками топали, ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

V. Инсценирование.

Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшую инсценировку , которая называется « Чудная история о необыкновенной хвастунишке»

1 лягушка: Это я! Это я придумала! ( высовывается осторожно, оглядывается по сторонам)

2лягушка: Это ты так громко кричала?

1- Да, это я прощалась со своими любимыми утками.

2- Ах, у вас есть свои утки?

— Да, мои собственные, которые носят меня туда, куда я хочу. Просто я долго думала про жизнь и наконец, изобрела необыкновенный способ путешествия на утках.

2- Ах, вы такая умная! Вы такая отважная! А почему же вы не полетели на юг с ними? Там говорят сейчас тепло , и много комаров и мошек.

1- Пусть летят. Я отпустила их в отпуск. Я на юге бываю каждый год, поэтому меня уже ничем не удивишь.

2- Ах, как интересно! Какая у вас замечательная жизнь! Расскажите, как там в другом краю?

1- Конечно, лучше, чем в вашем грязном пруду

2- не говорите, здесь так скучно и неуютно! Неужели вы променяли великолепный юг на наш маленький пруд?

1- Я…я…я заехала к вам посмотреть, как вы здесь живёте. Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки! Ква!

1- Ква, ква. Я восторгаюсь вами.

1- Ква, ква! Я сама себе нравлюсь!


VI Работа с пословицами.

— Понравилась вам инсценировка?

Обратите внимание на доску. Какие пословицы подходят к сказке? Объясните смысл.

  • Хвастовство само себя накажет.

  • Кто хвалится, тот с горы свалится.

Произведение В.Гаршина – сказка. А в сказке происходят чудеса.

VII. Дерево предсказаний. Давайте и мы с вами сейчас сотворим чудо, посадим дерево и назовём его деревом предсказаний. У каждого дерева есть ствол, а главной нашей героиней является лягушка. От ствола отходят ветви, а у лягушки есть качества. Назовите их.- лягушка была осторожная, любознательная, изобретательная, смелая, От На ветвях растут листья приведите аргументы.

Например: Лягушка была осторожной. Это можно подтвердить несколькими примерами из сказки: когда на озеро, где жила лягушка спустились утки, лягушка на всякий случай нырнула под корягу, выслушав рассказ утки о юге, лягушка пришла в восторг; но, прежде, чем отправиться на юг, всё-таки спросила, много ли там комаров и мошек.

Лягушка любознательна: её очень хочется выяснить, куда летят утки, что такое юг, она решается на далекое путешествие, во время которого старается как можно лучше рассмотреть мир .

Да, её можно назвать изобретательной, т.к. она сама «изобрела» новый способ путешествия на утках и её ум привёл уток в такой восторг.

Лягушка и смелая, она во время путешествия не поддаётся чувству страха, когда стая уток поднялась в воздух, у лягушки дух захватило от страшной высоты, она «болталась в воздухе, как бумажный паяц, и изо всей силы стискивала челюсти, чтобы не оторваться», «нёсшие её утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик»; лягушке хотелось квакнуть от страха, «но нужно было иметь присутствие духа, и она имела его».


А самое главное качество лягушки вы забыли – хвастливая.

— А теперь внимание: Чёрный ящик. В этом ящике находится предмет, который

На лугу по кочкам

Прыгает листочком!

Выпуклые глазки

И кривые лапки.

Только где же ушки?

Кто это? ( лягушка) ( из ящика учитель берёт лягушку)

— Ребята, я предлагаю вам подойти к лягушке и сказать всё, что бы вы хотели, может быть дать какой — то совет.

— Я думаю, что ко всем вашим советам и предложениям она прислушалась, и стоит её отпустить в плаванье.

VIII Творческое задание. Ну а отправим мы лягушку путешествовать на кораблике Дружбы. Я предлагаю вам группой сделать кораблик.

— Вот теперь лягушка смело может путешествовать на кораблике, а чтобы ей было не скучно плыть одной, вместе с ней поплывут все кораблики. Нам только стоит помахать ей в след.

VIII.Рефлексия.

Перепутанные логические цепочки.

Я думаю, что у лягушки будет самое увлекательное путешествие . Но что это такое? Конверт. Давайте посмотрим, что там есть.

— Дорогие мои друзья! Мне было приятно с вами познакомиться, вы меня многому научили и дали хорошие советы. У меня от счастья кружится голова. И наверное, многое перепутала. Помогите мне!

Внимание задание: Расставьте предложения в правильном порядке, чтобы получился рассказ.

6 Нашли хороший прутик.

10 И с криком полетела вниз.

1 Жила – была на свете лягушка – квакушка.

2 Вдруг тонкий звук раздался в воздухе.

3 Утки сели в то самое болото, где жила лягушка.

7 Лягушка повисла на нем.

5 Лягушка попросилась лететь с ними

8 Смотрите, какое чудо.

9 Тут лягушка не выдержала. – Это я придумала! Это я!.

4 Уже холодно становится, быстрее на юг.

IX. Итог урока.

— Вот мы ещё раз с вами кратко пересказали сказку. И подводя итог урока попробуем составить синквейн . Выставление оценок.

X. Домашнеее задание. Составить кроссворд по сказке. , подготовить пересказ по плану.

















Свежие документы:  Урок-игра «Умники и умницы» по творчеству А.С.Пушкина в 9 классе

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: